Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета мероприятий по контролю

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов.

Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности

Лекция 1. ПРАВО НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каж­дый имеет право на свободное использование сво­их способностей и имущества для предпринима­тельской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Будучи субъектив­ным конституционным правом, право на осуще­ствление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обес­печенную законом (нормативными актами) меру возможного поведения, направленную на дости­жение преследуемых субъектом целей. Выражение «мера» в дефиниции субъективного права указы­вает на определенность содержания и границ доз­воленного поведения управомоченного лица.

Таким образом, право на осуществление пред­принимательской деятельности не предоставляет субъекту безграничной свободы. Оно должно реа­лизоваться в рамках границ, очерченных норма­тивно-правовыми актами, содержащими как по­зитивные правила поведения, так и запреты, применяемые в данной сфере. Совокупность пра­вил, приемов и способов государственного регу­лирования предпринимательской деятельности представляет собой режим ее осуществления. При этом мы можем говорить как об общем правовом режиме, распространяющемся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о спе­циальном режиме, под действие которого попадает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (напри­мер банки, биржи), либо субъекты, осуществляющие определенный вид дея­тельности (лицензионный режим).

Конституционное право на осуществление предпринимательской дея­тельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необхо­димо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности. Кроме того, в соответствии со ст. 55 Конституции РФ и ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны стра­ны и безопасности государства.

Отношения в области защиты прав юридических и физических лиц при осуществлении государственного регулирования предпринимательской дея­тельности регламентируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Государственный контроль - проведение проверки выполнения юриди­ческим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществле­нии их деятельности обязательных требований к товарам (работам, ус­лугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (ст. 2 ФЗ).

Данный акт имеет весьма ограниченную сферу применения. Установлены ограничения двух видов. Во-первых, ограничения связаны с характером про­водимых мероприятий по контролю. Закон применяется к мероприятиям, которые предполагают взаимодействие органов государственного контроля с хозяйствующими субъектами, на последних возлагаются обязанности по пре­доставлению информации и выполнению требований органов контроля. За­кон не применяется к мероприятиям по контролю, проводимым по инициа­тиве юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Во-вторых, закон не применяется к отношениям, связанным с проведе­нием некоторых видов контроля: налогового, валютного, бюджетного, бан­ковского, страхового и др.

Статья 3 Закона закрепляет ряд принципов защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроля, среди которых необ­ходимо назвать презумпцию добросовестности хозяйствующих субъектов; установление обязательных требований федеральными законами и приняты­ми в соответствии с ними иными нормативными актами; проведение мероприятии по контролю уполномоченными должностными лицами; соответст­вие предмета проводимого мероприятия компетенции государственного ор­гана; возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц; устранение в полном объеме органами государственного контроля допущен­ных нарушений и ряд других.

В целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при проведении государственного контроля, Закон устанавливает ряд правил, которые могут быть подразделены на три группы:

1. Нормы, определяющие порядок проведения мероприятий по государ­ственному контролю.

3. Обязанности органов государственного контроля (надзора) и их долж­ностных лиц при проведении мероприятий по контролю.

Под мероприятием по контролю понимается совокупность действий долж­ностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с прове­дением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным пред­принимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.

Мероприятия по контролю должны проводиться на основании распоря­жения (приказа) органа государственного контроля и только тем должност­ным лицом, которое указано в данном акте. Срок проведения мероприятия не должен превышать одного месяца.

Мероприятия по контролю могут быть:

а) плановыми, которые могут проводиться каждым органом государствен­ного контроля в отношении одного юридического лица не более чем один раз в два года;

б) внеплановыми, проводящимися в целях контроля за исполнением предписаний об устранении выявленных нарушений, а также в иных случа­ях, предусмотренных Законом. Для их осуществления необходимо мотивиро­ванное решение органа контроля.

Законом установлен ряд ограничений действий должностных лиц при проведении контрольных мероприятий. В частности, они не вправе:

- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции государственного органа;

- осуществлять плановые проверки при отсутствии должностных лиц, ра­ботников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предприни­мателей;

- требовать представления информации, документов, образцов (проб) продукции, не относящихся к предмету проверки, и изымать оригиналы до­кументов, относящихся к предмету проверки;

- распространять полученную в результате проведения мероприятий ин­формацию, составляющую охраняемую законом тайну.

По результатам мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля составляется акт в двух экземплярах. Порядок его составления и приложения к нему определены ст. 9 Закона. В случае выявле­ния проверяющим должностным лицом административного правонарушения составляется протокол и даются предписания об устранении нарушения. При этом должностные лица соответствующих органов должны принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений, предот­вращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, окружа­ющей среде и имуществу, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.

Права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно под­разделить на две группы:

А. Права, возникающие при проведении мероприятий по контролю. К ним, в частности, относятся права присутствовать при проведении проверки, давать объяснения; знакомиться с результатами проверки и указывать в актах о своем согласии или несогласии с ними; обжаловать действия (бездействие) должно­стных лиц органов государственного контроля.

Б. Права на возмещение убытков, понесенных при проведении государ­ственного контроля (надзора).

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) происходит в админис­тративном и (или) судебном порядке.

Право на осуществление предпринимательской деятельности предусмат­ривает возможность свободного выбора:

- вида, сферы деятельности;

- территории осуществления деятельности;

- организационно-правовой формы деятельности.

Виды предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям - в зависимости от:

- формы собственности, на базе которой деятельность осуществляется (частная, государственная, муниципальная);

- по количеству участников (индивидуальная, коллективная);

- по характеру деятельности (производство товаров, оказание услуг, вы­полнение работ и др.).

Право на выбор территории также закреплено в Конституции РФ. Одна­ко территория осуществления деятельности предпринимателя может быть задана лицензией. В соответствии с действующим законодательством, если лицензия выдана компетентным государственным органом субъекта РФ, данная деятельность может осуществляться только на территории данного субъекта, а за ее пределами - после регистрации лицензии. Вместе с тем, сле­дует иметь в виду, что согласно ст. 8, 34 Конституции РФ, ст. 1 ГК РФ, това­ры, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей террито­рии РФ. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культур­ных ценностей.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.