Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы жилищной политики государства

Формы реализации права на жилище

 

В современных условиях, исходя из анализа положений Конституции Российской Федерации (ст. 40), ЖК РФ, ГК РФ (ст.ст. 671-672) и других нормативных правовых актов, с учетом изменившихся приоритетов со стороны государства можно выделить следующие основные формы реализации гражданами Российской Федерации права на жилище:

а) приобретение или строительство жилья гражданами за собственные средства без ограничения размера жилой площади или с помощью полного или частичного финансирования государством (для отдельных категорий граждан);

б) приобретение в собственность жилого помещения с использованием безвозмездных субсидий, банковского ипотечного кредита, ссуд на возвратной основе и по другим законным основаниям (наследование, дарение и др.);

в) предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на условиях договора социального найма в пределах нормы предоставления жилой площади.

Иные формы жилищного обеспечения носят, как правило, временный характер, т.е. речь идет об обеспечении не постоянным, а временным жильем. К таким формам относится предоставление:

- служебного жилого помещения;

- специализированных жилых помещений (общежития, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.);

- жилого помещения по договору безвозмездного пользования;

- жилых помещений на условиях договора коммерческого найма в домах государственного, муниципального и частного жилищного фонда (как правило, без ограничения размера площади).

 

 

В Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 гг.C:\temp10\Жилищное право.rtf - sub_9988#sub_9988 отмечалось, что целью жилищной политики является обеспечение доступности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком, сохранение бесплатного предоставления жилья малоимущим гражданам, военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и членам их семей. При этом акцент делался на следующие основные направления:

- активизация усилий субъектов Российской Федерации и местных органов власти по увеличению ввода жилья;

- расширение источников и обеспечение устойчивости финансирования жилищного строительства с увеличением доли внебюджетных инвестиций;

- проведение прогрессивной технической политики в области капитального строительства и реконструкции жилья, современных архитектурных и градостроительных решений;

- совершенствование структуры жилищного фонда по формам собственности с приоритетом частного жилья, развитие рынка жилья;

- поэтапный переход жилищно-коммунальной сферы в режим безубыточного функционирования при обеспечении социальной защиты малообеспеченных групп населения;

- обеспечение стандартов качества условий проживания.

Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 была одобрена Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской ФедерацииC:\temp10\Жилищное право.rtf - sub_9989#sub_9989.

Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являются:

- обеспечение условий проживания, отвечающих стандартам качества;

- снижение издержек производителей услуг и соответственно тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

- смягчение для населения процесса реформирования системы оплаты жилья и коммунальных услуг при переходе отрасли на режим безубыточного функционирования.

Основными способами достижения указанных целей являются:

- совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;

- переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы;

- совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья;

- совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.

Преобразования в жилищно-коммунальной сфере на современном этапе осуществляются в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище".

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. качество и доступность жилья отмечены как самые насущные для граждан страны проблемы, которые необходимо решать. В Послании поставлены ориентиры решения жилищной проблемы: Правительство Российской Федерации, региональные и местные органы власти должны ориентироваться на то, чтобы к 2010 г. минимум треть граждан страны могли бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.

Для достижения указанной цели Президентом Российской Федерации обозначены основные направления деятельности:

1) необходимо создание ясных правовых условий для развития долгосрочного жилищного кредитования как граждан, так и профессиональных застройщиков. Ипотека должна стать доступным способом решения проблем для людей со средними доходами. Разумеется, нужны и другие формы финансирования - такие, как участие граждан в долевом строительстве и жилищно-накопительных программах. И на решение всех этих задач должны эффективно работать государственная система регистрации прав на недвижимость, бюро кредитных историй, развитый рынок ипотечных ценных бумаг;

2) необходимо разрушить монополии на строительных рынках, принять четкие правила землепользования и застройки, упростить процедуры разрешений и согласований на строительство, подготовку необходимой инженерно-коммунальной инфраструктуры;

3) гарантированность права собственности добросовестных приобретателей жилья. Сделки на рынке жилья должны проходить только по прозрачным, понятным людям и, что немаловажно, недорогим процедурам;

4) необходимо навести порядок в сфере предоставления социального жилья. Получение жилья по договору социального найма должно стать доступным для тех, кто в нем действительно нуждается. Кроме того, следует предусмотреть дополнительные меры по целевой поддержке отдельных категорий граждан, в особенности молодых семей.

Таким образом, для повышения обеспеченности граждан жильем необходимо решить две взаимосвязанные задачи:

- повысить объемы жилищного строительства, т.е. увеличить предложение на рынке жилья, а также улучшить его качество;

- увеличить платежеспособность населения по приобретению жилья, т.е. повысить возможности граждан по приобретению жилья.

Формирование и реализация государственной политики, направленной на решение жилищной проблемы, в настоящее время определяется федеральной целевой программой "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" (с изменениями от 14 февраля 2002 г., 26 июля 2004 г.).

Количественные приоритеты реализации программы "Жилище":

- доступность приобретения жилья, при которой средняя стоимость стандартной квартиры размером 54 квадратных метра будет равна среднему совокупному денежному доходу семьи из трех человек за три года;

- сокращение к 2010 г. времени ожидания в очереди на получение социального жилья малоимущими гражданами с 15-20 лет до 5-7 лет.

Программа "Жилище" включает следующие подпрограммы и мероприятия:

- подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг.;

- подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда"C:\temp10\Жилищное право.rtf - sub_9992#sub_9992;

- подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";

- подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф"C:\temp10\Жилищное право.rtf - sub_9994#sub_9994;

- подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур"C:\temp10\Жилищное право.rtf - sub_9995#sub_9995;

- подпрограмма "Свой дом";

- подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";

- мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.

Реализация программы "Жилище" осуществляется по следующим направлениям:

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- обеспечение доступности жилья;

- жилищное строительство;

- текущие обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

По указанным направлениям решаются следующие основные задачи:

- в области жилищно-коммунального хозяйства - обеспечение устойчивого и эффективного функционирования и развития жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации и усиление адресной социальной поддержки населения, связанной с оплатой жилья и коммунальных услуг;

- в области обеспечения доступности жилья - развитие эффективного рынка жилья и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан с достаточной платежеспособностью, а также поддержка малоимущих граждан в улучшении жилищных условий за счет средств местных бюджетов в пределах установленных социальных стандартов;

- в области жилищного строительства - обеспечение роста темпов жилищного строительства и реконструкции жилья, приведение его структуры и технических характеристик в соответствие со спросом и потребностями населения, повышение качества и эффективности жилищного строительства;

- в части выполнения текущих обязательств государства по обеспечению жильем граждан - обеспечение жильем в наиболее эффективной форме за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, определенных законодательством Российской Федерации, в соответствии с объемом государственных обязательств.

Мероприятия программы "Жилище" выполняются поэтапно в 2002-2010 гг. На первом этапе (2002-2004 гг.) было осуществлено:

- нормативно-правовое обеспечение мероприятий программы по всем направлениям ее реализации;

- проведение организационных мероприятий по внедрению в практику субъектов Российской Федерации механизмов повышения эффективности функционирования жилищной сферы;

- реализация подпрограмм, включенных в состав программы.

С 2005 г. начался основной шестилетний второй этап (2005-2010 гг.) программы "Жилище", в котором намечается:

- совершенствование и развитие созданной на первом этапе нормативно-правовой базы жилищной сферы с учетом итогов реализации программы на практике в субъектах Российской Федерации;

- широкомасштабное внедрение организационных, финансовых и экономических механизмов реализации программных мероприятий по всем направлениям;

- продолжение реализации подпрограмм и мероприятий программы.

Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации программы "Жилище" будет производиться на основе системы индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики и описания. Система индикаторов обеспечит мониторинг реальной динамики изменений в жилищной сфере за оцениваемый период в целях уточнения или корректировки поставленных задач.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Право граждан на жилище: способы и юридические гарантии его осуществления | Группы крови
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.