Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы опроса




Наиболее популярным способом получения информации в соци­альных исследованиях является опрос. Опрос представляет собой спо­соб получения информации об объекте, основанный на предваритель­ной подготовке вопросов, ответы на которые образуют необходимые для целей исследования сведения. Опрос может осуществляться в разных формах и направляться на различные категории респондентов.

Основными типами опроса являются: анкетирование и интервьюирование.

Анкетированием является форма опроса, предполагающая заполне­ние респондентами особых статистических формуляров (анкет) в от­сутствие интервьюера. Анкетирование может проводиться в при­сутствии интервьюера, однако роль последнего должна заключаться в обеспечении контроля над качеством заполняемой анкеты.

Эта раз­новидность опроса примечательна тем, что позволяет при получении данных о субъективных ориентациях людей к исследуемым объектам охватывать широкие массивы респондентов, чем обеспечивается вы­сокая достоверность получаемой информации. Роль сборщика анкет­ной информации заключается главным образом в том, чтобы раздать формуляры и проконтролировать качество их заполнения, не участвуя напрямую в обсуждении включенных в анкету вопросов.

Анкетирование является наиболее оперативным и дешевым спосо­бом сбора информации. Большое значение в организации анкетирова­ния отводится способам рассылки и раздачи формуляров.

Таким об­разом, выделяют почтовое и раздаточное анкетирование. В случае заполнения анкеты по почте контакт интервьюера и респондента ис­ключен, что зачастую негативно отражается на качестве проведенного опроса.

При раздаточном анкетировании контроль со стороны интер­вьюера позволяет обеспечивать надлежащий уровень заполнения фор­муляра.

Необходимость математической обработки результатов массового анкетирования вызывает преимущественное использование в анкетах закрытых вопросов, предполагающих определенный и исчерпыва­ющий перечень ответов на эти вопросы. Поэтому значительную опас­ность для качества опроса представляет допущение неполноты набора альтернатив в закрытых вопросах, влекущее за собой дезориентацию респондента и, как следствие этого, снижение достоверности получае­мых по результатам опроса выводов.

Опрос при помощи анкет является наиболее распространенным методом получения социологической информации. Его главным дос­тоинством является масштаб охвата выборочной совокупности, по­зволяющий делать обобщения на большом массиве социологическо­го материала. Правильно сформированная анкета дает возможность заключать обоснованные и содержательные выводы о свойствах и цен­ностных ориентациях социальных групп, попавших в выборку, выяв­лять закономерности, составляющие устойчивые и сущностные связи между различными составляющими исследуемого объекта. Поэтому не­обходимо тщательно подготовить вопросник, связав его логику и струк­туру с целями и задачами исследования.

Анкетный опрос может быть представлен в двух видах, обусловлен­ных целями, закладываемыми в процедуру опроса.

Первый вид анкет­ного опроса — информационный предполагает простой набор сведе­ний, получаемых при помощи вопросов.

Другой вид — перекрестный — направлен на парное сличение признаков, заложенных в вопросы ан­кеты с целью определения скрытых зависимостей в содержании и ди­намике объекта исследования.

На первом этапе проведения анкетного опроса — подготовитель­ном — важно проверить логическую обоснованность (релевантность) каждого вопроса, включенного в анкету. Составитель анкеты должен знать, какую информацию можно получить на базе того или иного воп­роса, с какими другими вопросами связан данный вопрос и какие вы­воды можно получить в ходе сравнительного анализа ответов на эти вопросы. Решить эту проблему при проведении перекрестного опроса позволяет формулировка перечня бинарных оппозиций, цель которо­го заключается в сопоставлении вопросов анкеты, матричное пред­ставление ответов на которые дает возможность получить скрытые от самих участников опроса устойчивые зависимости между свойствами объекта исследования.

К примеру, оппозиционную пару в анкете мо­гут составить вопросы о поле, возрасте или образовании — с одной сто­роны, и об отношении к руководству организации (отрицательное, поло­жительное и равнодушное) — с другой. В идеале, практически все вопросы анкеты должны состоять в бинарных оппозициях друг с дру­гом, это повысит информационную емкость анкеты и улучшит каче­ство последующей ее обработки.

Кроме того, при формулировке вопросника анкеты необходимо со­блюдение некоторых правил, учитывающих психологические и соци­альные особенности процедуры опроса:

♦ анкета должна быть структурирована на блоки, облегчающие восприятие респондентом структуры вопросника;

♦ общий принцип расположения вопросов в анкете: от простых вопросов к сложным. В заключительном блоке предлагаются вопросы биографического характера;

♦ повысить качество анкеты может введение в текст анкеты вопро­сов-ловушек, с помощью которых косвенным образом определя­ется то, насколько искренно респондент отвечает на отдельные вопросы;

♦ объем и содержание вопросов анкеты должны быть соразмерны целям исследования, квалификации и характеру занятости рес­пондентов.

На втором этапе проведения анкетного опроса — процедурном — отслеживается качество ответов респондентов на сформулированные вопросы. Поскольку анкетный опрос не предполагает личного взаи­модействия интервьюера и респондента, в анкете должна быть сфор­мулирована обстоятельная инструкция к заполнению каждого пункта вопросника. Респондент должен точно знать, сколько возможных ва­риантов ответа на закрытые вопросы он имеет возможность обозна­чить, где отметить варианты ответов, не предусмотренных приведен­ными в анкете перечнями и пр.

Методы интервьюирования по степени формализации делятся на стандартизированные интервью и свободные интервью.

Стандартизированные интервью являются по сути формой анкети­рования с присутствием интервьюера. Такая форма опроса дает возмож­ность получить максимально полное и исчерпывающее представление об объекте исследования. В ходе стандартизированного интервью анке­тер должен придерживаться точных формулировок, используя преиму­щественно закрытые вопросы.

Свободное интервью (беседа) проводится без заранее подготовлен­ного вопросника или плана беседы, что, с одной стороны, облегчает контакт респондента с анкетером, но с другой — усложняет обработку информации. Свободное интервью целесообразно проводить на ран­них стадиях исследования, когда объект исследования недостаточно структурирован. Результаты свободных интервью не должны носить унифицированный характер; их ценность обусловливает собственно уникальность результатов и связь с конкретной ситуацией.

Широкое распространение в качестве способов сбора социальной информации получили также глубинное и фокусированное интервью.

Глубинное интервью призвано последовательно раскрыть содержа­ние сложных объектов исследования. Для такого погружения в объект необходимо предварительно составить перечень вопросов, определя­ющих структуру и содержание объекта. В отличие от анкетного опро­са последовательность вопросов и их формулировка не являются жесткими и могут уточняться по мере рассуждений опрашиваемого в ходе опроса.

Цель фокусированного интервью заключается в извлечении инфор­мации о реакциях субъекта на заранее заданные воздействия. В фокусированном интервью исследователь стремится определить, какие именно смысловые единицы информационного поля оказались в цен­тре внимания опрошенных, какие — на периферии, а что — вовсе не осталось в памяти.

Необходимым допущением в процедуре проведения фокусирован­ного интервью является предварительное знакомство респондентов с предметом обсуждения. Это может быть: чтение проблемной статьи, просмотр сюжета или изучение темы. Интервьюер предварительно планирует ход беседы, учитывая индивидуальные особенности рес­пондентов, нацеливая их внимание на освещение специально выделен­ных тем обсуждения. Унифицированный характер фокусированного интервью, вызванный обращением к ограниченному кругу исследуе­мых вопросов, позволяет в полной мере использовать статистические методы обработки полученных данных и максимально точно оценить полученные результаты.

Разновидностью фокусированного интервью является метод фокус-групп, представляющий собой неформализованное интервью, прово­димое не с индивидуальным респондентом, а с группой. Элементы интервью, то есть трансакции «интервьюер — респондент», сочета­ются в этом методе с элементами групповой дискуссии — трансак­циями «респондент-респондент».

Целью фокус-групп является полу­чение информации о мнениях и реакциях ее участников. Достижение иных целей, таких как поиск наилучшего решения, погашение конф­ликтов, обучение или достижение психотерапевтического эффекта, при проведении фокус-групп не преследуется.

Значительная роль в сборе социальной информации отводится экспертному и массовому формам опроса.

Специфической чертой экспертного опроса, обстоя­тельный анализ которого будет произведен в следующей главе, явля­ется получение специальной информации, необходимой для понима­ния находящихся в сфере внимания наблюдателя событий и явлений.

Проведение экспертного опроса целесообразно делать в форме ин­тервью, что позволит более полно и содержательно отобразить мнение эксперта. Вопросник для эксперта должен содержать значительное количество открытых вопросов, что обеспечит достаточную широту экспертного взгляда на предмет исследования.

Массовые опросы проводятся главным образом с целью выяснения общественного мнения по широкому кругу актуальных для развития социума вопросов. Атрибутивными свойствами массовых опросов явля­ется их транстерриториальный характер, поддерживаемый тщательно выверенной выборкой и массивом выборочной совокупности, позво­ляющими увеличить степень надежности и достоверности получен­ных в ходе опроса сведений.

В настоящее время более 80% всей эмпирической информации социологи получают методом опроса. Кроме социологии опрос успешно используется в других областях: статистике (структура населения, бюджеты потребления, времени и т. д.), журналистике (различные виды интервью), педагогике (как средство контроля), врачебной практике (как средство диагностики), юриспруденции (опросы свидетелей), психологии и т. д.

Широкое использование метода опроса обусловлено его оче­видными достоинствами:

• организационная четкость и относительная простота (опрос всегда организовать легче, чем любой другой способ полу­чения информации);

• относительная дешевизна;

• конкретность, содержательность и стандартность получаемых с его помощью сведений;

• уникальность (он позволяет получать информацию, которая недоступна другим методам);

• оперативность (при анкетировании);

• эффективное использование формальных и технических средств обработки получаемых материалов.

Имеются у метода опроса и недостатки. Связаны они, глав­ным образом, с факторами, негативно влияющими на качество получаемых с его помощью сведений:

• влияние респондента (уровень его образования, культуры, свойства памяти, психики, отношение к организации или человеку, проводящему опрос, и т. п.);

• влияние самого исследователя (качество разработки социологического инструментария (опрос­ника), профессионализм анкетера или интервьюера);

• влияние внешних факторов (посторонние лица, неудачное время и место опроса, плохая организация самой процедуры и т. п.).

Метод опроса используется:

1) когда предпочтительным, а час­то единственным источником сведений является человек — непосредственный представитель исследуемого процесса или явления;

2) когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют;

3) когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения;

4) когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребности, интересы, моти­вации, настроения, ценности, убеждения людей и т.д.;

5) в ка­честве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Полевой этап исследований, проводимых в рамках так на­зываемой «количественной» социологии, завершается сбором одного или нескольких массивов достаточно больших по чис­ленности (от нескольких сотен до нескольких тысяч) первичных документов. В них зафиксированы конкретные значения пере­менных (ответов на вопросы анкеты, величины единиц счета в бланках контент-анализа и т.д.) каждой единицы наблюде­ния (респондента, фрагмента канала СМИ при проведении кон­тент-анализа и т. д.), включенной в выборочную совокупность.

Для того чтобы извлечь содержательную информацию из этой эмпирической фактуры, все конкретные значения переменных необходимо представить в обобщенной форме, т. е. провести ее своеобразное «сжатие». Эта процедура называется обработкой эмпирической информации.

Она представляет собой комплекс последовательных опера­ций, в результате которых исследователь получает различные количественные меры значений переменных, с помощью кото­рых можно выявить картину состояния предмета исследования, взаимосвязи и взаимозависимости между переменными и/или их группировками. Выполняются они с помощью компьютерной техники и состоят в следующем.

1. Подготовка эмпирической информации к обработке.

2. Содержательный контроль полноты и правильности пер­вичных документов.

3. Сквозная нумерация всех документов, прошедших содер­жательный контроль и включенных в обработку.

4. Подготовка электронного макета для введения эмпиричес­кой фактуры в память компьютера и перевода ее из физической формы в электронную.

5. Ввод (набивка) всей эмпирической фактуры с полевых до­кументов (анкет, бланков и т.п.) в память компьютера (на жесткие и/или мягкие магнитные диски) и образование файлов данных.

6. Получение линейных распределений частот значений всех переменных, включенных в полевой документ, а также необхо­димых или заданных таблиц сопряженности между ними.

7. Использование (при возможности) стандартных или специализированных пакетов прикладных компьютерных программ в индивидуальном (диалоговом) режиме для проведения ори­гинальных математических или статистических преобразований эмпирической информации и представления получаемых резуль­татов в удобной (табличной, графической, диаграммной и т.п.) форме на экране монитора и/или (через принтер) на бумаге.

8. Содержательный анализ выходных форм.

Основной принцип, которому подчиняется вся аналитическая работа: от общего — к частному. Любой аналитический материал должен начинаться с раскрытия существа проблемы, ее актуаль­ности, масштабов структуры и т. д. Для этого привлекаются все имеющиеся материалы, в том числе и те, которые получены в результате проведения исследования. Поэтому осмысление эм­пирических материалов социологического исследования, привле­каемых для этих целей, всегда начинается с (1) анализа линейных распределений.

Полученные в результате содержательные выводы в значительной мере предопределяют логику, направленность и характер последующего анализа, его глубину и объем. Результаты анализа линейных распределений позволяют представить общую картину ситуации, сформулировать стратегические ориентиры при принятии решений.

Следующий раздел текста должен быть направлен на

- дета­лизацию общей картины,

- более полное раскрытие отдельных составляющих проблемы,

- выявление взаимосвязей между ними,

- уточнение возможных направлений решения проблемы и т.д.

Это становится возможным в процессе (2) анализа таблиц сопря­женности и n-мерных распределений. При умелом формировании названных таблиц из них можно извлечь информацию для кон­кретизации общих выводов, повышения адресности практических действий, разработки социальных технологий и т. п.

Завершают аналитический текст (отчет, записку) рекомендации, конкретные предложения стратегического и тактического характера.

Социометрический метод — метод получения эмпири­ческой информации, используемый в социологии и социальной психологии с целью изучения структуры межличностных отно­шений в малых (контактных) социальных группах.

Данный метод представляет собой реализацию методики групповой психоло­гии — социометрии, предложенной американским социальным психологом Я.Д.Морено. С помощью социометрии оказывается возможным количественное измере­ние эмоциональных отношений в малых социальных группах и отражение их в виде социальных матриц, индексов, графи­ков.

Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточ­но длительный опыт совместной групповой жизни.

Предмет­ная область социометрии — эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

Созданная на основе взглядов К. Маркса, О. Конта и 3. Фрейда социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешние проявления поведения и взаимодействия людей, так и фрейдизму, акцентирующему внимание на внутренних, глубин­ных факторах человеческого поведения.

По мнению Я.Д.Морено, эмоциональ­ные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть выявлена только с помощью социальной микроскопии. Именно социометрия в сочетании со своими специфи­ческими методами положила начало разработке теоретических и практических основ микросоциологии.

Суть общей теории социометрии основывается на утверж­дении того, что социальные системы являются притягательно – отталкивающе - нейтральными, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто внешне никак не проявляющиеся (микроструктура).

Социометрическая теория ставит своей целью выявление законов формирования и функционирования взаимодействий внутри малых социальных групп.

Прикладная социометрия в виде специальной техники опро­са и обработки эмпирической информации (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и пер­вичных (контактных) коллективов почти всегда включают в ка­честве основного или дополнительного метода социометрию.

Основной формой социометрической процедуры является социометрический опрос. Он позволяет:

• анализировать внутриколлективные и внутригрупповые отно­шения на основе измерения степени сплоченности—разоб­щенности в группе;

• изучать структуру микрогрупп и положение в них отдельных членов (так называемые социометрические позиции — отно­сительный авторитет членов группы по признакам симпа­тии—антипатии);

• обнаруживать внутригрупповые подсистемы, сплоченные об­разования, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

С помощью социометрического опроса можно также устано­вить величину социодинамического расхождения между офици­альной (формальной) и неофициальной (неформальной, неявной, социометрической) структурами.

Результаты социометрического опроса выступают в качестве предпосылки и основы превращения старого социального устройства в новое и, если это необходимо, преобразования его групп таким образом, чтобы его формальная структура как можно больше соответствовала глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре.

Наиболее плодотвор­но социометрический опрос используется при формировании команд. Кроме того, с помощью социометрического опроса мож­но изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп.

Использование социометрической процедуры позволяет про­водить измерение авторитета формального и неформального ли­деров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной не­приязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, она не требует больших времен­ных затрат (до 15 мин) и при этом весьма полезна в приклад­ных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Однако ее нельзя все же рассматривать в качестве радикального способа разрешения внутригрупповых проблем, причины которых заложены не в симпатиях и антипа­тиях членов группы, а в более глубоких источниках.

Социометрические опросы могут проводиться в коллективах, имеющих не менее чем полугодовой опыт совместной деятельнос­ти. Количество членов группы, подвергаемой социометрическому исследованию, не должно превышать 10—15 человек.

Основными требованиями к проведению социометрического опроса являются:

• рациональная формулировка целей и задач исследования;

• четкое определение исследуемой совокупности, проблемы, критериев, форм и вариантов выборов;

• корректное использование полученной информации.

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипо­тезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспери­ментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызы­вает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе.

Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Как правило, социометрический критерий — это критерий, по которому устанавливается структура отношений между членами группы. Он представляет собой социометрический вопрос, в котором опрашиваемым предлагается выбрать одного или нескольких членов группы для той или иной совместной дея­тельности. Каждый член группы обязан отвечать на эти вопросы, выбирая членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

(Например, исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второго, и т. д.»).

Примеры вопросов для изучения деловых отношений

1а) Кого из своих коллег по группе Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)?

1б) Кого из своих коллег по группе Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям?

2а) С кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку?

2б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служеб­ную командировку?

За) Кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)?

3б) Кому из членов группы тяжело будет исполнять обязан­ности лидера?

Примеры вопросов для изучения личных отношений

1а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации?

1б) С кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем совето­ваться?

2а) Если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате?

2б) Если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе?

За) Кого из группы Вы пригласили бы на день рождения?

3б) Кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.). Критерии определя­ются в зависимости от цели данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 4715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.