Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическое учение Аристотеля




• отрицал возможность существования идеального государства, (так как полагал, что государство - результат естественного развития, а не божественного промысла).

• Главная цель государства - достижение «лучшей жизни», общего блага для всех граждан.

• 2 критерия формы государственного устройства:

• 1) количество правящих и 2) цели правления

Правильные формы государства (правители преследуют общее благо всех граждан):

- монархия, - аристократия, - полития

Неправильные формы государства (служат корыстным интересам правителей):

- тирания, - олигархия, - демократия

• Полития – правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом.

• Полития – форма воплощения идеи о смешанном режиме. Воплощает лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Полития – правление в интересах среднего класса.

Идеи государственного римского деятеля и философа Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.)

• Государство трактовал как «соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».

• Их согласие основано на присущих человеческой природе качествах – разуме и справедливости, которые составляют естественное право, высший, истинный закон.

• Истинный закон – «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая».

Заслуга Цицерона:

• заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых: «Под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане».

• Основы теории правового государства.

• Наилучшая форма государственного устройства «смешанную» форму государства:

- сочетает достоинства царской власти (забота монарха о подданных),

- аристократии (мудрость правителей)

- и демократии (свобода народа).

 

Политическая мысль Средневековья
(5-15 вв .)

• господство религиозного мировоззрения, носителем которого являлась христианская церковь.

• Согласно теологическому мировоззрению: все сущее возникло по воле Бога и изменения в обществе вызываются Богом, чтобы покарать или вознаграждать людей.

• Государство должно занимать подчиненное по отношению к церкви положение.

 

Политические идеи: Аврелий Августин (354 – 430 гг.)

• изложил основы христианской политической доктрины.

• Церковь является истинным государством, воплощением права и общей пользы, истинной справедливости, мира и покоя.

• Согласно его учению: бог наделил человека свободной волей, то есть способностью жить или по-своему, или по-божьему. Выбор способа жизни зависит от веры и любви как источника истины и спасения.

 

Политические идеи: Фома Аквинский
(итальянский теолог (1225 – 1274)).

• Государственная власть происходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной власти;

• стремление обосновать верховенство духовной (церковной) власти над светской;

• хотя сущность власти божественна, но формы ее реализации определяются самими людьми.

• Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом и было равносильно возмущению против Бога.

 

Эпоха Возрождения (14-16 вв.)

Родоначальник политической науки итальянский философ и социолог Николо Макиавелли (1469-1527)

• Сторонник республиканской формы правления

• В основе политического поведения лежит выгода и сила

• Главное – не столько прийти к власти, сколько ее удержать

• Три кита удержания власти:

- сила;

- «культ личности» государя;

- сильный бюрократический аппарат.

• различал понятия «общество» и «государство». Обозначая государство термином «stato», он рассматривал его как политическую форму организации общества.

• Отделил политику от морали (политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом»).

• Необходимым условием удержания власти является проведение репрессий.

- «Цель оправдывает средства» - главный постулат мира политики.

- Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали.

 

Политические учения Нового времени (16-19 вв.)

• обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства.

Исходя из принципов естественного права:

• каждый человек рождается с неотъемлемыми правами на жизнь, свободное развитие, на труд, участие в делах общества и государства

• мыслители Нового времени стремились доказать неразумность феодальных политических порядков и учреждений.

• Выводы политической науки ориентировались на решение назревших социальных проблем.

Идея договорного характера государства в противовес средневековой теории божественного происхождения государства

Теорию «общественного договора» развивали английские мыслители:

Томас Гоббс (1588-1679)

Джон Локк (1632-1704),

французский философ

Жан - Жак Руссо (1712-1778)

 

Идеи Томаса Гоббса:

• Государство - как результат общественного договора между гражданами в целях обеспечения всеобщего мира и безопасности.

• Благо народа - высший закон государства.

• Может быть три формы государства:

1. монархия, 2. демократия (народоправство)

3. аристократия.

Симпатии Гоббса были на стороне монархии

 

Идеи Джона Локка:

• идеология либерализма.

• Цель государства - сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда.

• государственная власть не может быть произвольной. Она делится на:

1. законодательную, 2. исполнительную,

3. союзную (федеративную).

- Свобода граждан во всем, что не запрещено или не ограничено законом.

- Индивид, гражданин - на первом месте, а не государство.

- Основная функция государства — защита неотчуждаемых естественных прав человека.

 

Политические идеи Жана Жака Руссо

• Идея народного суверенитета

Общественный договор - это способ интеграции общей воли.

• Передавая в общее достояние свои индивидуальные права и свободы, каждая личность «превращается в неразделенную часть целог о». В таком обществе нет конфликтов, противоречий.

• Среди форм правления Руссо различает монархию, аристократию и демократию.

• Воля гражданина неотчуждаема, поэтому естественным способом ее выражения является демократия.

 

Учение о республике Иммануила Канта (1724-1804)

Государство - объединение людей в рамках правовых законов с целью соблюдать и обеспечивать действие принципа справедливости для всех граждан.

• Демократическому идеалу власти народа у Руссо Кант противопоставляет идеал Гоббса – принцип неограниченных полномочий действующей верховной власти.

Три принципа ф ормального понимания права:

1.свобода каждого члена общества,

2. равенство всех подданных,

3. самостоятельность каждого гражданина.

- Либеральное понимание свободы: добровольное подчинение народа властям, независимо от ее происхождения.

 

Политические идеи Георга Гегеля (1770-1831)

• утверждает принцип буржуазной частной собственности и право на неравенство в собственности

• свобода - право личности на присвоение

Государство - осуществленная свобода, и его назначение – охранять семью и руководить гражданским обществом

• Наилучший общественный строй – это конституционная монархия.

• Теория права Гегеля вводит понятие гражданского общества – это становящийся или уже оформившийся буржуазный социально-экономический строй в разных его частных модификациях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.