Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Укрепление Древнерусского государства при Ярославе Мудром

 

Междоусобица после смерти Владимира закончилась победой его сына Ярослава, получившего за продуманную государствен­ную политику прозвище Мудрый.

Правление Ярослава Мудрого (1019-1054):

разгромил печенегов, набеги которых на Русь прекратились;

закрепил русские позиции в Прибалтике походом на прибал­тийскую чудь;

расширил международные связи Киевской Руси (жена Яро­слава — шведская принцесса; дочери — замужем за французским, венгерским и норвежским королями; сестра стала польской королевой, а внучка — женой германского императора; сын Всево­лод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха (в дальнейшем сын Всеволода Владимир получил
прозвище Мономах);

укрепил самостоятельность Русской Православной Церкви
поставил Киевским митрополитом Иллариона, русского по про­исхождению государственного деятеля;

провел третью общегосударственную реформу — начал составление свода законов — «Русской Правды» — важнейшего го­сударственного и юридического документа, отразившего многие нюансы социального устройства Киевской Руси. (При Ярославе были написаны первые 17 статей — «Правда Ярослава», «Древ­нейшая Правда», остальные приняты после смерти князя.)

Составление «Русской Правды» вызывалось сложными со­циальными процессами периода оформления и укрепления го­сударственности. Требовалось письменное закрепление юриди­ческих норм, регулировавших отношения свободных людей. «Русская Правда» опиралась на так называемое обычное право — неписаные правила, неоднократно и традиционно применявши­еся при вынесении судебного решения, основанием которого служил прецедент (случившееся ранее похожее событие) или ссылка на древность.

«Правда Ярослава» ограничила существовавший обычай кровной мести. Теперь на нее имел право не весь род убитого, а толь­ко ближайшие родственники. Сохранение в законе права на кров­ную месть свидетельствовало о живучести остатков родоплеменного строя. Ограничение этого права показывало, что государство достаточно окрепло, чтобы вмешиваться в дела родов.

Умирая, Ярослав Мудрый призывал сыновей: Изяслава (1054-1078), Святослава (умер в 1076 г.) и Всеволода (1078-1093) — жить в мире и во всем слушаться старшего брата. Однако личные ам­биции князей, стремление к обогащению, сложность династи­ческих расчетов при лествичной системе наследования власти — привели к военным столкновениям.

Ремесленное население ряда городов было недовольно междо­усобиями и политикой Ярославичей. В конце 60 — начале 70-х гг. XI в. в Киеве, Ростове, Новгороде возникли массовые восстания. В ответ князья и бояре потребовали изменения законодательства для усиления защиты жизни и собственности феодалов.

«Правда Ярославичей» отменила кровную месть и увеличила разницу в плате за убийство разных категорий населения. Жизнь старших дружинников, огнищан и княжеских приближенных оценивалась в 80 гривен. За убийство свободного мужа штраф составлял 40 гривен (за смерда и за раба5 гривен). В XI в. со­циальное неравенство было законодательно закреплено. Это озна­чало изживание первобытного равенства и свидетельствовало о готовности государства защищать интересы господствующего класса.

Характер наследования власти в древней Руси был родо­вым (династическим). Власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. К элементам догосударственных отношений следует отнести и то, что древняя Русь вос­принималась сознанием современников как владение всего рода Рюриковичей. Оно предполагало, как уже указывалось, так называемое «лестничное» право наследования, т.е. передачу власти по стар­шинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роду следующему брату). Таким образом, согласно господствующим вечевым представлениям людей той эпохи, князь имеет власть только как представи­тель всего рода. Складывался не монархический, а родовой или династический сюзеренитет, ставший стержнем государ­ственной системы древней Руси.

С другой стороны, продолжается, особенно после приня­тия христианства, сакрализация личности князя, что создает духовные предпосылки для развития авторитарной тенден­ции и укрепления княжеской власти. При этом следует учесть, что в средние века поведение людей определялось идеальными факторами не в меньшей мере, чем социаль­но-экономическими и политическими.

Политические формы древнерусского государства не бы­ли застывшими и под влиянием различных факторов претер­певали определенные изменения.

Сохранение единства рода некоторое время предопределя­ло сохранение территориальной целостности государства. Например, земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род. Однако уже после смерти Ярослава Мудрого и раздела земли между братьями во главе со старшим Изяславом, посаженным в Киеве и почитаемым младшими «в отца место», начинаются усобицы между отдельными ветвями разросшегося рода Рю­риковичей. Особенно острой была борьба между детьми Свя­тослава, правившего в Черниговской земле, и Всеволода, к которому отошел Переяславль и далекая северо-восточная окраина — Суздальская земля.

С изменением социально-экономической и внешнеполи­тической обстановки и в целях преодоления усобиц перед ли­цом нависшей общей для всех половецкой опасности на съез­де князей в г. Любече (1097), созванном по инициативе Вла­димира Всеволодовича Мономаха, были приняты решения, подрывающие основы родового сюзеренитета и старейшинст­ва. Князья провозгласили принцип: «Кождо да держит отчи­ну свою», приводивший на практике к замене родового вла­дения семейным, а родового старейшинства политическим единовластием. В отдельных княжествах стали утверждать­ся микродинастии — отдельные ветви рода Рюриковичей. В этих династиях также применялся принцип передачи власти по старшинству, прямое наследование еще не было единст­венно возможным. Так, например, внук Владимира Монома­ха Изяслав Мстиславович, заняв силой киевский престол и оттеснив дядю Вячеслава Владимировича, вынужден был под влиянием политической обстановки и культурной тради­ции пригласить его в 1150 г. в качестве соправителя.

Развитие новых принципов вело к установлению вассаль­ных поземельных отношений и, в итоге, к политической раз­дробленности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правление великого князя Владимира I. Принятие христианства | Владимир II Мономах
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.