Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешнеторговая политика государства. Методы торговой политики

Важная роль в решении проблемы выбора наиболее эффективных вариантов международного разделения труда принадлежит государству. В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю выделяют три основные формы внешнеторговой политики:

- фритредерство, или политика свободной торговли;

- протекционизм;

- смешанная форма.

Фритредерство - политика государства, направленная на воздержание от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляющая роль основного регулятора за рынком.

Протекционизм – политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от иностранной конкуренции.

В реальной действительности и та и другая политика в чистом виде не проводятся, а действуют как тенденции. В мировой торговле господствуют смешанные формы внешнеторговой политики, предполагающей взаимодействие двух вышеназванных тенденций, каждая из которых преобладает в определенные периоды развития региональной и мировой торговли.

В зависимости от конкретных целей внешнеторговой политики государства используют различные ее инструменты или различное сочетание последних. В общем виде применяемые во внешней торговле инструменты объединяются в две основные группы: тарифные ограничения (таможенные тарифы и пошлины) и нетарифные ограничения (квотирование, эмбарго, лицензирование, субсидии, налоги на экспортно-импортные операции, административные барьеры и др.)

Основным инструментом торговой политики государства являются таможенные тарифы и пошлины, действующие в их рамках.

Таможенный тариф – систематизированный перечень таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин.

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте и экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

· фискальную (пошлины являются одной из статей доходной части государственного бюджета);

· протекционистскую (защитную) – с помощью импортных пошлин государство ограждает национальных производителей от иностранной конкуренции;

· балансировочную – с помощью экспортных пошлин можно предотвратить нежелательный экспорт товаров, внутренние цены на которые ниже мировых.

Классификация таможенных пошлин представлена в таблице 1.

Таблица 1. - Вида таможенных пошлин

По способу взимания Адвалорные Специфические Комбинированные
По объекту обложения Импортные Экспортные Транзитные
По характеру Сезонные Антидемпинговые Компенсационные
По происхождению Автономные Конвенционные Преференциальные
По типам ставок Постоянные Переменные -

По способам взимания таможенные пошлины делятся на:

· адвалорные – начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

· специфические – начисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара (например, 10 долл. за 1 тонну);

· комбинированные - сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1 тонну).

По объекту обложения выделяют следующие виды пошлин:

· импортные – накладываются на ввозимые в страну товары;

· экспортные – накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства (применяются крайне редко);

· транзитные - накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны..

По характеру таможенные пошлины делятся на:

· сезонные – применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера (прежде всего, сельскохозяйственной);

· антидемпинговые - применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует расширению их национального производства;

· компенсационные – накладываемые на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.

По происхождению выделяются пошлины:

· автономные (генеральные) - вводимые на основании односторонних решений органов государственной власти страны (обычно такие пошлины в 2-3 раза выше всех остальных и их применение фактически дискриминирует ввозимые из какой-либо страны товары);

· конвенционные (договорные) – устанавливаются на базе двустороннего или многостороннего соглашения, такого как ГАТТ или соглашений о таможенном союзе;

· преференциальные (особо льготные) – имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом.

По типам ставок пошлины делятся на постоянные (ставки таможенного тарифа не могут меняться в зависимости от обстоятельств) и переменные (ставки могут меняться в установленных органами государственной власти случаях).

Наряду с тарифными методами государства широко используют и нетарифные методы торговой политики.

Нетарифные методы имеют ряд преимуществ перед тарифными. Политически они считаются более приемлемыми, т.к., во-первых, они не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения; во-вторых. Они более удобны в достижении искомого результата; в-третьих, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются ВТО.

Рассмотрим классификацию нетарифных методов торговой политики (см. таблицу 2).

Таблица 2. - Нетарифные методы торговой политики

Методы торговой политики Инструменты торговой политики Регулирует преимущественно
Количественные Квотирование Лицензирование «Добровольные ограничения»   Экспорт Экспорт Импорт Импорт
Скрытые Государственные.закупки технические барьеры налоги и сборы   Импорт Импорт Импорт
Финансовые Субсидии Кредитование Демпинг Экспорт Экспорт Экспорт  

 

Основным нетарифным методом торговой политики являются

количественные ограничения, определяющие количество и номенклатура товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота.

Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

· экспортные – вводятся либо в соответствии с международными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара, либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке;

· импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

В России в начале 1990-х гг. в условиях больших различий внутренних и мировых цен на сырье активно использовались экспортные квоты, Импортные квоты практически не применялись, т.к. внутренний рынок испытывал нехватку практически всех товаров.

По охвату квоты делятся на:

· глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный промежуток времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется;

· индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты, квота каждой страны экспортирующей или импортирующей товар.

Тесно связан с квотированием другой вид государственного регулирования торговой политики - лицензирование.

Лицензирование – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Как правило, лицензии дополняют квотирование, но могут существовать независимо. В этом случае они имеют следующие формы:

· разовая лицензия – выдается правительством конкретной фирме сроком до 1 года на осуществление одной внешнеторговой сделки;

· генеральная лицензия – предоставляет право любому лицу в течение года ввозить или вывозить товары либо без ограничения количества сделок, либо только из (в) указанных (-ые) стран (-ы);

· глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

· автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Последней из ранее перечисленных и относительно новой формой

количественных ограничений является «добровольное» ограничение экспорта.

«Добровольное» ограничение экспорта – количественное ограничение экспорта, в одностороннем порядке вводимое правительством экспортирующей страны под политическим давлением со стороны импортера.

К использованию подобных соглашений чаще всего прибегают США в отношении поставок из Японии автомобилей, стали. Страны ЕС «добровольно» ограничивают свой экспорт труб в США, Россия – экспорт алюминия во все страны.

Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти.

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма. Назовем лишь некоторые из них:

· технические барьеры – возникают в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа;

· внутренние налоги и сборы – направлены на повышение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке;

· политика в рамках государственных закупок – метод требует от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.

К следующей группе нетарифных методов торговой политики относятся финансовые. Наиболее распространенными финансовыми методами являются: субсидии, кредитование, демпинг.

Субсидия – денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.

По характеру выплат субсидии делятся на:

· прямые – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции;

· косвенные – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготные условия страхования и др..

Особо выделяются внутренние и экспортные субсидии.

Внутренняя субсидия предусматривает бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными.

Экспортная субсидия предусматривает бюджетные выплаты национальным экспортерам. Экспортные субсидии в соответствии с правилами ВТО считаются нечестной конкуренцией и запрещены. Поэтому зачастую экспортные субсидии маскируют под кредиты иностранным государствам.

Экспортное кредитование предусматривает финансовое стимулирование государством развития экспорта национальными фирмами.

Экспортное кредитование может иметь форму:

· субсидированных кредитов национальным экспортерам – кредитов, выдаваемых государственными банками под ставку процента ниже рыночной;

· государственных кредитов иностранным импортерам при обязательном условии закупки товаров только у фирм страны, предоставившей такой кредит (связанный кредит);

· страхования экспортных рисков национальных экспортеров, которые включают коммерческие и политические риски.

Одним из крайних методов финансовой нетарифной торговой политики служит демпинг.

Демпинг – заключается в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах.

Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.

 

4. Международное регулирование внешней торговли (ГАТТ/ВТО)

Высокая значимость международной торговли для системы мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, процедур, принципов осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами – членами этих организаций.

В мире насчитывается около 300 международных торгово-экономических организаций, но основную роль в формировании мировых торговых потоков играет ГАТТ/ВТО.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле, предшественник Всемирной торговой организации – многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководствуются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем страны. Было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран.

Основная задача – содействие развитию и либерализации международных торговых отношений путем ликвидации таможенных ограничений, устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, реальных доходов и спроса, обеспечения полной занятости, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена.

Основные принципы:

· принцип взаимности торговых уступок, воплощенный в режиме наибольшего благоприятствования (РНБ). В соответствии с РНБ страны, заключившие между собой договор, автоматически предоставляют друг другу любые льготы и привилегии, распространяемые на третьи страны;

· принцип недискриминации, в соответствии с которым любая страна, участвующая в соглашении не может быть поставлена в худшие условия;

· принцип открытости обязывает партнеров по ГАТТ предоставлять друг другу информацию о своем торговом законодательстве, административных правилах;

· принцип неприемлемости односторонних действий (решения по защите национального рынка должны приниматься после многосторонних консультаций).

Для реализации в практике международной торговли основных принципов ГАТТ партнеры по соглашению проводят циклы переговоров, получившие название раундов. Всего их прошло восемь. Наиболее значимые решения для регулирования международной торговли были приняты на последнем (восьмом) Уругвайском раунде (1986-1994 гг.). В декабре 1993 г. был подготовлен Итоговый документ Уругвайского раунда, предусматривающий создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации.

ВТО начала действовать с 1 января 1995 г. Сфера деятельности ВТО охватывает 4/5 мировой торговли.

Высший руководящий орган ВТО – конференция министров.

Местопребывания ВТО – Женева (Швейцария). Ныне в не входят 128 государств; еще свыше 30 стран, включая Россию, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.

Главная цель ВТО – дальнейшая либерализация торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил, как тарифных, так и нетарифных, а также деятельность на основе принципа наибольшего благоприятствования.

Для выполнения общих целей и принципов под эгидой ВТО постоянно проводятся переговоры и консультации с целью противостоять протекционизму и содействовать устранению тарифных и нетарифных ограничений.

ВТО контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ.

Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь они могут принимать участие в разработке новых инициатив и пакетов ВТО.

ВТО не входит в сферу деятельности ООН. Это позволяет ей проводить собственную независимую политику и контроль за деятельностью стран-участниц по соблюдению принятых соглашений.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Международная торговля в системе международных экономических отношении | Инвестиционный климат и инвестиционные риски
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.