Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития и современное состояние информационных технологий




Периоды развития информационных технологий зависят от кардинальных изменений в сфере обработки информации, процессах её хранения и транспортировки, т.е. от информационных революций, которые происходят в истории развития цивилизации.

С появлением устной речи информационная технология заключалась в устной передаче информации и знаний, т.е. доступ к информации и знаниям был ограничен кругом общения.

Изобретение письменности совершило первую информационную революцию. Появилась возможность фиксировать знания на материальном носителе, пересылать информацию, накапливать её для передачи другим поколениям. Для получения информации можно было уже обходиться без непосредственного общения с учителем. Однако доступ к знаниям и информации всё ещё был ограничен, так как технология обработки данных была ручной, а её производство уникальным и нелёгким трудом.

Вторая информационная революция (середина XV в.) ознаменована изобретением книгопечатания. Создание в 1445 г. печатного станка радикально изменило культуру и организацию деятельности общества. Книгопечатание предоставило возможность активного распространения информации, знания стали тиражироваться.

Третья информационная революция (конец XIX в. – начало XX в.) началась с изобретения электричества, благодаря которому появились новые средства связи: телеграф, телефон, диктофон, радио, позволяющие оперативно, в режиме реального времени передавать информацию на большие расстояния.

Четвёртая информационная революция (середина XX в.) связана с изобретением электронно-вычислительной машины (ЭВМ). "Компьютерная" информационная революция выдвинула на первый план новую отрасль – информационную индустрию, связанную с производством технических средств, методов, технологий для распространения новых знаний.

В зависимости от информационных революций различают и виды инструментария технологий.

1 этап (до второй половины XIX в.) информационная технология была "ручной", её основная цель заключалась в представлении информации в нужной форме: сочинения, книги, библиотеки, рукописные и печатные издания. В качестве средств ИТ использовались перо, чернильница, бумага, карандаш, книга. Передача информации выполнялась путём отправки по почте писем, пакетов, донесений. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2 этап (с конца XIX в) – "механическая" технология. Используются более эффективные, удобные, облегчающие ручной труд средства создания и распространения информации: диктофон, механическая пишущая машинка, телеграф, телефон, первые поезда и самолёты. Основная цель технологии - представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3 этап (40 – 60 гг. ХХ в) – "электрическая" технология, основной целью которой стала обработка не формы, а содержания информации, что достигалось за счёт использования более совершенного инструментария: электрические пишущие машинки, портативные диктофоны, копировальные машины, телевидение, большие ЭВМ. Изменяется цель технологии: акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.

4 этап (начало 70-х – 80-е гг. ХХ в.) – "электронная" технология. Такое название информационная технология получила от используемого в её процессе основного инструментария, в качестве которого стали выступать большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления и автоматизированные информационно-поисковые системы. Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы. Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи. Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5 этап (с середины 80-х гг. ХХ в.) – "новая" информационная технология. Основным инструментарием технологии становится персональный компьютер с широким спектром программных продуктов универсального и специального назначения, а также телекоммуникационные средства. Информационные и телекоммуникационные технологии стремительно развиваются и проникают во все сферы деятельности – экономику, бизнес, юриспруденцию, образование. На этом этапе происходит процесс персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений определенными специалистами. Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и интеллекта для разных уровней управления, реализуются на ПК и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений. Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

Этапы развития информационных технологий с использованием электронно-вычислительных машин рассматриваются отдельно, эти этапы определяются различными признаками деления.

Признак деления - в зависимости от процессов обработки информации

1-й этап (1960-70-е гг.) - обработка данных в вычислительных центрах в режиме коллективного пользования. Основным направлением развития ИТ являлась автоматизация операционных рутинных действий человека.

2-й этап (с 1980-х гг.) - создание ИТ, направленных на решение стратегических (перспективных, долгосрочных) задач.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.