Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правление великого князя Владимира I. Принятие христианства

План

 

1. Правление великого князя Владимира I. Принятие христианства.

2. Укрепление Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

3. Владимир II Мономах.

 

 

В междоусобной борьбе сыновей Святослава — Ярополка, Олега и Владимира — победил Владимир I Святой (980-1015). Он значи­тельно расширил территорию государства, включив Карпатские горы (Волынь и Галиция), западные земли (Полоцкую, Туровскую) по р. Западный Буг вплоть до границы с Польшей.

Особая забота князя — укрепление государственного админист­ративного аппарата. Решительным шагом, завершающим созда­ние Древнерусского государства, становится замена племенных князей сыновьями Владимира, призванными защищать и укрепить власть киевского князя на местах. Тем са­мым он превратил Русскую землю во владение рода Рюрико­вичей. Укрепление власти дало ему возможность организо­вать население всей страны для создания мощных оборони­тельных рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен, кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, если вспомнить былины, начинает восприниматься народ­ным сознанием не как воин-защитник, а как глава государ­ства, организующий охрану его рубежей.

Пытается он укрепить и языческую веру, а следователь­но, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти ос­новных богов во главе с Перуном, который особенно почитал­ся среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что из­менила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху — вводит в 988 г. христианство.

Знаменитое «крещение Руси», положившее начало ста­новлению российской цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них — стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти.

Следует учитывать и то, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны соседей-христиан, относящихся к язычникам как к варварам. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви про­изошел лишь в 1054 г.

Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Вла­димира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, при­нимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей о себе добрую память. Не исключено, что его греховное язы­ческое прошлое (братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство) в итоге заставили задуматься о ду­ховном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагмати­ческих соображений. Дело в том, что принятие им христиан­ства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а, следовательно, укрепляло и княжескую власть.

Христианизация древней Руси протекала противоречиво. Если киевская община, подчиняясь авторитету княжеской власти, приняла новую веру безропотно, то другие регионы, например, Новгород, приходилось крестить «огнем и ме­чем», в Суздале насильственное крещение вызывало восстание в 1024 г.

Язычество еще долго сохраняло свои позиции, особен­но в сознании людей. Православная церковь, приспосаблива­ясь к местной среде, соединила праздники поклонения язы­ческим богам с культами святых. Так праздник Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна — с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. Таким образом шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей.

Например, к Христу долгое время относились не как к единому Богу, указывающему своей жизнью путь к спасе­нию, а местному божеству, к которому обращались с прось­бой о практической помощи в земных делах. Широкое рас­пространение получил культ Богородицы как покровитель­ницы всего живого, близкий и более понятный языческому миросозерцанию.

В итоге, происходил синтез православия и язычества, приведший к складыванию так называемого «двоеверия», или русского православия. Постепенно языческие элементы из него вытеснялись, но многие из них сохранялись длитель­ное время. Так, было принято давать новорожденному два имени — христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что таким образом человеку будет обеспечено по­кровительство христианского Бога и, в то же время, его за­щитят языческие божества. Этот обычай существовал не только в низах общества, но и среди знати, а также князей. Достаточно вспомнить, что Владимир I вошел в историю (и в святцы) под своим языческим именем, а не как Василий. Так же как и Ярослав Мудрый, крещенный Юрием. Владимир Мономах по-христиански звался Василием Андреевичем, первые русские святые Борис и Глеб были крещены как Ро­ман и Давид и т.д.

Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом, что свидетельствовало о ее определенной зависимости от Византии. В подчинении ки­евских митрополитов находились епископы, управляющие церковью на определенных территориях — епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священ­ники — т.н. белое духовенство.

Наряду с белым, существовало черное духовенствомонахи, ведущие совсем иную, чем простые люди жизнь, т.е. духовную, посвященную слу­жению Богу (отсюда одно из названий монаха — инок). Мо­нахи брали на себя обет безбрачия, «поставляли» кадры для высших иерархов церкви. При своей затворнической жизни они пользовались огромным авторитетом и оказывали влия­ние на политическую жизнь страны. В монастырях создава­лись летописи, разрабатывались церковные уставы, регули­рующие не только церковную, но и семейную, бытовую жизнь русских людей.

Долгое время церковь существовала за счет десяти­ны — десятой части от всех налогов, отчисляемой с эпохи Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются, в ос­новном за счет дарений князей, а позже и бояр, собственные села и земли. Первые известные вотчины (во второй полови­не XI в.) принадлежали церкви.

Принятие христианства как госу­дарственной религии стало второй общегосударственной ре­формой, имевшей идейно-политический характер. Это событие имело огромное историческое зна­чение и сказался на всех сферах жизни древнерусского обще­ства.

Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское об­щество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать толь­ко частью какого-либо локального коллектива (семьи, общи­ны, племени, в дальнейшем — сословия), все более осозна­вая себя русским православным.

Христианская церковь, стремясь к стабильности, осужда­ла как социальные протесты и насилие со стороны низов об­щества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со сто­роны его верхов. При этом она формировала уважение к вла­сти, воспитывала терпимость к ближнему.

Да и в целом, христианство, резко противопоставляя иде­альное материальному, способствовало духовному развитию человека.

Принятие христианства повлекло за собой и качествен­ные сдвиги в развитии культуры. Распространяется пись­менность, летописание, появляются первые рукописные кни­ги, преимущественно церковного содержания. Благодаря Византии и Болгарии Русь познакомилась с достижениями ан­тичной культуры. Принятие христианства повлекло за собой зарождение каменного зодчества, возникновение иконописи, фресковой живописи. В монастырях велось летописание. Крупные церковные храмы типа Софийского собора в Киеве становились центрами духовной жизни, символами могуще­ства и святости Руси.

Православная церковь не только образовывала, но и вос­питывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.

Таким образом, принятие христианства способствовало формированию русской цивилизации, ставшей разновидно­стью христианского европейского мира. Приняв христианство, Русь встала в один ряд с другими хрис­тианскими странами Европы, приобщилась к традициям и на­следию византийской и античной культуры.

Религиозная реформа имела не только внутреннее идеологи­ческое значение, но и международное, способствовавшее укреп­лению престижа Древнерусского государства.

 

К концу X века сложились основные признаки Древнерус­ского государства: династическая (родовая) княжеская власть; простейший государственный аппарат в лице дружи­ны и наместников князя; система данничества; территори­альный принцип расселения, вытесняющий племенной; мо­нотеистическая религия, усиливающая княжескую власть.

Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задержива­ли и замедляли процесс складывания государства у восточ­ных славян. Оно формировалось в результате сложного взаи­модействия внутренних и внешних факторов, что и позволи­ло ему появиться, основываясь лишь на одной общинной ос­нове. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государ­ственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Образование государства имело важное историческое зна­чение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торгов­ли, влияло и на формирование социальной структуры. На­пример, выполнение властных функций в более поздний пе­риод способствовало превращению князей и бояр в землевла­дельцев.

Благодаря образованию государства формируется древне­русская культура, складывается единая идеологическая сис­тема общества.

В рамках древнерусского государства происходит склады­вание единой древнерусской народности — основы трех вос­точнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом бу­дет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внут­ренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция № 3. Л А П Б Цилиндрическое фрезерование | Укрепление Древнерусского государства при Ярославе Мудром
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.