Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законность




В

Судебный контроль за действиями и решениями органов дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда (вышестоящим судом).

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом).

К действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению. К действиям, в частности, относятся выраженные в устной форме требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор и контроль.

О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих

Судебный (административный) контроль за должностными лицами и органами государственной власти (см. ст. 25 ГПК РФ и Постановление Пленума)

Осуществление правосудия по конституционным, гражданским, уголовным, административным делам (ст. 118 Конституции);

Полномочия по осуществлению судебного конституционного контроля (ст.125 Конституции);

Общая характеристика полномочий судебной власти.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет дать судам следующие разъяснения:

1. В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).

Организация и порядок деятельности органов судебной власти определяются законами Российской Федерации и основываются на конституционных принципах (осуществления правосудия только судом; законности; независимости судей; состязательности и равноправия сторон; государственного языка судопроизводства;

презумпции невиновности; обеспечения права на защиту.

Суд как орган судебной власти

Цель, преследуемая проводимой сегодня судебной реформы – повысить значение и роль суда для реализации важнейшей задачи – защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны интересов общества и государства.

Суд является государственным органом, выполняющим функции судебной власти и единственным носителем судебной власти. Этим и определяется его статус в системе органов государственной власти.

Учитывая, что суд является носителем судебной власти, важнейшими признаком суда как органа судебной власти являются его самостоятельность и независимость.

Судьи назначаются на должность с соблюдением установленной процедуры. Они являются государственными служащими с особым статусом. Отменить решение суда может только вышестоящий суд. Решения суда, вступившие в законную силу обязательны для исполнения для всех должностных лиц, государственных и иных органов, физических лиц.

Правосудие представляет собой один из важнейших видов правоохранительной деятельности, осуществляемой специально создаваемыми государственными органами – судами.

 

(в словарь раскрыть содержание понятий и терминов – «правосудие» и «судопроизводство», «юрисдикция», «правоприменительная деятельность» и «юрисдикционная деятельность»).

 

Основная цель правосудия закреплена в ст. 18 Конституции РФ – обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Носителем судебной власти являются только государственные суды. Никакие иные органы не могут наделяться функциями по осуществлению судебной власти, следовательно, не могут претендовать и на роль органов правосудия, а их деятельность судопроизводством не является. В предусмотренных законом случаях и при наличии возможности обратиться к последующему судебному контролю защита прав может осуществляться путем разрешения правовых конфликтов несудебными органами гражданской юрисдикции (административными органами, комиссиями по трудовым спорам, третейским судом и др.). Обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан и организаций по бесспорным вопросам также нотариат, регистрационные органы. Однако деятельность по разрешению всеми названным органами правовых вопросов осуществлением правосудия не является [7]. (в части судопроизводства имеется неточность – см. ч. 2 ст. 2 УПК РФ, в котором указывается, что порядок уголовного судопроизводства, установленный УПК, является обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства). (Вопрос для дискуссии).

Наиболее распространенное определение правосудия.

Правосудие – осуществляемая судом в пределах его компетенции деятельность по рассмотрению и разрешению различных категорий дел при точном и неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающего законность, обоснованность и справедливость судебных решений[8].

К числу важных признаков правосудия, как правило, относят:

1) Правосудие осуществляют специально создаваемые государством органы – суды;

2) Правосудие осуществляется определенными способами – путем рассмотрения гражданских, уголовных и других категорий дел с соблюдением установленной законом процедуры;

3) Судьи, присяжные и арбитражные заседатели имеют особый правовой статус;

4) Принятые решения носят обязательный для исполнения характер.

 

Принципы реализации правосудия: законность, единство судебной системы, равенство всех перед законом и судом, осуществление правосудия только судом, охрана прав и свобод граждан при осуществлении правосудия, самостоятельность судов и независимость судей, гласность в деятельности судов, презумпция невиновности, состязательность и равноправия сторон, обеспечение прав на получение квалифицированной юридической помощи, язык судопроизводства, обеспечение судебной защиты прав и свобод, участие граждан в осуществление правосудия.

Принципы правосудия — фундаментальные положения, определяющие смысл, организацию и деятельность органов, осуществляющих правосудие, — судов.

Принципы правосудия носят императивный характер, содержат обязательные предписания для всех субъектов, вовлеченных в судоустройственную и судопроизводственную деятельность.

(в словарь – расшифровать понятие «императивный характер»)

Они вносят в практику правоприменения творческое начало и при наличии пробелов в законодательстве о порядке судоустройства и судопроизводства, противоречия норм принципам осуществления правосудия должны применяться нормы-принципы, так как они имеют базисный характер.

Следует отметить, что вышеизложенное понимание принципов является безусловным постулатом лишь в теории, а на практике, к сожалению, отношение к принципам несколько абстрактное.

(Задание студентам в словарь – в часы самостоятельной подготовке попытаться найти процессуальные судебные решения, обоснование которых основывалось бы на принципах правосудия).

В Конституции РФ закреплены наиболее важные черты организации деятельности судебных органов и правила осуществления правосудия: обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту (ст. 48), (презумпция невиновности (ст. 49), осуществление правосудия только судом (ст. 118), состязательность (ст. 122) и др.

Свое развитие принципы правосудия находят закрепление и развитие в законодательных актах о статусе судей, судебной системе, процессуальных законах.

Принципы правосудия, условно классифицируют на:

1) судоустройственные, устанавливающие порядок организации судов (осуществление правосудия только судом, самостоятельность суда и независимость судей, равенство всех перед законом и судом и др.);

2) судопроизводственные (презумпция невиновности, обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту и др.).

Законность является конституционным, общеправовым принципом, получившим закрепление в ч.1 и 2 ст. 15 Конституции России.

«Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Законность представляет собой режим точного и неуклонного исполнения и соблюдения правовых норм всеми участниками общественных отношений – гражданами, должностными лицами, государственными органами, хозяйственными и иными организациями законов. Законность это принцип деятельности государственного аппарата.

Законность обеспечивает организованность общественной жизни, решение жизненных противоречий и юридических конфликтов в рамках закона.

Содержанием режима законности являются следующие положения:

- верховенство закона над всеми другими правовыми актами:

- соблюдение и охрана прав и свобод личности, их гарантированность;

- обеспечение равенства всех граждан перед законом и судом.

- неослабный и эффективный контроль и надзор за исполнением законов (деятельность Конституционного Суда РФ, других звеньев судебной системы, прокуратуры);

- единство законности – понимание, толкование и применение норм права должно быть единообразным на всей территории страны;

- решительная борьба с нарушениями норм права и в первую очередь с таким опасным явлением, как преступность.

Для наглядности:

Статья 3 УК РФ Принцип законности (так и называется). Редакция:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.