Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методология и концептуальные основы безопасности жизнедеятельности




Каменская Е.Н.

Конспект лекций по дисциплине:

«Безопасность жизнедеятельности»

Тема № 1

1. БЖД: цель, задачи, роль в подготовке специалиста, основные категории

2. Основные категории БЖД: среда обитания, опасности и риски

 

1. БЖД: цель, задачи, роль в подготовке специалиста, основные категории

Безопасность жизнедеятельности — это наука о сохранении жизни и здоровья, обеспечении безопасности человека в любой среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека путем снижения вредных и опасных факторов до приемлемых значений, вырабатывать меры по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Дисциплина БЖД представляет собой область знаний, в которой изучаются опасности, угрожающие человеку и живой природе, закономерности их проявления и способы защиты от них.

В отличие от курса «Охрана труда», который изучает опасности и способы защиты от них на производстве, БЖД включает в себя все виды деятельности, защиту от опасностей в любой среде обитания.

Человек в течение всей своей жизни находится в мире опасностей, от которых зависят его здоровье и продолжительность жизни. Умение распознавать их, оценивать степень риска и своевременно принимать защитные меры позволяет предупреждать неблагоприятные воздействия вредных и опасных факторов окружающей среды.

По мере развития цивилизации человеческое сообщество вынуждено постоянно решать проблемы безопасности, стремясь повысить защищенность человека. Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности.

Гиппократ (460 до н.э.) писал о болезнях рудокопов и труд «О здоровом образе жизни».

Гален (200 до н.э.) обратил внимание на вредное действие на организм свинца и цинка.

Швейцарский врач и химик Парацельс (1493), немецкий врач Агриком (1491) отмечали непродолжительность жизни горняков и описали заболевание «чахотка горняков».

М.В. Ломоносов написал труды об охране труда горнорабочих, разработал теорию расчёта рудничной вентиляции.

И.И. Сеченов, Т.П. Павлов, Н.В. Введенский – создавали труды в области гигиены.

И.А. Павлов, В.Л.Кирпичев – занимались вопросами безопасности труда и производственной санитарии с позиции инженерных решений.

Объектом безопасности жизнедеятельности является комплекс явлений и процессов в системе «человек-среда обитания», негативно воздействующих на человека и природную среду.

Система «человек-среда обитания» подразделяется на:

Человек – бытовая среда;

Человек – городская среда;

Человек – природная среда;

Человек – машина – производственная среда.

Предметом изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» являются:

Ø Объективные закономерности возникновения опасных и вредных факторов в биосфере и техносфере;

Ø Анатомо-физиологические способности человека переносить воздействие опасных и вредных факторов в обычных и чрезвычайных ситуациях;

Ø Средства формирования комфортных и безопасных условий жизнедеятельности и сохранение природной среды;

Ø Правовые и организационные основы обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Целью БЖД как науки является разработка научных основ и практических рекомендаций относительного и безопасного поведения человека в мире опасности.

Научные задачи БЖД сводятся к теоретическому анализу и разработке методов идентификации (распознавание и количественная оценка опасных и вредных факторов, генерируемых элементами среды обитания).

Практические задачи БЖД обусловлены выбором принципов защиты человека и природной среды от негативного воздействия техногенных источников и стихийных явлений, а так же средств, обеспечивающих комфортное состояние среды жизнедеятельности.

Методами БЖД являются наблюдение, моделирование, эксперименты, математическая статистика, прогнозирование.

Специалист, изучив дисциплину, должен знать:

Ø Как обеспечить безопасные условия деятельности на рабочих местах;

Ø Идентифицировать опасные и вредные факторы, сопутствующие реализации производственного процесса;

Ø Обеспечивать применение и правильную эксплуатацию средств защиты работающих и окружающей среды;

Ø Пути и способы создания безопасной техники, требование к машинам, оборудованию и технологическим процессам;

Ø Основы прогнозирования аварий, чрезвычайных ситуация; планирование мероприятий по ликвидации их последствий;

Ø При возникновении чрезвычайных ситуаций и аварий – спасение и оказание первой помощи, приёмы ликвидации их последствий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.