Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программно-целевой подход к региональной экономике. Государственное программирование




Важнейшей составляющей системы государственного регулирования экономики является государственное программирование, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др.

Наибольшее распространение государственное программирование получило в странах Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные программы широко применяются и в развивающихся странах.

Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

· краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.

· среднесрочные программы, рассчитанные на 3--5 лет.

· долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

По объектам государственного программирования программы подразделяются на:

· общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;

· региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;

· целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;

· отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;

· чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

Государственная программа – это система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

При этом в отличие от федеральных целевых программ государственная программа включает все инструменты реализации государственной политики: инвестиционные проекты, мероприятия текущего характера и меры государственного регулирования. Государственная программа может включать в качестве структурных элементов отдельные федеральные целевые программы.

За разработку государственных программ отвечает специальное подразделение Правительства РФ - Департамент стратегического управления, государственных программ и инвестиционных проектов. Это структурное подразделение центрального аппарата Министерства экономического развития Российской Федерации, осуществляющее функции по разработке и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации, выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере оценки результативности и эффективности деятельности государственных органов, научной, научно-технической и инновационной деятельности.

В пределах своих полномочий Департамент обеспечивает:

· Выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере разработки и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации.

· Разработку программ социально-экономического развития Российской Федерации и осуществление мониторинга хода выполнения планов действий (мероприятий) Правительства Российской Федерации по реализации указанных программ, иных планов действий (мероприятий) Правительства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента.

· Методологическое руководство разработкой докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования в части формирования целей, задач и показателей деятельности субъектов бюджетного планирования, а также разработку методических материалов для подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования.

· Подготовку методических указаний по разработке и утверждению карт проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на текущий, среднесрочный и долгосрочный периоды (далее - проекты) и составлению отчетов о ходе исполнения проектов.

· Проведение экспертизы карт проектов и предложений о корректировке карт проектов.

· Подготовку информационно-аналитического обеспечения деятельности Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики.

· Осуществление мониторинга и анализа социально-экономических процессов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, а также мониторинга, анализа и оценки влияния государственной политики в указанных сферах на социально-экономическое развитие Российской Федерации и подготовку предложений по ее совершенствованию.

· Координацию работы структурных подразделений Министерства по организации и проведению конкурсов, размещению заказов и заключению государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в интересах Министерства.

Общими принципами разработки и реализации государственных программ в России являются:

· формирование государственных программ исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономического развития и индикаторов их достижения;

· определение органа исполнительной власти, отвечающего за реализацию государственной программы (достижение конечных результатов);

· установление для государственных программ, как правило, измеримых результатов двух типов: конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителей, и непосредственных результатов, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг, прогнозируемых при заданных условиях;

· охват государственными программами всех сфер деятельности органов исполнительной власти и соответственно большей части бюджетных ассигнований, других материальных ресурсов, находящихся в их распоряжении, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих, правоприменительных и контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных, имущественных, кредитных, долговых и валютных) инструментов для достижения целей государственных программ;

· наделение органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществляющих управление государственными программами и их подпрограммами, полномочиями, необходимыми и достаточными для достижения целей программ в соответствии с принципами и требованиями проектного управления;

· проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, в том числе внешней экспертизы, оценки их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики с возможностью их корректировки или досрочного прекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективной реализации программ.

На федеральном уровне система государственных программ формируется исходя из целей и индикаторов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и иных стратегических документов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. При этом увязка стратегических целей и среднесрочных задач осуществляется принятием такого документа как Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации, определяющие приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу. Состав подпрограмм и планируемые результаты реализации подпрограмм определяются государственной программой, а бюджетные ассигнования на их достижение утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете.

Кроме того, в рамках государственных программ решениями Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации могут быть предусмотрены и приняты выходящие за пределы лимитов бюджетных обязательств расходные обязательства, в результате чего существует возможность заключения (по конкретным проектам, объектам) долгосрочных государственных контрактов. Также в отношении объектов, указанных в государственных и федеральных целевых программах, могут заключаться государственные контракты со сроком реализации, выходящим за пределы 3-летнего периода.

В рамках перехода на программно-целевой принцип регулирования экономики Правительством РФ проделана следующая работа:

· Утвержден перечень государственных программ Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р);

· Правительством принят Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ (постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588);

· Минэкономразвития России утверждены новые Методические указания по разработке и реализации государственных программ (приказ Минэкономразвития России от 26 декабря 2012 года № 817, отменяющий приказ Минэкономразвития России от 22 декабря 2010 года № 670). Одним из нововведений в Методических указаниях является механизм обоснования дополнительных бюджетных ассигнований для достижения целей государственной программы.

· В соответствии с перечнем государственных программ Российской Федерации разрабатывается 42 государственные программы Российской Федерации, из них: 39 утверждены Правительством Российской Федерации и 3 находятся в стадии разработки. Также в настоящее время Федеральными органами исполнительной власти – ответственными исполнителями государственных программ разрабатываются планы реализации государственных программ на трехлетнюю перспективу. В соответствии с утвержденной нормативной правовой базой по реализации государственных программ Российской Федерации трехлетние планы должны обеспечить связь программно-целевого планирования с бюджетным процессом. Управление реализацией трехлетних планов предполагается осуществлять с помощью проектных методов организации деятельности федеральных органов исполнительной власти, позволяющих обеспечить координацию различных видов ресурсов при реализации мероприятий, а также постоянный контроль над установленными проектом сроками;

· В целях апробации технологий формирования федерального бюджета по программно-целевому принципу, Минфином России совместно с Минэкономразвития России готовится аналитическое распределение бюджетных ассигнований федерального бюджета по госпрограммам. Распределение расходов по государственным программам проведено по принципу формирования целостной, ориентированной на результат системы управления в соответствующей сфере социально-экономического развития страны, имеющих взаимоувязанный набор целей, задач и показателей. При этом были сохранены функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти по реализации конкретных расходных обязательств.

Пример: государственная программа «Инновационное развитие и модернизация экономики». В рамках данного направления будут реализованы мероприятия, которые не только позволят российской экономике оставаться мировым лидером в энергетического секторе, добыче и переработке сырья, но и создадут конкурентоспособную экономику знаний и высоких технологий. Будут сформированы условия для массового появления новых инновационных компаний во всех секторах экономики, и в первую очередь в сфере экономики знаний. Также будет создана разветвленная транспортная сеть, обеспечивающая высокий уровень межрегиональной интеграции и территориальной мобильности населения. Кроме того, Россия укрепит свою позицию в интеграционных процессах на евразийском пространстве, постепенно становясь одним из центров мирохозяйственных связей и поддерживая сбалансированные многовекторные экономические отношения с европейскими, азиатскими, американскими и африканскими экономическими партнерами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.