Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 15.Расходы бюджета на поддержку промышленности, строительства, транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики

Финансовая поддержка промышленности и строительства осуществляется в форме реализации федеральных комплексных программ целевого значения, например, на покрытие расходов на санацию убыточных угольных шахт, на космическую программу России и т.д.

Таблица №13

Доля и структура затрат на финансирование промышленности, строительства и энергетики в расходах федерального бюджета на 2011 г.

Показатели Удельный вес, %
Расходы на промышленность, строительство и энергетику – всего  
Топливно-энергетический комплекс 11,1
Конверсия оборонной промышленности 0,4
Другие отрасли промышленности 0,7
Строительство, архитектура 74,8
Стандартизация и метрология 0,3
Воспроизводство минерально-сырьевой базы 11,1
Содержание органов специального строительства 1,6
Доля расходов на промышленность, строительство и энергетику в общем объеме расходов федерального бюджета – 27,7%  

Таким образом, определяющими являются следующие направления расходов: строительство, архитектура – 74,8%, ТЭК – 11,1%, воспроизводство минерально-сырьевой базы – 11,1%.

Для преодоления крайне негативных тенденций в промышленности, строительстве и энергетике в принятой в июле 1998 г. Программе финансово-экономической стабилизации существенное внимание уделялось проведению более активной промышленной политики. Так, в частности, в ней было предусмотрено:

· снижение общего объема налоговых платежей предприятий, включая и налог на прибыль, что нашло отражение в гл. 25 ч. 2 НК РФ;

· снижение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и оптовых цен на газ и электроэнергию для промышленных потребителей;

· реструктуризация задолженности предприятий при условии уплаты текущих платежей в бюджет;

· увеличение периода отсрочки уплаты долгов для стабильно работающих предприятий;

· разрешение предприятиям продавать продукцию ниже себестоимости, переоценивать стоимость основных средств и использовать методы ускоренной амортизации;

· поддержка российского экспорта.

Капитальные вложения в основные средства промышленности и строительства на территории России финансируются из различных источников. К ним относятся:

· собственные финансовые ресурсы предприятий (чистая прибыль, амортизационные отчисления и другие внутренние источники);

· заемные средства в форме банковских кредитов, облигационные займы;

· привлеченные займы (денежные ресурсы, полученные от эмиссии акций, паевые и иные взносы юридических и физических лиц в уставный капитал);

· денежные средства, выделяемые добровольными союзами предприятий и финансово-промышленными группами;

· средства федерального бюджета, предоставляемые на безвозвратной и возвратной основе, а также средства бюджетов субъектов РФ;

· средства иностранных инвесторов, предоставляемые в форме кредитов, займов и т.д.

Государство осуществляет регулирование инвестиционной деятельности путем финансовой поддержки целевых строительных программ. Суммы ассигнований на эти цели ежегодно отражаются в утверждаемых бюджетах и инвестиционных программах в разделе объемов государственных инвестиций. Эти инвестиции, осуществляемые в формах капитальных вложений, финансируются из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на безвозвратной и возвратной основе (в форме бюджетного кредита).

Разработка, рассмотрение и утверждение инвестиционных проектов, финансируемых за счет федерального бюджета, осуществляются в соответствии с законодательством РФ в порядке, определенном для федеральных целевых программ. Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет федерального бюджета, формируют инвестиционные программы. Органы исполнительной власти субъектов РФ определяют перечни инвестиционных проектов, подлежащих финансированию за счет субъектов РФ.

Правительство РФ в праве предоставлять государственные гарантии под инвестиционные проекты социальной и народнохозяйственной значимости. При принятии решений о предоставлении таких гарантий критериями оценки социальной и народнохозяйственной значимости инвестиционных проектов являются:

· содействие выходу из кризиса и росту производства;

· влияние на структурную перестройку экономики посредством переориентации производства и формирования новых межотраслевых связей между предприятиями;

· решение социальных проблем в масштабе страны;

· соблюдение экологической безопасности населения.

Министерство экономического развития РФ проводит анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий. Данные гарантии предоставляются на конкурсной основе.

Отрасли инфраструктуры, к которым относятся транспорт, дорожное хозяйство и связь, обеспечивают производственные и межрегиональные связи и удовлетворяют потребности населения в перемещении и информации.

Система бюджетного финансирования данных отраслей в нашей стране организована в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. За счет средств федерального бюджета осуществляется государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта. Совместно за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов обеспечивается государственная поддержка автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов. Исключительно из местных бюджетов финансируется муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.

Выделенные средства направляются главным образом на реализацию мер по реструктуризации естественных монополий, совершенствованию тарифной системы и, кроме того, в рамках целевых программ.

Таблица№14 Расходы на поддержку развития транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатика 2006-2011г.г.

 

Направления расходов 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010г 2011г
  Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб. Уд. вес, % Сумма, млн. руб Уд. вес, %
1. Транспорт, всего: в том числе: 6345,4 90,21 4817,6 79,15 4394,9 64,0
Автомобильный транспорт 26,5 0,38% 89,4 1,47% 133,4 1,9
Железнодорожный транспорт   4,26%   4,93%   3,0
Воздушный транспорт 3707,0 52,69% 2172,7 35,7% 1034,3 15,2
Водный транспорт, всего 2312,9 32,88% 2255,5 37,05% 3184,9 46,4
2.Связь, всего 686,8 9,76% 1267,4 20,82% 2468,5 35,9
3. Информатика и информационное обеспечение, всего 2,1 0,03% 2,1 0,03% 3,1 0,04
Всего по разделу «Транспорт, связь и информатика» 7034,3 100% 6087,1 100% 6866,5 100%

 

Финансовое регулирование отраслей является неотрывной частью государственного регулирования. В соответствии с законодательством в РФ применяются следующие методы государственного регулирования естественных монополий: ценовое регулирование посредством регулирования тарифных ставок, определение круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, определение перечня льгот потребителей и источников их бюджетного финансирования.

Органы регулирования естественных монополий выполняют следующие основные функции:

· формирования и ведения реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;

· определения методов регулирования, предусмотренных федеральным законом, применительно к конкретному субъекту естественной монополии.

Тарифная политика является важной составляющей бюджетной политики государства, а также мощным инструментом финансового регулирования. Учитывая особую жизнеобеспечивающую роль отраслей естественных монополий, их регулирование сегодня направлено на прекращение и сдерживание роста на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.

Единым тарифным органом в стране признана Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК), и с 2002 г. она выступает как федеральный орган исполнительной власти для обеспечения единой государственной политики в области ценообразования и государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. ФЭК регулирует также и железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов.

На государственном уровне также регулируются тарифы на ряд услуг общедоступной почтовой связи, междугородние телефонные разговоры, предоставление магистральных телефонных и телеграфных каналов связи для бюджетных организаций, а также услуг по распространению государственных программ телевидения и радиовещания.

Транспорт. Россия располагает всеми видами современного транспорта. Магистральные виды транспорта – это железнодорожный, воздушный, речной, морской и трубопроводный. Перевозки пассажиров в населенных пунктах выполняет городской и пригородный пассажирский транспорт. Дорожно-транспортный комплекс сегодня – это 87 тыс. км железных дорог, 463 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, свыше 100 тыс. км внутренних водных путей, 800 тыс. км авиатрасс.[1]

Основной формой бюджетного финансирования рассматриваемых отраслей в последние годы является целевое субсидирование.

Помимо целевых субсидий транспортная отрасль страны получает централизованное финансирование в рамках федеральных целевых программ. Наиболее значимой является долгосрочная программа «Модернизация транспортной системы России» предусмотрено выделение средств в разрезе следующих подпрограмм: «Автомобильные дороги», «Гражданская авиация», «Единая система организации воздушного движения», «Морской транспорт, «Внутренние водные пути», «Реформирование общественного пассажирского транспорта»,«Безопасность дорожного движения»,«Международные транспортные коридоры».

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 14.Основы планирования и финансирования расходов бюджетов | Лекция 16. Расходы бюджетов на АПК
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.