Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пространство профессионального развития личности




 

Введение понятия «развивающееся профессио­нальное пространство» в контекст данной темы обусловлено анализом основных факторов, опре­деляющих профессиональное становление личности, которое является процессом и результатом активного взаимодействия человека с социально-профессио­нальной средой. Идея эта принадлежит Э.Ф.Зееру [3, с.10-13].

Эвристичность понятия «пространство» заключа­ется в том, что оно позволяет объединить разнокачест­венные социально-психологические явления, не име­ющие общего логического основания. Упорядочение осуществляется для решения определенной проблемы на основе смыслового взаимодействия конструктов, детерминирующих развитие друг друга.

Термин «пространство» традиционно используется в естественных науках. В гуманитарной сфере личностно-смысловое образование пространства как духов­ной составляющей жизни человека стало предметом рассмотрения в исследова­ниях Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, А.Ф. Лосева, А.Н. Леонтьева и др., неоднократно подчеркивавших многофакторность и многомерность процес­сов развития личности.

На первых порах пространствен­ные представления в психологии отражали субъект-объектные взаимодействия человека, а в дальнейшем пространство стало рассматриваться для характеристики многокачественных явлений становления личности. Например, как среда, порождающая взаимодействие людей, или как часть со­циального пространства человека, в котором реализует­ся образовательная деятельность.

Важной детерминантой профессионального становления личности являются возрастные изменения человека в течение всего периода онтогенеза.

Большое значение в обеспечении и поддержке про­фессионального развития имеет система непрерывно­го профессионально ориентированного образования. Общее образование является ведущим фактором раз­вития личности и предпосылкой успешного професси­онального становления.

К числу базовых, ключевых факторов профессио­нального развития личности относится ведущая дея­тельность, которая опосредствует ее отношения с со­циально-экономической средой, общение с окружаю­щими, конституирует социальную ситуацию развития.

Для каждой стадии профессионального становления характерна одна ведущая деятельность. Вместе с тем следует учесть влияние и других ее видов, определяющих полноценное становление личности: социальную активность, нравствен­ность, эстетическое и физическое развитие. Очевидно, что многоплановые виды выполняемой личностью деятельности заметно обогаща­ют процесс профессионального становления.

Таким образом, движение личности в развиваю­щемся профессиональном пространстве определяется следующими тремя факторами:

• возрастными психологическими изменениями, обусловливающими периодизацию развития личности;

• системой непрерывного профессионального образования;

• ведущей профессионально ориентированной дея­тельностью.

Эти три фактора аккумулируют и социально-экономические условия, и мир профессий, и собственную активность личности, и ее потребность в самоопределении и само­актуализации.

Равнодействующей взаимодействия этих трех фак­торов и является профессиональное становление лично­сти. Оно охватывает период развития личности с начала формирования профессиональных интересов и склонностей до окончания профессиональной био­графии.

Все три фактора, определяющие профессионально-образовательное пространство, имеют разнонаправ­ленный, нелинейный характер. Возрастные измене­ния, профессиональное образование, ведущая дея­тельность имеют различные варианты развития, зависящие от многих объективных и субъективных факторов. Вероятность и случайность выступают как закономерные отклонения от детерминизма.

Возрастное психическое развитие протекает не­равномерно, гетерогенно, а в отдельные периоды жиз­ни имеют место инволюционные процессы: периоды стагнации, регрессии и деструктивного развития.

В современных условиях уже общее образование приобретает все более вариативный характер, предо­ставляя личности веер возможностей выбора своей биографии. Еще больше вариантов и траекторий раз­вития открывает перед личностью профессиональное образование.

Ведущая деятельность также разви­вается нелинейно, существуют различные варианты ее становления в рамках одного возраста, а следовательно, и в целостной жизни человека. Это порождает огром­ное количество альтернативных траекторий професси­онального развития, которые одних приводят к саморе­ализации в профессиональной деятельности, других – к постепенному угасанию профессиональных функ­ций, а третьих – к саморазрушению личности. «Нарушителями» эволюционного развития выступают психологические барьеры: дезадаптация, кризисы, де­формации, профессионально обусловленные акценту­ации, социально-профессиональные инциденты, не­благоприятное стечение обстоятельств, случайности.

Важной особенностью пространства профессио­нального развития человека является его открытость, что означает динамичное равновесие взаимодействую­щих параметров системы, возможность его самоорганиза­ции и саморазвития. Открытость исключает ограничен­ность и замкнутость профессионального пространства. Каждая из его координат: возрастные пе­риоды, уровни образования и ведущая деятельность — допускает беспредельность развития, переход от одной упорядоченной системы к другой, более высокого уров­ня организации. С позиции синергетики открытость яв­ляется исходным понятием, объясняющим вариатив­ность, вероятностность, нелинейность и необратимость профессиональной биографии человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 2708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.