Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, эволюция и особенности индикативного планирования

1.

 

Индикативное планирование – процесс формирования системы параметров (индикаторов), характеризующих состояние экономики страны и установление мер государственного воздействия на социальные и экономические процессы с целью достижения указанных индикаторов. Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в стратегическом плане развития страны с учетом складывающихся экономической и социально-политической ситуацией.

Опыт ряда развитых стран (Франция, США, Япония) свидетельствует, что индикативное планирование в условиях рыночной экономики оперирует, прежде всего, параметрами макроэкономического ряда, рассматривается как основной компонент в системе государственного регулирования экономики, и его использование предполагает рациональное сочетание механизмов рыночного саморегулирования и централизованно указующего регулирования.

Большой вклад в становление теории и практики индикативного планирования внес российский экономист Кондратьев (1922-1925), однако по политическим мотивам он не получил распространения в российской экономике и практически не был реализован. Применительно к существующему индикативному планированию можно сказать, что его основой были изложены Ландауэром в книге «Теория национального экономического планирования» 1944 г.

Отмечены следующие признаки индикативного плана:

1) план формируется в результате сознательной координирующей деятельности государства совместно со всеми заинтересованными сторонами (агентами)

2) принятие плана путем широкого и свободного обсуждения предполагает соблюдение принципа приоритета принятия решений, соответствующих интересам всего общества, а не отдельных агентов в ущерб общегосударственным интересам.

3) цели плана и мероприятия по их достижению должны быть выбраны таким образом, чтобы обеспечивалась максимальная эффективность использования ресурсов

4) план должен быть сбалансирован по всем ресурсам.

Индикативное планирование получило распространение сразу после Второй мировой войны и в своем развитии прошел через различные формы. В литературе выделяются их три:

1 – конъюнктурная форма (исторически первая). Под термином «»конъюнктура» здесь понимается совокупность условий и факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию. Основная функция данной формы заключается в улучшении экономической конъюнктуры и обеспечение относительно сбалансированного развития экономики путем комплексного использования бюджетно-финансовых, денежно-кредитных и прочих макрорегуляторов.

2 – структурная – распространение плановой деятельности на мезо- и микроуровень национальной экономики. Акцент делается на обеспечение реализации государственной структурной политики в отношении отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путем соответствующего согласования планов и интересов предприятий и государства путем контрактных отношений.

3 - стратегическая – глубокое согласование интересов субъектов всех уровней национальной экономики. Его особенность – значительное расширение временного горизонта индикативного плана и максимальная их интеграция с долгосрочной общенациональной экономической политикой. Важнейшая функция индикативного планирования – координация и реализация стратегических планов и рациональных программ и проектов в обеспечении сбалансированности динамики всей экономики и взаимодействие технических укладов.

На базе индикативного планирования создается действенный механизм обеспечения согласия в обществе относительно целей и ориентиров социально-экономического развития страны. Правительство воздействует в рамках индикативного планирования на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия прямых решений и выдаче указаний. В результате обмена планами и информацией между Правительством и частными предпринимателями должна выделяться оптимальная схема и уровень предполагаемого экономического роста.

По временнoй протяженности индикативные планы разделяются на среднесрочные (на период 3-6 лет) и краткосрочные (годичные).

В странах с развитой экономикой (например, в Японии) индикативное планирование получило широкое распространение с 1945 г. Оно носит формальный характер и мало влияет на глобальные экономические процессы, они выполняют, в основном, консультируемую роль. Они помогают намечать общий курс управления предприятием, информируя их структурные подразделения о потенциальном спросе, положении дел в смежных отраслях, о состоянии рынка рабочей силы и т.д. Планы экономического развития в определенной мере сдерживают правительственные расходы, поскольку утверждение годовых бюджетов происходит с учетом намечаемых прогнозных планов, наметок.

Во Франции права государства весьма широки (родина индикативного планирования). Роль государства индикативного планирования с общими вопросами государственного регулирования является характерной особенностью Франции по сравнению с другими евространами. Важнейшее значение в системе госрегулирования во Франции имеют методы воздействия государства не только в госсекторе, но и в рыночном. Ведущая роль здесь принадлежит госзаказам, которые в особой степени актуальны на сегодняшний день. Россия частично позаимствовала систему индикативного планирования у Франции. Однако индикативное планирование в России пока реализуется с большими трудностями и противоречиями, испытывая противодействие как со стороны крупных политиков, так и со стороны научно теоретических школ, которые предполагают, что экономика России возвращается в планово-экономическую систему.

Несмотря на всю противоречивость индикативное планирование в России набирает свою силу. Все принимаемые целевые, региональные программы и программы социально-экономического развития России в своей основе используют систему индикативно планирования. Принятые концепции и стратегии развития регионов России до 25-30 гг. носят рекомендательный характер, в большей степени являющиеся информативными. Здесь, так же как и во Франции, все принимаемые программы будут иметь принимать форму госзаказа. Предприятия, которые будут участвовать в их реализации должны на конкурсной основе получить этот госзаказ. Если это региональные программы, то они принимаются на условиях софинансирования из федерального бюджета.

Сценарное прогнозирование осуществляется в 3 вариантах:

1) консервативный, 2) инновационный, 3) форсированный.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мультиплексоры SDH | Система государственного стратегического планирования в РФ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.