КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расчет на долговечность
Виды разрушения и критерии работоспособности подшипников качения Виды разрушения и критерии работоспособности подшипников качения. Расчет на долговечность» 1. Пластические (остаточные) деформации. Пластические деформации в виде вмятин (лунок) на дорожках качения колец, нарушающие работоспособность подшипника, наблюдаются в невращающихся и тихоходных подшипниках (n ≤ 1 об/мин) при действии на них больших статических или ударных нагрузок. Поэтому основным критерием работоспособности невращающихся и тихоходных подшипников является статическая грузоподъемность, предупреждающая пластические деформации. 2. Усталостное разрушение. Усталостное разрушение рабочих поверхностей тел качения и дорожек качения колец подшипников в виде раковин или отслаивания происходит вследствие действия на них циклического контактного напряжения. Наблюдается у подшипников после длительной их работы в нормальных условиях при n ≥ 10 об/мин и сопровождается повышенным стуком. Поэтому основным критерием работоспособности подшипников, работающих в нормальных условиях при n ≥ 10 об/мин, является динамическая грузоподъемность, предупреждающая усталостное разрушение. 3. Износ. Наблюдается при недостаточной защите подшипника от абразивных частиц (пыли и грязи). Это основной вид разрушения 4. Раскалывание колец и тел качения. Происходит при ударных нагрузках и неправильном монтаже, вызывающем перекосы колец и роликов. 5. Разрушение сепараторов. Характерно для быстроходных подшипников. Оно происходит от действия центробежных сил и воздействия на сепаратор тел качения.
На основании теоретических и экспериментальных исследований, получена кривая усталости подшипников качения (кривая не имеет горизонтального участка). Исходным для расчета подшипников на долговечность является уравнение этой кривой L = (C/Rэ)m где L – расчетная долговечность подшипников в миллионах оборотов – расчетный срок службы, в течение которого не менее 90% из данной группы подшипников при одинаковых условиях должны отработать без появления признаков усталости металла; С – динамическая грузоподъемность радиальных и радиально-упорных подшипников – постоянная радиальная нагрузка (а для упорных и упорно-радиальных – центральная осевая нагрузка), которую группа идентичных подшипников с неподвижным наружным кольцом может выдержать (без появления усталостного разрушения поверхностей контактирующих тел) в течение расчетного срока службы, исчисляемого в 1 млн. оборотов внутреннего кольца. Значение С устанавливают на основании те6ретических экспериментальных исследований для каждого данного подшипника при L = l. Значения С в килоньютонах приводятся в каталогах; Rэ – эквивалентная динамическая нагрузка радиальных и радиально-упорных подшипников – постоянная радиальная нагрузка (а для упорных и упорно-радиальных – центральная осевая нагрузка), которая при приложении ее к подшипнику с вращающимся внутренним и неподвижным наружным кольцом обеспечивает такой же расчетный срок службы, как и при действительных условиях нагружения и вращения, m – показатель степени, зависящий от формы контактирующихся тел; для шариковых подшипников m = 3; для роликовых m = 10/3 = 3,33. Расчетная долговечность подшипников (ч) Lh = [106/(60n)] (C/Rэ)m, (1) где n – частота вращения подшипников, об/мин. 5. «Подбор подшипников качения» При проектировании машин подшипники не конструируют и не
Подбор подшипников по статической грузоподъемности. Невращающиеся подшипники и вращающиеся с частотой n ≤ 1 об/мин подбирают по статической грузоподъемности. Статическая грузоподъемность – это статическая нагрузка, которой соответствует общая остаточная деформация тел качения и колец в наиболее нагруженной точке контакта, равная 0,0001 диаметра тела качения. Такая остаточная деформация не оказывает значительного влияния на работу подшипника. Значение С0 в килоньютонах приводится в каталогах. Подбор подшипников по динамической грузоподъемности. Выполняют при частоте вращения n ≥ 10 об/мин (при n = 1…10 об/мин принимают n = 10 об/мин). В основу подбора положена формула (1). Работоспособность подшипников зависит от многих факторов, в том числе от отношения осевой нагрузки к радиальной, характера и частоты вращения колец, характера приложения нагрузки и температуры. Влияние этих факторов на работоспособность учитывается тем, что подшипники подбирают не по действительным нагрузкам, а по эквивалентной нагрузке Rэ. Для радиальных шариковых и радиально-упорных шарико- и роликоподшипников Rэ = (XКкRr + YRa)КбК т Для радиальных подшипников с короткими цилиндрическими роликами Rэ = КкRrКбК т Для упорных шариковых и роликовых подшипников Rэ = RaКбК т где Rr – радиальная нагрузка на подшипниках (суммарная радиальная опорная реакция), кН; Ra – осевая нагрузка подшипника, кН; Кк – коэффициент, учитывающий вращение колец: - при вращении внутреннего кольца Кк = 1,0, - при вращении наружного кольца Кк = 1,2; Кб – коэффициент безопасности, учитывающий характер нагрузки: - при спокойной нагрузке без толчков Кб = 1, - с умеренными толчками (редукторы всех конструкций) Кб = 1,3…1,5, - при ударной нагрузке Кб = 2…3; К т – температурный коэффициент: - при температуре подшипника t ≤ 100°С К т = 1, - при t = 125…200°С К т = 1,05…1,25; X и Y – коэффициенты радиальной и осевой нагрузок. При выборе типа подшипника предпочтение следует отдавать более дешевым, шариковым радиальным подшипникам. Их применяют в механизмах и машинах, где осевая нагрузка составляет менее 35% от радиальной (Fа/(КкRr) ≤0,35). Если отношение Fа/(КкRr) >0,35, то рекомендуется применять шарикоподшипники радиально-упорные или роликоподшипники конические.
Выбор типоразмера подшипника производят, исходя из расчетного диаметра вала под подшипники. Для быстроходных и промежуточных валов редуктора рекомендуются подшипники средних серий, а для тихоходных – легких. Конкретный типоразмер подшипника устанавливают после определения расчетной долговечности Lh. Требуемая долговечность подшипников Lh определяется сроком службы машины между капитальными ремонтами. В общем машиностроении принимают Lh = 2500…20 000 ч. Для редукторов желательно, чтобы Lh быларавна долговечности редуктора, которая составляет для зубчатых редукторов 36 000 ч и для червячных – 20 000 ч; допускается минимальное значение Lh соответственно 10 000 и 5000 ч. Если расчетное значение Lh получилось меньше требуемого, то применяют другой типоразмер подшипника и повторяют расчет. 6. «Опоры подшипников качения» Подшипниковые опоры кроме подшипников включают в себя корпус с крышками, устройства для крепления колец подшипников, защитные и смазочные устройства. Они фиксируют вал в осевом направлении, предохраняют тела качения от защемления, обеспечивают возможность регулировки зубчатых зацеплений и зазоров в самих подшипниках как при монтаже, так и в процессе эксплуатации, обеспечивают удержание смазки, предохраняют подшипник от пыли и влаги. Осевая, фиксация вала в корпусе выполняется одной или двумя опорами. При фиксации вала одной опорой один из подшипников крепят на валу и в корпусе (фиксирующая опора). Наружное кольцо другого подшипника в корпусе не закреплено и поэтому имеет свободное осевое перемещение («плавающая» опора). Благодаря этому происходит компеисация для температурных удлинений вала и возможность ошибок монтажа, что устраняет опасность защемления тел качения. Фиксацию вала одной опорой широко применяют для валов цилиндрических зубчатых передач.
При фиксации вала двумя опорами подшипники устанавливают враспор или врастяжку. Внутренние кольца подшипников упираются в буртики вала или в торцы других деталей, установленных на валу, а наружные – в торцы крышек или других деталей, закрепленных в корпусе. Один подшипник предотвращает осевое смещение вала в одном направлении, а другой – в противоположном. Фиксация вала двумя опорами предусматривает возможность осевой регулировки подшипников и исключает вероятность защемления вала в опорах при температурных деформациях подшипников и вала. Способ крепления колец подшипника на валу и в корпусе зависит от значения и направления осевой нагрузки, частоты вращения, типа подшипника, условий монтажа (демонтажа) и т. п.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |