Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И о возможностях профессионального роста




Информация об учебных заведениях, готовящих данных специалистов,

Свойствам и психологическим качествам человека, а также к его здоровью.

Типичные требования, предъявляемые профессией к психофизиологическим

Построение профессиограммы

 

Проведя изучение и предварительный анализ профессиональной деятельности, можно переходить к построению профессиограммы. Но прежде нужно еще раз уточнить, для чего она предназначена. Не будем забывать основной принцип дифференцированного профессиографирования, который гласит, что особенности профессиограммы определяются ее целями.

Предположим, нам нужно составить информационную профессиограмму для профконсультационной работы. Главное назначение такой профессиограммы – первичное информирование оптантов о профессии, ее распространенности, требуемом уровне образования и квалификации, перспективах роста, психофизиологических и психологических требованиях к человеку.

Е.М.Иванова предлагает такую схему информационного профессиографирования:

 

1. Общая характеристика профессии:

- социальная ценность результатов труда;

- история и перспективы развития профессии.

2. Обзорная характеристика профессиональной деятельности:

- основные профессиональные функции, задачи и действия;

- общая характеристика орудий и средств труда.

3. Общая характеристика условий труда:

- микроклиматические условия труда;

- социально-психологические условия труда;

- режим труда.

Согласно этой схеме, преамбула общей характеристики профессии электро-газосварщика в профессиограмме, ориентированной на учащихся 8-9 классов, может начинаться примерно так:

 

Сварка – надежный и экономичный способ неразъемного соединения деталей машин, конструкций и сооружений путем нагрева мест соединения до расплавления или до пластического состояния. В зависимости от способов получения высокой температуры для нагрева металла различают: горновую (кузнечную), термическую и газовую сварку. Нередко одному и тому же рабочему приходится заниматься и электрической, и газовой сваркой попеременно. Поэтому его называют электрогазосварщиком.

 

Затем перечисляются отрасли хозяйства, типы и формы предприятий, где востребована данная профессия; приводится перечень специальностей по ней; дается обзорная характеристика профессиональной деятельности: рабочий пост и рабочее место, функции, цель и задачи, предмет, орудия труда, основные производственные операции и т.д. Заканчивается такая профессиограмма перечнем учебных заведений с почтовыми адресами и телефонами, где можно получить эту профессию. В крайнем случае приводятся справочные данные организации, куда можно обратиться за адресом.

Предлагаем построить профессиограмму по типовой схеме целевого профессиографирования, которая позволяет полнее описать профессию и лучше освоить сам этот процесс. Схема целевой профессиограммы приводится в приложении.

Контрольные вопросы к теме

1. Что такое профессиография? Каковы ее сущность и назначение?

2. Что такое дифференцированное профессиографирование?

3. Что такое профессиограмма, в чем ее сущность и назначение?

4. Из каких частей состоит профессиограмма?

5. Что такое психограмма?

6. Какова главная цель профессиографирования и профессиограммы?

7. Какие вы знаете виды профессиограмм и в чем их принципиальное отличие?

8. В чем состоит специфика аналитической профессиограммы?

9. Перечислите основные разделы целевой профессиограммы, по К.К.Платонову.

10. Назовите в качестве примера возможные противопоказания к занятиям профессиональной деятельностью.

 

Тема 6. Кризисы профессионального становления личности

 

1. Типология кризисов личности.

2. Факторы, детерминирующие кризисы профессионального развития.

3. Психологические особенности кризисов ПСЛ.

 

1. Типология кризисов личности

Слово «кризис» (от лат. krisis – решение, поворотный пункт) означает «резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние». Жизненные кризисы являются предметом при­стального внимания зарубежных психологов Ш. Бюлер, Б. Ливехуда, Э. Эриксона и др. В зависимо­сти от научной ориентации одни исследователи ви­дят причины кризисов в биологическом развитии человека, обращают внимание на сексуальные изме­нения, другие большее значение придают социализации личности, третьи — духовному, нравственно­му становлению.

Широкую популярность в 1980-е гг. в США приоб­рела книга американской журналистки Гейл Шинхи «Предсказуемые кризисы в жизни взрослого челове­ка» (1976). На основе обобщения жизни верхних слоев американского среднего класса она выделяет четыре кризиса: «вырывания корней», эмансипации от родителей (16 лет); максимальных достижений (23 года); коррекции жизненных планов (30 лет); середины жизни (37 лет) – наиболее тяжелый, рубежный.

Э. Эриксон выдвинул постулат, что каждый возра­стной этап имеет свою точку напряжения – кризис, порожденный конфликтом развития «Я» личности. При этом слово «кризис» употребляется им «для того, чтобы выделить не угрозу катастрофы, а момент изменения, критический период повышенной уязвимости и возросших потен­ций и, вследствие этого, онтогенетический источник возможного формирования хорошей или плохой при­способляемости» [Эриксон, 1996, с.105].

Основанием периодизации кризисов психосоци­ального развития у Э. Эриксона являются понятия «идентичность» и «самоидентичность». Потребность быть самим собой в глазах значимых других и в соб­ственных глазах определяет движущие силы развития, а противоречия между идентичностью и самоидентич­ностью обусловливают кризисы и направления разви­тия на каждой возрастной ступени.

В отечественной психологии большое значение придавалось исследованию кризисов психического развития. Изучение работ отечественных психологов показывает, что при исследовании одного и того же психологического явления используются разные тер­мины. Как синонимы употребляются понятия «возра­стные кризисы» и «кризисы психического развития». Это представляется некорректным.

Анализируя различные подходы и факторы, инициирующие кризисы, Э.Ф.Зеер подразделяет их на шесть типов: 1) нормативные, 2) психического развития и 3) профессионального становления, 4) ненормативные, 5) критические, 6) невротические). Первые три типа психологических кризисов, имеющих относительно выраженный хронологический характер, он объединяет в группу возрастных, или нормативных. А вторые три типа – в группу жизненных, имеющих ненормативный, вероятностный характер.

Нормативный – значит изменяющий траекторию развития в соответствии с нормами профессионального становления личности, а ненормативный – имеющий случайный характер, не связанный с поступательным движением к овладению профессией, но сказывающийся на ПСЛ.

Возрастные кризисы переживают все люди, но уровень их выраженности не всегда приобретает характер конфликта. Пре­обладающая тенденция возра­стных кризисов — кон­структивная, развивающая личность.

Жизненные кризисы во многом случайны. Они возникают вследствие стечения обстоятельств. Выход из таких кризисов проблематичен. Иногда он бывает деструктивным, и тогда общество получает циников, маргиналов, бомжей, алкоголиков, самоубийц.

Типологию этих групп кризисов можно представить в виде следующей схемы (рис.):

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 610; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.