КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета мероприятий по контролю
Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов. Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности Лекция 1. ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законом (нормативными актами) меру возможного поведения, направленную на достижение преследуемых субъектом целей. Выражение «мера» в дефиниции субъективного права указывает на определенность содержания и границ дозволенного поведения управомоченного лица. Таким образом, право на осуществление предпринимательской деятельности не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно реализоваться в рамках границ, очерченных нормативно-правовыми актами, содержащими как позитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляет собой режим ее осуществления. При этом мы можем говорить как об общем правовом режиме, распространяющемся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого попадает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (лицензионный режим).
Конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности. Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Отношения в области защиты прав юридических и физических лиц при осуществлении государственного регулирования предпринимательской деятельности регламентируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Государственный контроль - проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (ст. 2 ФЗ). Данный акт имеет весьма ограниченную сферу применения. Установлены ограничения двух видов. Во-первых, ограничения связаны с характером проводимых мероприятий по контролю. Закон применяется к мероприятиям, которые предполагают взаимодействие органов государственного контроля с хозяйствующими субъектами, на последних возлагаются обязанности по предоставлению информации и выполнению требований органов контроля. Закон не применяется к мероприятиям по контролю, проводимым по инициативе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Во-вторых, закон не применяется к отношениям, связанным с проведением некоторых видов контроля: налогового, валютного, бюджетного, банковского, страхового и др. Статья 3 Закона закрепляет ряд принципов защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроля, среди которых необходимо назвать презумпцию добросовестности хозяйствующих субъектов; установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами; проведение мероприятии по контролю уполномоченными должностными лицами; соответствие предмета проводимого мероприятия компетенции государственного органа; возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц; устранение в полном объеме органами государственного контроля допущенных нарушений и ряд других. В целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля, Закон устанавливает ряд правил, которые могут быть подразделены на три группы: 1. Нормы, определяющие порядок проведения мероприятий по государственному контролю. 3. Обязанности органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении мероприятий по контролю. Под мероприятием по контролю понимается совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю. Мероприятия по контролю должны проводиться на основании распоряжения (приказа) органа государственного контроля и только тем должностным лицом, которое указано в данном акте. Срок проведения мероприятия не должен превышать одного месяца. Мероприятия по контролю могут быть: а) плановыми, которые могут проводиться каждым органом государственного контроля в отношении одного юридического лица не более чем один раз в два года;
б) внеплановыми, проводящимися в целях контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений, а также в иных случаях, предусмотренных Законом. Для их осуществления необходимо мотивированное решение органа контроля. Законом установлен ряд ограничений действий должностных лиц при проведении контрольных мероприятий. В частности, они не вправе: - проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции государственного органа; - осуществлять плановые проверки при отсутствии должностных лиц, работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей; - требовать представления информации, документов, образцов (проб) продукции, не относящихся к предмету проверки, и изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; - распространять полученную в результате проведения мероприятий информацию, составляющую охраняемую законом тайну. По результатам мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля составляется акт в двух экземплярах. Порядок его составления и приложения к нему определены ст. 9 Закона. В случае выявления проверяющим должностным лицом административного правонарушения составляется протокол и даются предписания об устранении нарушения. При этом должностные лица соответствующих органов должны принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно подразделить на две группы: А. Права, возникающие при проведении мероприятий по контролю. К ним, в частности, относятся права присутствовать при проведении проверки, давать объяснения; знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем согласии или несогласии с ними; обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля.
Б. Права на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора). Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) происходит в административном и (или) судебном порядке. Право на осуществление предпринимательской деятельности предусматривает возможность свободного выбора: - вида, сферы деятельности; - территории осуществления деятельности; - организационно-правовой формы деятельности. Виды предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям - в зависимости от: - формы собственности, на базе которой деятельность осуществляется (частная, государственная, муниципальная); - по количеству участников (индивидуальная, коллективная); - по характеру деятельности (производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.). Право на выбор территории также закреплено в Конституции РФ. Однако территория осуществления деятельности предпринимателя может быть задана лицензией. В соответствии с действующим законодательством, если лицензия выдана компетентным государственным органом субъекта РФ, данная деятельность может осуществляться только на территории данного субъекта, а за ее пределами - после регистрации лицензии. Вместе с тем, следует иметь в виду, что согласно ст. 8, 34 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ, товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |