Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Компоненты жизнедеятельности общества




Характеристика основных концепций теории личности будет неполной без исследования существующих в современной науке представлений о взаимосвязи свойств личности с компонентами жизнедеятельности общества.

Подобно тому, как структура личности включает в себя материальную, интеллектуальную и духовную компоненты, так и общество можно представить состоящим из подобных компонент. Развитие человеческого общества происходит в форме взаимодействия его внутренних составляющих (материя, интеллект, духовное начало) между собой и с внутренними составляющими структур входящих в него членов общества. Поэтому очень важно рассмотреть содержание этих составляющих в жизни общества и их взаимодействие. Мировые процессы, весь ход истории, в том числе, и великие события и перевороты, необъяснимы из частных индивидуальных действий, интересов и влечений, из случайных, единичных поступков отдельных людей. Они определяются общими массовыми движениями (иногда совершенно стихийными), общим сознанием, общими инстинктами и потребностями.

Составляющая материальных потребностей общества включает в себя всю сферу материального производства, экономических отношений, обмена товарами и услугами, финансового обращения. Общество потребляет ресурсы, расходуя их на развитие производства продукции и социальные нужды (медицина, образование, пенсионное обеспечение, оборона, содержание госаппарата). Для обеспечения рациональной жизнедеятельности общество создает государство, которое должно эту жизнедеятельность регулировать путем развития всех составляющих. При этом должны учитываться интересы всех слоев общества и все компоненты жизнедеятельности развиваться гармонично. Если государство не справляется с этой задачей, если происходят деформации: одни направления развиваются за счет ущемления других, происходит искажение в развитии, и, в конце концов, общество меняет состав органов государственной власти. Облагая материальное производство налогами, государства формируют свой бюджет. Налогообложение является средством регулирования соотношения преимущественно развиваемых через финансовую поддержку государства направлений жизнедеятельности общества. Именно здесь должно проявляться главное предназначение государства: осуществление гармоничного развития всех составляющих жизнедеятельности людей. Это развитие должно происходить без каких-либо деформаций и преобладания отдельных направлений в угоду эгоистическим и политическим интересам тех или иных групп общества.

Примером нерационального развития может служить советская экономика, которая развивалась крайне несбалансированно: быстрые темпы характеризовали развитие тяжелой индустрии, особенно оборонного комплекса, в то время как производство средств потребления резко отставало.

Еще более выразителен пример нерационального природопользования в мировом масштабе, которое привело человечество на грань экологической катастрофы. Следствием этого явились: дефицит питьевой воды, продуктов питания, сырья и энергоносителей, проблемы с хранением и утилизацией отходов, резкое различие в качестве трудовых ресурсов, несправедливое международное разделение труда, что ведет к внутригосударственным и межгосударственным проблемам. Особенно ярко эти проблемы высветил разразившийся в начале XXI века мировой экономический кризис. В настоящее время разные страны ищут пути его совместного преодоления и предотвращения подобных явлений в дальнейшем.

Как видно из этих примеров, материальная составляющая потребностей в жизнедеятельности общества играет существенную роль.

Не менее важная роль принадлежит интеллектуальной составляющей, представляющей собой накопленные знания о законах природы и общества, о правилах взаимодействия их друг с другом, т. е. массовое сознание. К массовому сознанию относятся: наука, материальная культура, образование, право.

Наука - особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире. Основой научной деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют строить причинно-следственные связи, и как следствие - прогнозировать еще не известные факты и явления. Наука, возникшая во времена зарождения человечества, превратилась в современном обществе в важнейший вид деятельности людей, вырабатывающий и накапливающий знания о законах развития природы и общества.

Средствами материальной культуры человечество систематизирует, хранит и приумножает интеллектуальное наследие, передавая его с помощью системы образования новым поколениям, обеспечивая преемственность интеллектуальной жизни на Земле. Поэтому все средства хранения информации о знаниях, которыми располагает общество: библиотеки, музеи, базы данных, архивы – также относятся к интеллектуальной составляющей жизнедеятельности общества.

Правила и нормы взаимодействия человека с другими людьми, природой и обществом, его права и обязанности юридически закреплены в правовом законодательстве. Оно формировалось на протяжении исторического развития человечества и закрепило факт сознательно принимаемого на себя обществом ограничения свободы личности во имя сохранения разумной жизни на Земле. Особенно велика роль права, закона в условиях недостаточной духовно-нравственной зрелости, как отдельных людей, так и человеческого сообщества. В законах отражены соотношения прав и обязанностей людей применительно к другим людям, природе и обществу. Нормы права охраняют соблюдение гражданских свобод личности (свободы слова, вероисповедания, печати, собраний, перемещения и т.д.).

Особую значимость в эпоху информационного бума, которую переживает человечество в настоящее время, приобретает свобода доступа к информации. Владение достоверной и своевременной информацией вооружает человека в его повседневной жизни, помогает избежать множества проблем и ошибок, а также расширяет его профессиональные возможности. То же относится и к обществу в целом.

Массовое сознание того или иного народа, этноса выражается в том пути, которым он развивается. ( Этнос - исторически возникшая устойчивая социальная группировка людей, представленная племенем, народностью, нацией). Реальное развитие этноса зачастую происходит неравномерно, сопровождается крупными потрясениями. Примером такого развития может служить история российского этноса, который с первых веков своего существования до нашего времени претерпел четыре крупных потрясения: принятие христианства в Х-м веке, татаро-монгольское нашествие в XII - XIII веках, реформы Петра I (XVIII в.) и социалистическая революция (первая половина XX-го века).

Поведение людей в протекающих процессах в значительной мере определяется тем, насколько эти процессы доступны пониманию общества, насколько они, согласно общественным представлениям, удовлетворяют потребности этих людей и отвечают задачам их самосохранения. В связи с этим становится понятной роль информации для управления групповым поведением людей. Во все времена, и особенно, в век всеобщей информатизации, доступ определенных групп людей (элиты) к власти в значительной мере определялся глубиной и масштабами той информации, которой они могут обладать. Элита (фр. elite — лучшее, отборное) - неотъемлемая и важная часть любого общества. Она осуществляет функции управления обществом, а также выработку новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих данному социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Правда, это управление может быть эффективным только при соблюдении следующих условий. Первое условие - свободный доступ к информации всех членов общества. Второе - используемая информация должна содержать объективные закономерности естественного последовательного чередования всех компонент внутренней структуры жизнедеятельности общества. Т.е. условием оптимального развития общества является гармоничное сочетание материальной, интеллектуальной и духовной составляющих его жизнедеятельности.

Этот вывод можно подтвердить несколькими историческими фактами.

Самым древним примером такого эффективного управления является история о библейском пророке Моисее. Жизнедеятельность еврейского народа была насильственно деформирована по отношению к естественному развитию длительным существованием этого этноса в рабстве. Согласно библейским сказаниям, Моисей сорок лет водил евреев по пустыне, пока они не обрели способность воспринять новое религиозное учение (вымерли те, кто привык к рабству). Он приводит свой народ к новому, более гармоничному сочетанию составляющих жизнедеятельности: материальной, интеллектуальной и духовной; происходит развитие этого этноса, оказывающего существенное влияние на другие народы и страны.

Убедительным примером эффективного управления развитием в новейшей истории является быстрое возвращение Германии и Японии после разгрома во Второй мировой войне в разряд великих мировых держав.

Обратимся к нынешнему состоянию России, которая на протяжении семидесяти лет переживала принудительное преобладание в составляющих ее жизнедеятельности интеллектуальной (правовое государственное насилие) и отчасти материальной (монопольно-государственная производственная милитаризация) составляющих. При этом явному угнетению подвергались материальная составляющая личности и духовная составляющая, как личности, так и общества в целом. Можно представить себе, насколько важным стало для российского общества осуществление демократизации и демилитаризации одновременно с воссозданием духовной составляющей жизнедеятельности народа. Следует отметить, что если процессы демократизации (интеллектуальная составляющая) и перестройки экономики (материальная составляющая) хотя и болезненно, но продвигаются вперед, то обретение необходимого уровня духовности в российском обществе еще практически не началось. Коммунистическая идея, потерпевшая крах в грандиозном эксперименте, не может рассчитывать на серьезную реанимацию. Православная церковь, не единожды в истории России проявившая свою неспособность быть духовным пастырем, независимым от государства, также не в состоянии восстановить свои позиции в обществе (нельзя не учитывать и условия десятилетиями культивируемого атеизма, в которых выросло несколько поколений). Поэтому таким мучительным является в настоящее время поиск объединяющей идеи, без чего невозможно гармоничное развитие российского этноса.

Таким образом, в каждый конкретный момент эволюции историческое и судьбоносное предназначение этносов и наций в значительной степени зависит от объективного соотношения компонентов их жизнедеятельности. Эти соотношения являются порождением социально-естественной истории этих и соседних этносов. Процветания достигают те народы, которым на критических поворотах истории посчастливилось выдвинуть лидеров и вождей, способных уловить это судьбоносное предназначение своего народа в конкретной исторической обстановке.

Как правило, это – народы, имеющие в структуре составляющих своей жизнедеятельности такое содержание и направленность, которые для эволюции окружающих соседних этносов становятся стимулирующим или скрепляющим началом их эволюции. Такое свойство этноса русский ученый Л.Н.Гумилев назвал пассионарностью. Пассионарность означает энергетическое напряжение общественных систем. Люди, обладающие определенными характеристиками, выступают движущим ядром общественных систем и придают им соответствующее направление развития.

В судьбе русскоязычного этноса эти общечеловеческие скрепляющие начала интуитивно ощущали многие выдающиеся деятели русской культуры ХIХ – ХХ веков: Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, В.Г.Белинский, Н.В. Гоголь, Ф.И.Тютчев, А.Блок, К.П.Леонтьев, И.А.Ильин. В их произведениях отмечается особое предназначение России – служить объективным социоестественным мостом между Востоком и Западом в развитии мировой истории. Мучительно переживали отклонение России от этого ее предназначения на огромном евразийском пространстве П.А.Чаадаев, Н.В.Гоголь, А.И.Герцен, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев.

Эти же общечеловеческие стимулирующие начала в эволюции израильского народа послужили основой его удивительной эпохальной роли в становлении современной цивилизации (по крайней мере, западной) благодаря связующему содержанию, обеспечившему в социоестественной истории нашей эры преемственность культур Востока и Запада.

Осуществление таких, действительно судьбоносных для целых цивилизаций предназначений народов, потенциально подготовленных к этому, потребовало выдвижения лидеров буквально титанического уровня одухотворенности, совпадающего с предназначением своих народов (Моисей, Петр I).

Неожиданные уродливые социальные проявления постперестроечного периода, когда происходило переструктуирование составляющих жизнедеятельности российского общества, показали, насколько смутными были представления о современных механизмах управления социальными процессами у его элиты. Это относится не только к сошедшим с политической сцены представителям правящих структур социалистического прошлого – носителям монопольной истины, но и к идеологам перестройки. И тем более к тем, кто подчас неожиданно для самих себя волей судьбы попал в исполнители перестройки. Многие десятилетия сдерживаемая с помощью социалистической уравниловки вековая потребность человека застраховать себя материальными результатами своей деятельности обернулась безудержным накопительством (резкое возрастание материальной составляющей) в обстановке правового беспредела (падение интеллектуальной составляющей). Это сопровождалось резким падением духовности.

Теперь нашему ослабленному, в том числе, и перестройкой, государству придется, во имя спасения, если не руководимого им общества, то самого себя, создавать должное равновесие экономики, законности и духовности. Сделать это, конечно же, достаточно трудно. Но другого пути просто нет. Приведение соотношения составляющих жизнедеятельности общества к гармоническому равновесию в реальной практике требует и умения, и времени. Поэтому до того, как человечество обретет уровень духовности, который гарантировал бы безопасность технических и социальных экспериментов, гармоничное сочетание всех компонент жизнедеятельности, следует принять принцип экологического императива в качестве базисной основы любых решений.

И здесь особенно возрастает роль хорошо подготовленных специалистов – управляющих во всех звеньях социальной структуры, которые понимают, что такое человек и его внутренний мир, а также общество и психология масс в его социоестественной истории. Это профессионалы, осознающие, что такое экологический императив природы, указывающий путь к коэволюции человека, природы и общества, а также каковы побудительные причины и возможные результаты деятельности отдельных людей и общества в целом.

 

Контрольные вопросы и задания

1.Перечислите компоненты жизнедеятельности общества.

2.Расскажите, каковы функции государства в обеспечении жизнедеятельности общества.

3.Приведите примеры как позитивного, так и негативного характера государственного регулирования общественных процессов.

4.Что такое массовое сознание?

5.Охарактеризуйте роль информации в жизнедеятельности общества.

6.В чем состоит роль элиты в современном обществе? Сравните ее с ранними периодами истории человечества.

7.Что вам известно о теории пассионарности?

8.Чем можно объяснить быстрое послевоенное восстановление стран, разгромленных в результате Второй мировой войны?

9.Назовите условия, при которых возможна реализация пассионарности тех или иных этносов.

10.Охарактеризуйте состояние компонент жизнедеятельности современного российского общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.