Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

География отраслей мирового хозяйства

Лекция №1

Заключение

 

В ходе данной лекции мы выяснили, что компьютерная графика рассматривает вопросы создания, хранения и обработки моделей и их изображений с помощью ЭВМ. Коснулись основных областей ее применения. Ввели понятия сцены, модели, примитива и др. базовые понятия компьютерной графики. Поставили задачу визуализации и рассмотрели ее решение с помощью графического конвейера. Рассмотрели основные преобразования, входящие в конвейер. На следующих лекциях мы будем подробно разбирать поднятые вопросы.

(Введение)

(к.х.н., доцент В.Ю. Александров)

Курс «География отраслей мирового хозяйства» рассчитан на 34 часа, из которых 8 лекций будут прочитаны мной, а остальные 16 часов будут проведены в виде практических занятий по подготовленным студентами рефератам. Цель курса – дать общие представления об отраслях мирового хозяйства, с выделением природоохранных аспектов, для ориентации в выборе будущей специализации. Особое значение этот предмет приобретает в связи с присоединением России в ВТО (всемирная торговая организация), что требует от каждого специалиста знаний мировой системы рыночных и экологических отношений.

География отраслей мирового хозяйства является одним из определяющих факторов экологического состояния отдельных регионов и планеты в целом. Для понимания экологической ситуации, сложившейся в отдельных регионах, странах и содружествах, помимо концентрации отраслей хозяйственной деятельности и наличия природных ресурсов необходимо учитывать, насколько развито в них природоохранное законодательство и его реализация органами исполнительной власти, регулирующими это законодательство. Понимание причин, сложившихся в отдельных отраслях и странах с напряженной экологической ситуацией, позволяет выработать алгоритмы решения, направить финансовые средства и интеллектуальный потенциал на нормализацию экологической обстановки.

Как наиболее известный и интересный пример приведу экологическую проблему автотранспорта, как одной из основных отраслей мирового хозяйства, пик которой относится ко второй половине 20 века в связи с резким ростом автомобильного парка с одновременным увеличением выброса загрязняющих веществ тепловыми станциями. В крупных городах начались смоговые явления в атмосфере из которых наиболее известны смоги в Лондоне и Лос- Анджелосе, что сопровождалось резким всплеском смертности с доказанным диагнозом причины – грязный воздух.

Названное привело мировое сообщество к реализации долгосрочной системы дорогостоящих ограничительных мер, направленных на экологизацию автотранспорта.

С 1960 г. в штате Калифорния начали вводить законодательное ограничение выбросов. В дальнейшем был принят закон о чистоте воздуха, которым вводились критерии качества воздуха для различных штатов. Поправки к закону в 1970 г. предусматривали установление национальных стандартов качества воздуха. Кроме того, поправки ограничивали выбросы оксида углерода и углеводородов для новых моделей автомобилей начиная с выпуска 1975 г. Уровень выбросов по сравнению с 1970 г. снижался на 90%. В странах З. Европы с 1976 г. установлены выбросы оксида углерода и углеводородов на уровне 50% и 30% от показателей 1970 г.

В ходе технических мероприятий по улучшению экологических характеристик автомобилей стало понятно, что небольшие модификации заднеприводного карбюраторного автомобиля, да еще на низкооктановом бензине не позволят достичь нормативных выбросов.

Это привело к созданию нового поколения автомобилей: передний привод, инжекторная схема формирования топливо-воздушной смеси, каталитическая система очистки отработавших газов.

Отдельного рассмотрения заслуживает эволюция дизельного автомобиля, где определяющую роль сыграли фильтры-дожигатели сажи и экологическое дизтопливо с низким содержанием серы.

Последнее слово автомобильной экологии это автомобиль с гибридным двигателем, который позволяет максимально эффективно использовать энергию движения путем аккумуляции в электрической форме избыточной механической энергии с дальнейшей ее отдачей при высокой дорожной нагрузке.

Названные технические мероприятия, наряду с улучшением качества топлива, позволили перейти к нормативам токсичности отработавших газов ЕВРО, более чем в 10 раз жестких, чем прежние характеристики. При этом, нормативы ЕВРО систематически ужесточаются с запретом производства автомобилей, соответствующих прежним нормативам. Как результат, качество атмосферного воздуха в крупных городах значительно улучшилось при постоянном росте автопарка. Во всяком случае, из СМИ исчезли сообщения типа ограничения выпуска автомобилей с четными номерами в четные дни недели и т.д. Самой серьезной проблемой современного автотранспорта можно считать пробки, но это уже не экология.

Предлагаю тему экологии автотранспорта развить на практическом занятии в форме подготовки рефератов в которых отразить проблемы топливной экономичности, сравнении токсичности различных видов моторного топлива: бензин – дизельное топливо – газ, нормативы выбросов загрязняющих веществ в отработавших газах и методы их контроля, развитие электромобилей, тема по выбору инициатора.

Другой отраслью мирового хозяйства, которая лидирует в негативном влиянии на окружающую среду, является теплоэнергетика. Как и в случае автотранспорта, негативное экологическое воздействие тепловых станций испытывают практически все регионы и страны. В большинстве стран мира определяющим источником тепловой и электроэнергии являются теплоэлектростанции на каменном угле. Это определяется более низкой стоимостью угля, удобством транспортировки и хранения, в сравнении с другими энергоносителями – жидким нефтяным топливом и природным газом. Отрасль является одной из самых консервативных по срокам эксплуатации основных фондов и оборудования. В частности, в г. Новосибирске эксплуатируются объекты ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 еще довоенной постройки.

Особенно доминирует роль ТЭЦ в странах с холодным климатом, где станции являются основой в системе жизнеобеспечения. Так, в Сибирском федеральном округе, как правило, в каждом субъекте региона, функционирует от 5 до 15 крупных ТЭЦ и ГРЭС, многие сотни котельных, сосредоточенных на территориях административных центров,

городов и населенных пунктов. Отрасль устойчиво занимает одно из первых

мест по вкладу в выброс загрязняющих веществ, среди других источников

во многих странах, в т.ч. субъектах РФ в составе СФО.

Зачастую причины, связаны с эксплуатацией морально устаревшего и

Физически изношенного оборудования, недостаточной эффективностью

систем газоочистки, высокой долей потребления угля в балансе

сожженного топлива.

Серьезные проблемы сопряжены с золооотвалами, под которые отчуждены

большие территории, многочисленны факты загрязнения подземных

горизонтов фильтрационными водами.

Настоящее положение теплоэнергетике сложилось в результате сложных

социально – экономических и природоохранных процессов.

При подъеме цен на нефть в начале

70-х годов разразился энергетический кризис; т.к. основные запасы этого

ценного сырья сосредоточены в развивающихся странах.

Для ослабления последствий кризиса в ведущих капиталистических странах

были разработаны национальные энергетические программы,

в которых основной упор был сделан на на:
-экономию энергии;

- снижение доли нефти в топливно-энергетическом

балансе;
- приведение структуры потребления энергоресурсов в соответствие с

собственной

ресурсной базой, уменьшение зависимости от импорта

энергоносителей.
В результате снизилось потребление энергии, изменилась структура

топливного баланса:

доля нефти начала сокращаться, возросло значение газа, а сокращение

доли угля приостановилось, т.к. уголь развитые страны обладают большими

запасами углей. Энергокризис способствовал постепенному переходу

к новому, энергосберегающему типу развития,

который оказался возможным благодаря научно-техническому

прогрессу.
Но зависимость ведущих капиталистических стран от импорта

энергетического сырья продолжает сохраняться.

Только Россия и Китай полностью обеспечивают себя топливом и

энергией за счет собственных ресурсов и даже экспортируют их.

А так как основным собственным энергоресурсом многих развитых стран

является уголь, то не случайно,

то в последнее десятилетие вновь выросло его значение в

топливно-энергетическом балансе.

В последнее время большое внимание уделяется сланцевому газу,

который может привести к революции в сфере углеводородного сырья. В

частности, США – страна многие десятилетия зависящая от поставок нефти,

за счет сланцевого газа имеет перспективу полного самообеспечения

топливом.

Улучшения ситуации можно достичь только должным учетом экологического фактора в рамках государственной и региональной политики обновления энергетического потенциала. Основными направлениями являются строительство новых и реконструкция действующих ТЭЦ с учетом современных природоохранных требований, оснащение установками обезвреживания оксидов азота и оксидов серы, увеличения доли экологически чистых видов топлива (газ, мазут), использования золошлаковых отходов в качестве сырьевой базы других отраслей – строительство дорог, стройматериалы.

Предлагая тему энергосбережения развить на одном из семинаров, где рассмотреть экологические проблемы производства энергии сжиганием различных видов топлива: уголь – мазут – газ, преимущества отдельных видов топлива в разных регионах.

Думаю, что трудно, если вообще возможно, предложить однозначную классификацию отраслей мирового хозяйства. Приведу одну из версий представления структуры отраслей мирового хозяйства:

Промышленность является ведущей отраслью материального производства, где занято около 350 млн. человек. За последнее столетие промышленное производство выросло более чем в 50 раз.

В зависимости от времени возникновения отрасли промышленность делят на три группы:

1) старые отрасли, возникшие во время промышленных переворотов (каменноугольная, металлургическая и текстильная промышленность, паровозостроение и др.). В наши дни эти отрасли растут замедленными темпами;

2) новые отрасли, определявшие научно-технический прогресс в первой половине XX в. (автомобилестроение, производство пластмасс и химического волокна и др.). Эти отрасли в настоящее время растут более быстрыми темпами;

3) новейшие отрасли, возникшие в эпоху НТР и относящиеся к наукоемким отраслям (микроэлектроника, микробиология, роботостроение и др.). Эти отрасли называют отраслями высоких технологий. В наши дни эти отрасли растут наиболее быстрыми и устойчивыми темпами.

Основные сдвиги в отраслевой промышленности в эпоху НТР связаны с уменьшением доли старых отраслей и увеличением доли новых и особенно новейших отраслей. Изменяются также территориальные пропорции размещения промышленности. Территориальную структуру мировой промышленности в первую очередь определяет размещение крупных промышленных районов. Всего их в мире более ста. Основная масса их находится в странах зарубежной Европы, СНГ, Восточной Азии, Северной Америке.

В состав отраслей мирового хозяйства входят:

1. Топливно-энергетическая промышленность. После нефтяного и энергетического кризиса 70-х гг. темпы роста этих отраслей замедлились. Поэтому многие развитые страны начали проводить политику энергосбережения и уменьшения удельных расходов топлива и энергии. В конце 90-х гг. мировое производство энергоресурсов составило 10 млрд. тонн.

В своем развитии топливно-энергетическая промышленность прошла два этапа. Первый - «угольный этап» (XIX в. - первая половина XX в.). На этом этапе в структуре мирового топливно-энергетического баланса преобладало угольное топливо. Второй - «нефтяной этап». Основан на использовании преимуществ нефти и газа как более экономичных энергоресурсов.

В состав топливно-энергетической промышленности входят нефтяная, газовая и угольная промышленность. Добыча нефти в конце 90-х гг. составила 3 млрд. тонн. Нефть добывают приблизительно в 80 странах мира, но географию этой отрасли определяют страны «Большой Семерки». Особенность географии нефтяной промышленности заключается в том, что более 4/5 запасов и 1/2 добычи приходится на развивающиеся страны. Эти страны являются главными экспортерами. Наиболее крупные грузопотоки нефти сосредоточены в районе Персидского залива и в России. Мировая добыча природного газа составляет более 2 трлн. м3. Крупными производителями газа являются Россия, США, Нидерланды, Канада. Добыча угля составляет приблизительно 5 млрд. тонн в год. Добывается уголь в 60 странах мира. В отличие от добычи нефти среди главных угледобывающих стран преобладают экономически развитые страны.

2. Электроэнергетика. Мировая выработка электроэнергии составляет 12 трлн. кВт/ч в год. Больше всего производят электроэнергии в США, России, Японии, Германии и Канаде. В структуре производства электроэнергии первое место принадлежит тепловой энергии (60%), второе - гидравлической (20%), третье - атомной (17%).

3. Горнодобывающая промышленность. Является поставщиком минерального сырья. Доля горнодобывающей промышленности в мировом промышленном производстве постепенно снижается, но она продолжает оказывать большое воздействие на международное географическое разделение труда и географию мирового хозяйства. Именно с горнодобывающей промышленностью связано преодоление территориального разрыва между районами добычи и районами потребления, формирование межконтинентальных грузопотоков, освоение новых ресурсных районов. В результате международного разделения труда в мировом хозяйстве сформировалось восемь великих горнодобывающих держав: США, Канада, Австралия, ЮАР, Бразилия, Индия, Китай и Россия.

4. Металлургическая промышленность. Делится на цветную и черную. Географию отраслей черной металлургии определяет добыча железной руды и выплавка стали. Главными мировыми производителями железной руды являются Россия, Китай, Бразилия, Австралия. Мировая выплавка стали составляет около 750 млн. тонн в год. В последнее время предприятия этой отрасли растут замедленными темпами.

На географию отраслей цветной металлургии большое воздействие оказывают особенности сырьевой базы и технологии переработки сырья. Руды цветных металлов имеют низкое содержание металлов, поэтому перевозить их невыгодно. Цветная металлургия зародилась в колониальный и полуколониальный периоды в Чили, Перу, Индонезии и др., которые в настоящее время являются крупными поставщиками цветных металлов в экономически развитые страны.

5. Машиностроение. По числу занятых и по стоимости продукции занимает первое место среди всех отраслей мирового хозяйства. 9/10 всей машиностроительной продукции приходится на экономически развитые страны. В отраслевой структуре машиностроения особенно четко прослеживается подразделение всех отраслей на старые, новые и новейшие. Старые отрасли либо стабилизировались в своем развитии, либо находятся в упадке (судостроение). Новые отрасли обнаруживают некоторый рост производства (автомобилестроение). Новейшие отрасли демонстрируют быстрый и устойчивый рост (электронное машиностроение). В мире выделяют четыре машиностроительных региона: Северная Америка (все виды машиностроительной продукции), зарубежная Европа (массовая машиностроительная продукция), Восточная и Юго-Восточная Азия (массовое машиностроение в сочетании с продукцией высоких технологий), страны СНГ (главная отрасль международной специализации).

6. Химическая промышленность. Ее основу составляет нефтехимия и производство полимерных материалов. В мире выделяют четыре главных региона: США, Западная Европа, Япония, страны СНГ. В каждом из них получили развитие горно-химическая промышленность, производство минеральных удобрений, химия органического синтеза и полимерных материалов.

7. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. География определяется двумя лесными поясами. В пределах Северного лесного пояса заготавливают древесину хвойных пород. Наиболее развита деревообрабатывающая промышленность в Канаде, Финляндии, России и Швеции. В пределах Южного лесного пояса заготавливают древесину лиственных пород. Лесная промышленность развита в тропической Африке, Бразилии и Юго-Восточной Азии.

8. Текстильная промышленность. Включает в себя производство тканей из натурального волокна и производство тканей из химического волокна. Текстильная промышленность представлена во всех странах мира. Выделяют пять центров: Восточная Азия, Южная Азия, страны СНГ, зарубежная Европа, США. В каждом из них преобладает производство хлопчатобумажных тканей и тканей из химического волокна. В последнее время темпы роста текстильной промышленности в экономически развитых странах падают, а в развивающихся возрастают.

Естественно, что после такого общего взгляда на отрасли мирового хозяйства обратимся к конкретизации проблематики в направлении специфики подготовки специалистов в НГТУ на факультете летательных аппаратов. Здесь для нас наибольший интерес будут представлять следующие направления отраслей мирового хозяйства:

- авиа-ракетостроение

- нефтехимия в части производства авиакеросина и моторных масел, резины

- приборостроение в части производства приборов контроля и навигации

- цветная металлургия в части производства алюминия и титана, а также легких сплавов

- производство полимерных материалов и клеев

-производство керамических и термостойких материалов

Предлагаю выбрать темы рефератов из названных, что не исключает свободную тему из не названных отраслей мирового хозяйства.

 

Предлагаю примерную структуру реферата:

- состав продукции, производимой отраслью

-рынок сбыта продукции рассматриваемой отрасли

- обеспечение рассматриваемой отрасли смежными отраслями

- география рассматриваемой отрасли

- экологические проблемы рассматриваемой отрасли

- свободная проблема рассматриваемой отрасли, по выбору составителя реферата.

 

С появлением сети Интернет техническая работа по подготовке рефератов значительно упростилась. Достаточно четко представлять название цели реферата и основных понятий, а так же глубину проработки темы. Компьютер дает большие возможности поиска материала, его форматирования и систематизации, печати. Ранее была необходима длительная работа в библиотеке по поиску источников в карточных каталогах, выбору необходимого материала в источниках, ручной монтаж фрагментов, печатание на механической машинке.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура интерактивного графического редактора | Баллов за полностью оформленную и сданную вовремя (на занятии 4) работу
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.