Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные (политические) режимы




Формы государственного устройства.

Формы правления.

Тема 5. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА.

1. Понятие и структурные элементы формы государства.

 

1.Понятие и элементы формы государства. Форма государства определяется в юридической науке достаточно просто. Обычно под формой государства понимают организацию государственной власти или организацию государства в целом. Вместе с тем форма государства является достаточно сложной и по этому понятие форма государства раскрывается через характеристику структурных элементов формы государства. Вопрос о структурных элементах формы государства носит дискуссионный характер. Некоторые исследователи формы государства сводят к одному элементу, а именно к политическому режиму. Данная точка зрения не нашла широкой поддержки в юридической науке.

Согласно второй точке зрения, а именно формы правления и формы государственного устройства. Эта точка зрения широко распространена в западной науке и частично поддерживается в отче. науке.

Согласно 3ей точке зрения форма государства состоит из 3х элементов, а именно – формы правления, формы государственного устройства и политического (государственного) режима – наиболее широко распространена в отечественной науке. Существует ещё одна точка зрения согласно которой форма государства состоит из: формы правления, формы государственного устройства, политического режима, и политической динамики – не получила распространения в отечественной науке. Факторы (Корельский, Перевалов) Формы государства зависит от конкретных исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. Так феодальному типу государства соответствовала как правило, монархическая форма правления, а буржуазному республиканская. Формы государства во многом зависти от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (Например в Англии) привели к компромиссу между буржуазией и феодалами, следствием которого стала конституционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам. На форму государства влияют национальный состав. Исторические традиции, территориальные размеры страны и др. факторы. Небольшие по территории государства обычно являются унитарными.

2. Формы правления – это организация верховной власти в государстве (высших органов государственной власти). Форма правления говорит от том как формируются высшие органы государственной власти и как они взаимодействуют с друг другом, особенно это касается органов законодательной и исполнительной власти. Формы правления принято подразделять на 2е группы – традиционные и не традиционные - сложные или гибридные формы правления. К типичным формам правления относится и монархическая форма правления, и республика.

Монархия характеризуется тем что верховная власть в государстве полностью или частично принадлежит престолонаследному лицу – монарху. Все монархи подразделяются на неограниченные (абсолютные) и ограниченные. В неограниченных верховная власть безраздельно принадлежит монарху. В современных государствах абсолютная монархия встречается крайне редко. При этом они формально считаются ограниченными, фактически они относятся к абсолютным (Саудовская Аравия). В ограниченных монархиях власть монарха ограниченна выборными органами. Современные ограниченные монархии называются конституционными.

В современных конституционных монархиях власть монарха ограничена парламентом, который избирается населением. Конституционные монархии принято подразделять на парламентарные и дуалистические. Большинство современных монархий являются парламентарными (монарх полностью ограничен в области исполнительной власти и обладает лишь частичной законодательной властью). Пример – Великобритания. В дуалистических монархиях монарх более сильная фигура, близка к абсолютной монархии. В дуалистических монархиях монарх ограничен только в области законодательной власти, но исполнительная полностью сосредоточена в руках монарха, примером тому служит Марокко.

Республиканская форма правления характеризуется тем что в руках выборного органа сосредоточена вся власть. Обычно республики подразделяются на демократические и антидемократические. Среди антидемократических встречается – аристократическая республика (Спарта, Рим). Современные республики в основном демократические, хотя встречаются тоталитарные республики (Куба, Северная Корея, СССР). Обычно современные республики подразделяется на парламентарные и президентские.

В парламентарных республиках президент и правительство формирует парламент. Правительство несет ответственность за свою деятельность перед парламентом. Президент – глава государства, но обладает небольшими полномочиями (ФРГ, Италия). Недостаток – неспособность нормально работать, т.к. правительство является коалиционным, отсюда появляются споры, отсюда нестабильность в стране.

В президентских республиках в отличии от парламентарных президент избирается населением и нередко является главой исполнительной власти. Правительство как правило несет ответственность перед президентом. Иногда президент является главой государства, главой администрации - США. Президент самостоятельная фигура (глава исполнительной власти). Президент нередко стремится узурпировать власть.

Нетипичные (смешанные) формы правления. В связи с тем, что идеальных форм правления не существует в современных государствах возникают не типичные (смешанные) формы правления. К смешанным формам правления относятся: Монархическая республика, Республиканская монархия, Полупрезидентская (полупарламентарная) республика.

Монархическая республика это, когда в республиканскую форму правления привнесены некоторые элементы монархии. Чаще всего к монархическим республикам относят суперпрезидентские республики. В них президент несменяем и обладает очень широкими полномочиями. По своему положению он приближается к монарху (ранее Индонезия), вообще не переизбирается (Ранее Тито - Югославия). Сев Корея – относится к смешанной форме правления т.к. должность президента наследственной. Центральная африканская республика (60-70е годы) – президент провозгласил себя императором (Каннибал).

Республиканская монархия – характеризуется тем, что монарх переизбирается раз в несколько нет (не населением, а привилегированными слоями). 1 раз в 5 лет в ОАЭ и в Малайзии монарх переизбирался.

Полупрезидентская (полупарламентская) республика (иногда называется дуалистической республикой). К дуалистическим республикам относят Франция, Австрия, Финляндию, Ирландию. В этих государствах президент избирается населением, а правительство формируется парламентом.

Кроме дуалистических есть и др. Существуют президентская, парламентарная республики в которых присутствуют определенные элементы либо парламентарной либо президентской республики. Пример современная Россия.

 

3. Формы государственного устройства - это территориальная организация государства, характеризующаяся соотношением государства в целом с его составными частями. Нередко форму государственного устройства называют - формой национально-территориального устройства, административного устройства или формой политико-территориального устройства.

В современной литературе принято выделять три основных формы государственного устройства: унитарное, федерацию, конфедерацию. Более правильным представляется мнение о том, что существует две формы государства: именно унитарные и федеративная форма.

Унитарное государство – наиболее простая форма государства, в нем, как правило, отсутствуют территориальные образования, обладающие признаками государственности. Хотя некоторые унитарные государства имеют в своем составе автономии (Испания, Азербайджан и др.). В этой связи унитарные государства подразделяются на простые и сложные. Простые имеют только административно-территориальное деление, т.е. они состоят из определенных административно-территориальных образований, а сложные – имеют в своем составе автономии.

Унитарная форма государственного устройства характеризуется в основном тем, что в таком государстве существует двухзвенная система органов: высшие и местные органы. Кроме того, в государствах существует единое законодательство, кредитно-денежная система, единая система налогов. Управление в унитарном государстве является наиболее простым.

Федеративное государство – это наиболее сложная форма государственного устройства. Характеризуется тем, что в состав государства входят территориальные образования обладающие признаками государственности и суверенитета. Это по сути государство состоит из отдельных государств. Те территориальные образования которые обладают государственностью именуются субъектами федерации (не менее 2ух).

В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов (федеральные – высшие органы, высшие органы субъектов федерации, местные органы). В федеральном государстве может быть двойное гражданство (не обязательно). В федеральных государствах может существовать двойная система законодательства: федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации. В федеральных государствах может существовать двойная кредитно-денежная система и двойная налоговая система. Таким образом государственное управление федерального государства является более сложным, чем в унитарном.

Виды федераций: 1-ая классификация – с учетом порядка образования федеральные государства подразделяются на договорные (на основе федерального договора – СССР, РФ) и конституционные (возникают на основе Конституции - Чехословакия).

2-ая классификация – с учетом права наций на самоопределение федерации подразделяются на союзные (СССР, есть право выхода субъекта из состава федерации) и автономные (РСФСР, право выхода субъекта из состава федерации не предусматривается).

3-я классификация – в зависимости от принципа построения (формирования) федерации подразделяются на национально-территориальные (с учетом национального принципа, национального состава населения – СССР, ЧССР, СФРЮ) и территориальные (на основе территориального принципа без учета национального состава населения – США, нет национализма). Национально-территориальные федерации построены на основе территориального и национального принципа – современная РФ.

4ая классификация – с учетом правового положения субъектов федерации, отсюда все федерации подразделяются на симметричные и асимметричные. Симметричные – это федерации, состоящие из равноправных и одно-порядковых субъектов – Аргентина. Асимметричные подразделяются на три вида (типа). К первому виду относятся федерации, в состав которых помимо субъектов входят и др. территориальные образования, которые субъектами не являются, но имеют определенное правовое положение (федеральный округ, федеральные территории – США). Ко второму виду относятся федерации, состоящие из разно-порядковых субъектов. Правовое положение этих субъектов также различается – Россия.

3-я разновидность – это федерации, состоящие из одно-порядковых, но не равноправных субъектов – ФРГ.

Конфедерация и содружество (сообщество). Многие исследователи в качестве ещё одной формы государства выделяют такую форму конфедерация. Конфедерация – государственный союз созданный для достижения определенных целей. Конфедерация - это неустойчивое государственное образование. Чаще всего конфедерации быстро распадаются, но иногда они преобразуются в федерацию (север и юг США, ранее в прошлом Швейцария). Государства входящие в состав конфедерации в любое время могут выйти из состава конфедерации.

Конфедерацию весьма проблематично относить к формам государственного устройства так как конфедерация не является государством. Форма государственного устройства это элемент формы государства, а не государственного союза. Конфедерацию следует скорее всего рассматривать в качестве определенной формы государственных союзов, но не в качестве формы государственного устройства.

Другой современной формой государственных союзов является содружество и сообщество – похожи на конфедерацию, но таковыми не считаются – СНГ. Корельский Перевалов - В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому может являться Европейское сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс современной европейской интеграции может привести от содружества к конфедерации, а от него и к федеративному всеевропейскому государству.

4. Государственные (политические) режимы. – это совокупность методов и способов осуществления государственной власти. Традиционно все государственные (политические) режимы подразделяются на демократические и антидемократические.

Демократические характеризуются во первых фактическим или формальным народовластием, во вторых политическим и идеологическим плюрализмом то есть множественностью партий и идеологий В 3их признанием демократических прав и свобод личности, населения которое реально существует. В недалеком прошлом к демократическим режимам относили режим рабовладельческой демократии (Афины), режим феодальной демократии (Новгород), режим буржуазной демократии, режим социалистической демократии (на деле оказался тоталитарным режимом). В настоящее время демократические режимы нередко делят на демократический режим и либерально-демократический режим (на этот счет нет однозначных оценок).

Антидемократический режим – антипод демократических режимов. Отсутствует народовластие, политический и идеологический плюрализм, отсутствуют широкие права и свободы граждан. История знает несколько видов антидемократических режимов. К антидемократическим режимам прошлого относятся режимы: деспотия, тирания, аристократический режим и абсолютистский режим. Данные режимы характерны для государств древнего мира и средневековья.

В современных государствах принято выделять: авторитарный и тоталитарный режимы. Тоталитарный рассматривается как крайне антидемократический режим. Существует две разновидности тоталитарного режима: правый тоталитаризм – (фашистские и полуфашистские государства) и левый тоталитаризм (бывшие социалистические страны) – более мягкий режим, который внешне может напоминать режим демократии.

Что характерно для всех тоталитарных режимов это то, что: 1. огосударствление всех сфер общественной жизни – существует всеобщий тотальный контроль за всей общественной жизнью. 2. Наличие единственной политической правящей партии возглавляемой хорезматическим лидером. 3. Наличие идеологии которой подчинено всё население 4. наличие специальных органов осуществляющих тотальный контроль над (умами) населением. 5. фактическое отсутствие демократических прав и свобод. Авторитарный режим более мягкий режим, более демократический по сравнению с тоталитарным. Во главе государства личность или группа (военная хунта).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.