Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экспертные системы




Экспертными системами (ЭС) называют сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей.

Технология создания ИИС существенно отличается от разработки традиционных программ с использованием традиционных языков программирования.

К разработке ЭС привлекаются специалисты из разных предметных областей, а именно:

- эксперты той проблемной области, к которой относятся задачи, решаемые системой;

- инженер по знаниям (когнитолог), являющийся специалистом по разработке ИИС;

- программисты, осуществляющие реализацию ЭС.

Эксперты поставляют знания в систему и оценивают правильность получаемых результатов.

Инженер по знаниям помогает экспертам выявить и структурировать знания, необходимые для работы ЭС, выполняет работу по представлению знаний, выбирает методы обработки знаний, проводит выбор инструментальных средств для реализации системы, наиболее пригодных для решения поставленных задач.

Программисты разрабатывают программное обеспечение ЭС и осуществляют его сопряжение со средой, в которой оно будет использоваться.

Следует отметить, что любая экспертная система должна иметь, по крайней мере, два режима работы: приобретения знаний и консультации.

В режиме приобретения знаний ЭС наполняется знаниями, полученными от эксперта, которые впоследствии позволят системе самостоятельно решать определённые задачи из конкретной проблемной области.

В первых ЭС не учитывалось изменение знаний, используемых в процессе решения конкретной задачи. Их называют статическими ЭС. Существует широкий класс приложений, в которых требуется учитывать изменения, происходящие в окружающем мире за время исполнения приложения. Для решения таких задач необходимо применять динамические ЭС, которые имеют средства связи с внешним окружением. Изменения окружения решаемой задачи требуют изменения хранимых в ЭС знаний, для того чтобы отразить временную логику происходящих в реальном мире событий.

Современные ЭС к знаниям, которыми располагает эксперт, предъявляют требования надёжности, важности, чёткости, для чего они снабжаются весовыми коэффициентами, которые называют коэффициентами доверия. В процессе эксплуатации ЭС обучаются, т.е. коэффициенты доверия подвергаются корректировке. Процесс обучения ЭС может производиться автоматически с помощью обучающего алгоритма либо путём вмешательства когнитолога, выполняющего роль учителя.

В режиме консультации пользователь ЭС сообщает системе конкретные данные о решаемой задаче и стремится получить с её помощью результат. Пользователи-неспециалисты обращаются к ЭС за результатом, не умея получить его самостоятельно, пользователи-специалисты используют её для ускорения и облегчения процесса получения результата.

ЭС содержит следующие основные компоненты:

- база знаний (БЗ);

- база данных (БД) со своей СУБД;

- решатель (интерпретатор);

- подсистема настройки и управления;

- подсистема объяснения;

- диалоговая подсистема (интерфейс с пользователем).

В некоторых источниках совокупность средств, обеспечивающих работу со знаниями, называют системой управления базой знаний (СУБЗ) по аналогии с СУБД.

В целом процесс функционирования ЭС можно представить следующим образом:

- пользователь, желающий получить информацию, через пользовательский интерфейс посылает запрос к системе;

- решатель, используя БЗ, формирует и выдаёт пользователю информацию, объясняя ход своих рассуждений при помощи системы объяснения.

 

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятию «система».

2. Что такое информационная система?

3. В чем состоит разница между компьютерами и информационными системами?

4. Как можно представить процессы, происходящие в информационной системе?

5. Как развивались информационные системы?

6. Почему информационные системы являются стратегическим средством развития фирмы и в чем состоит их вклад?

7. Расскажите о пирамиде уровней управления в фирме.

8. Почему при создании информационной системы следует учитывать влияние внешней среды?

9. Приведите примеры информационных систем, поддерживающих деятельность фирмы.

10. Какие задачи стоят при создании информационной системы?

11. Расскажите об основных функциональных информационных системах.

12. Приведите примеры информационных систем, обеспечивающих эффективность работы.

13. Как вы представляете структуру информационной системы?

14. Расскажите об информационном, техническом, программном и математическом обеспечении, об организационном и правовом обеспечении.

15. Для чего нужна схема информационных потоков?

16. В чем суть методологии построения баз данных?

17. Почему при разработке информационной системы важным фактором является структурированность задач?

18. Как структурированность задач влияет на классификацию информационных систем?

19. Каковы особенности информационных систем, создающих управленческие отчеты?

20. Каковы особенности и виды информационных систем, разрабатывающих альтернативы решений?

21. Что такое классификатор?

22. Какова структура построения классификаторов, и в чем их назначение?

23. В чем суть функционального признака при классификации информационных систем?

24. Что такое признак уровней управления при классификации систем?

25. Расскажите о пирамиде информационных систем в фирме, где используется функциональный признак классификации.

26. Каковы роль и функции ИС оперативного уровня, ИС для специалистов, для менеджеров среднего звена, стратегических ИС?

27. Приведите классификацию информационных систем по характеру использования информации, по степени автоматизации, по сфере применения.

28. Расскажите об интерфейсе информационной системы и его составляющих.

 

РАЗДЕЛ 4. Системы управления базами данных

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.