Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспект лекции




Тема: Гештальтпсихология как учение о целостности психических явлений.

Цель: Ознакомиться с основными положениями гештальттеории.

План:

  1. Общая характеристика, основные представители.
  2. Основные идеи.
  3. Достоинства и недостатки гештальтпсихологии.

Основные понятия: гештальт, фигура и фон, фи-феномен, законом прегнантности, изоморфизм, инсайт, принцип «здесь и сейчас».

Рекомендуемая литература: Марцинковская Т. Д. «История психологии: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений». – М, 2003 г.

Вид лекции: лекция-информация с элементами иллюстрации.

Текст:

1. Гештальтпсихология, одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. В отличие от других психологических направлений, кардинально пересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии считали, что предметом психологической науки является исследование содержания психики, познавательных процессов, а также структуры и динамики развития личности. Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежат не отдельные элементы сознания, а целостные фигуры – гештальты, свойства которых не являются суммой свойств их частей.

Создание и развитие гештальттеории связано с именами М. Вертгеймера (1880-1943), Вольфганга Кёлера (1887-1967),Курта Коффки (1886-1941) и Курта Левина. В области философии наибольшее влияние на представителей гештальтпсихологии оказали системы Ф. Брентано и Э. Гуссерля.

 

2. В своей книге Вертгеймер рассуждает о положении сложившимся в науке:

1,2

И обосновывая ведущие принципы Гештальтпсихологии, Вертгеймер писал, что: 3

Он отмечает что: 4

Далее опираясь на исследования Эренфельса, Вертгеймер рассуждает о том, что мелодия узнается нами даже тогда, когда она представлена в другой тональности, т. е. другими элементами. Следовательно, существует еще некий элемент, который и делает возможным узнавание.

Также он задается вопросом: 5

Действительно, например лиловый цвет выглядит голубоватым на красном фоне и красноватым – на голубом. Таким образом, контекст, в котором появляется элемент, называется в гештальтпсихологии "фоном", на котором выступает "фигура".

Исследования восприятия, а затем и мышления, проводимые Вертгеймером, Коффкой и другими гештальтпсихологами, позволили открыть основные законы восприятия, ставшие со временем общими законами любого гештальта.

Так, главный эксперимент Вертгеймера, описывающий фи-феномен: Он с помощью специальных приборов (стробоскопа и тахиостоскопа) экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (две прямые линии). При достаточно большом интервале, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале линии воспринимались одновременно, а при оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т. е. глаз видел перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно. Когда же временной интервал превышал оптимальный, испытуемый начинал воспринимать чистое движение, т. е. осознавать, что движение происходит, но без перемещения самой линии. Это и был, так называемый, фи-феномен.

Было проведено много подобных опытов и всегда появлялся фи-феномен, причем не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как "динамическое целое". Это также опровергало существовавшую концепцию о сложении ощущений в целостную картину.

Далее, закон, которому подчиняется действие факторов, от которых зависит совершенство и устойчивость фигуры, назван Вертгеймером законом прегнантности: Человеческая психика, как и любая динамическая система, стремится к максимальному в наличных условиях состоянию стабильности. Это означает, что, выделяя фигуру из фона, люди обычно стремятся придать ей наиболее "удобную", с точки зрения удовлетворения изначального интереса, форму. Форма такого рода характеризуется простотой, регулярностью, близостью и завершенностью. Фигуру, отвечающую данным критериям часто называют "хорошим гештальтом"

Датский психолог Е. Рубин изучал феномен "фигуры и фона", говорящий о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений. Так, например, на плоском рисунке фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется находящимся сзади.

Различно воспринимаются "двойственные изображения", где рисунок кажется то вазой, то, двумя профилями. Это явление назвали персептивной реструктуризацией, т.е. реструктуризацией восприятия.

Работа Кёлера "Физические гештальты в покое и стационарном состоянии" объясняла психологический способ по типу физико-математического. Гештальтпсихологи считали, что принцип изоморфизма (элементы и отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой) поможет решить психофизическую проблему, при этом сохранив за сознанием самостоятельность и соответствие материальным структурам.

Келлер, истолковывая интеллект как поведение, провел свои знаменитые опыты над шимпанзе. Он создавал ситуации, в которых обезьяна для достижения цели должна была найти обходные пути. Смысл был в том, каким способом она решала задачу, то ли это был слепой поиск решения путем проб и ошибок, то ли обезьяна достигала цели благодаря, внезапному "озарению", пониманию ситуации.

Келлер высказался за второе объяснение, это явление было названо инсайтом (инсайт — схватывание, понимание; интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождение ее решения), дающее возможность подчеркнуть творческий характер мышления. Действительно эта гипотеза вскрыла ограниченность метода проб и ошибок, но указание на инсайт никак не объясняло механизм интеллекта.

Позднее Куртом Левиным введен принцип «здесь и сейчас» - который гласит, что первостепенным фактором, опосредствующим поведение и социальную функциональность личности, является не содержание прошлого опыта (в этом кардинальное отличие гештальтпсихологии от психоанализа), а качество осознавания актуальной ситуации.

Важную область гештальтпсихологии составили исследования Курта Левина, который стоит как бы особняком, т.к. в отличие от своих коллег, он сосредоточился не на исследовании когнитивных процессов, а на изучении личности человека.

Теория К. Левина, которую он называл «Теория психологического поля», так же, как и теории других гештальт-психологов, сложилась под влиянием успехов точных наук – физики, математики. В принципе, все гештальтисты пытались в качестве объективной зоны экспериментальной психологии выбрать физику. И эта позиция очень четко просматривается в работе К. Левина «Топология и теория поля».

Левин исходил из того, что основанием человеческой активности в любых ее формах, будь то поступок, мышление, память, является намерение — потребность. Потребность — это некоторое стремление, тенденция выполнить, осуществить какую-то цель, которая ставится или самим субъектом, или исходит от кого-то другого, например от экспериментатора.

Левин различал два вида потребностей – биологические и социальные (квазипотребности). Они образуются в актуальной ситуации в связи с принятыми намерениями, целями и направляют активность человека. Квазипотребность создает в личности систему напряжения. Эта система напряжения стремится к разрядке. В разрядке состоит, по Левину, удовлетворение потребности. Разрядка потребности осуществляется в определенной ситуации. Эта ситуация называлась Левином психологическим полем.

Кроме того, К. Левин использовал понятие сила, чтобы можно было определить, какие пути возможны в конкретном психологическом поле (в конкретной ситуации). «Сила определяется тремя свойствами: 1) направлением; 2) величиной; 3) точкой приложения. Первое и второе свойства представляются математическим понятием вектора. Точка приложения определяется на чертежах стрелкой (как это принято в физике)».

К. Левин также говорил о том, что каждый предмет, который окружает человека в его психологическом поле, имеет определенный заряд, или как называл его сам К. Левин «валентность». «…можно различить 2 большие группы валентностей в соответствии с типом первоначального поведения, которое они вызывают: положительные валентности (+), вызывающие приближение к объекту, и отрицательные (-), которые ведут к уходу или отступлению.»

Очень простой и наглядный пример действия в направлении положительной валентности иллюстрируется на данном слайде (рис. 33). Шестимесячный ребенок протягивает ручки, ножки и голову к погремушке в соответствии с направлением вектора.

Направление сил поля играет важную роль в таком интеллектуальном поведении, которое должно иметь место при решении задач с обходным путем (рис. 34, 35, 36). Когда ребенок находит решение такой задачи обходным путем, это происходит всегда вследствие переструктурирования поля.

Эти же исследования легли в основу разработанной К. Левиным теории конфликтов. Конфликт психологически определяется как противодействие приблизительно равных сил поля. Для движущих сил имеются 3 основных случая конфликта:

1. Ребенок находится между двумя положительными валентностями. Например, он должен выбрать между пикником и игрой со своими товарищами. В таком типе конфликтной ситуации решение достигается обычно относительно просто. Правда, после произведенного выбора цель часто кажется худшей (хорошо там, где нас нет). Условно этот тип конфликта можно назвать «стремление – стремление».

2. Иногда ребенок сталкивается с объектом, который имеет одновременно положительную и отрицательную валентности. Например, он хочет влезть на дерево, но боится («стремление – избегание»).

3. Этот тип конфликтной ситуации имеет место тогда, когда ребенок находится между двумя отрицательными валентностями. Например, когда пытаются с помощью угрозы наказания побудить ребенка сделать задачу, которую он делать не хочет («избегание – избегание»).

 

Еще одним ключевым понятием, которым оперировал К. Левин, является понятие силового поля. Силовое поле показывает, какая сила существовала бы в каждой точке поля, если бы индивид находился в этой точке. Положительной валентности соответствует конвергентное поле.

 

Исследования К. Левина помогли создать экспериментальные методы исследования в социальной психологии и психологии личности. Таким образом, он создал новые направления в обеих этих областях, хотя его последние работы получили более широкое распространение, чем работы по исследованию мотивации. Социально-психологические эксперименты также помогли К. Левину, единственному из всех гештальтпсихологов, создать новую научную школу в США.

 

Резюмируя все выше сказанное, хотелось бы выделить значительные моменты:

n Гештальтпсихология привлекла внимание и исследовала вопросы восприятия, памяти и продуктивного, творческого мышления.

n Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами.

n Разработка новых, объективных экспериментальных методов исследования психики.

n Первыми начали строго экспериментальное изучение структуры и качеств личности.

 

К недостаткам теории можно отнести:

· Разъединение образа и действия, образ у гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным законам. Методология, основанная на феноменологической концепции сознания, стала препятствием для подлинно научного синтеза этих двух категорий.

· Психические и физические явления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, вне причинной связи.

· Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но на самом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического, на которую указывала категория образа. При объяснении же явлений, которые не могли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.

· Гештальтисты поставили под сомнение принцип ассоциации в психологии, но их ошибка была в том, что они разорвали анализ и синтез, т.е. оторвали простое от сложного. Некоторые гештальтпсихологи даже отрицали вообще ощущение как явление.

Гештальттеория единственная школа, которая распалась в 30-е гг, не дойдя, до настоящего времени. Но процесс распада Г. не был естественным, связанным с исчерпанностью ее программы, это был результат тех социальных изменений, которые произошли в Европе и вынудили ученых уехать из страны. Малочисленность последователей Г в США была связана с тем, что идеи этого направления не были приняты и широко распространены в американском научном мире. Господствовавший бихевиоральный подход был абсолютно чужд Г., а проблемы познания, творчества, надситуативной активности, которые развивали немецкие ученые, не были в центре внимания американских коллег. Таким образом, если бы развитие Г шло естественным путем, ее становление и модификация продолжались бы до настоящего времени, обогатив психологию новыми значительными открытиями. Ведь даже сейчас можно говорить о влиянии этой школы на многие современные концепции не только в теории, но и в прикладной области, например, Гештальттерапия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5951; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.