Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические основы планирования производственной деятельности




 

Методология внутрифирменного рыночного планирования – система подходов, принципов, показателей, методик и методов разработки плановых решений, а также логика планирования. Методология базируется на экономической теории.

Элементами методологии являются: принципы, методы, показатели, методика, логика планирования.

Под принципами понимают руководящие положения, установки в какой-нибудь деятельности. Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации.

Принцип единства (холизма) предполагает, что планирование в экономической организации (предприятии) должно иметь системный характер. Любая система характеризуется наличием элементов, взаимосвязью этих элементов и направленностью действий по достижению общих целей.

Смысл принципа непрерывности состоит в следующем: процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно, в рамках установленного цикла; разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу. Это условие предприятия, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования. предприятия разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до начала следующего периода.

Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планиро­вания способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для осуществления прин­ципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат резервы, иначе называемые «надбавками безопасности» или «подушками».

В соответствии с принципом точности любой план должен составляться с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой предприятия неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. Процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Планирование, основанное на принципе участия, называют партисипативным.

Методы – совокупность способов и приёмов, с помощью которых обеспечивается разработка и обоснование плановых документов.

Основными методами планирования, применяемыми на практике, являются: балансовый, нормативный, экономико-математические методы и метод экспертных оценок.

Балансовый метод основан на взаимной увязке имеющихся и предполагаемых ресурсов и потребностей в них в пределах плано­вого периода. Этот метод реализуют посредством составления материально-вещественных, трудовых и стоимостных балансов.

Нормативный метод состоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (сырья, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу выпускаемой продукции.

Норма – научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции.

Норматив – поэлементная составляющая характеризующая степень использования ресурса или его удельного расхода на единицу измерения.

Нормы с точки зрения системного подхода делятся на виды:

- нормы производства – нормы выработки объёмов производства товаров и услуг, интенсивности и эффектности производства;

- нормы распределения результатов работы предприятия: нормы отчислении от прибыли, налоги, нормативы формирования различных фондов;

- нормы обмена предназначены для нормативного управления обращением товарно-материальных ценностей;

- нормы потребления – нормы расхода материальных (сырья, материалов, топлива и электроэнергии) и трудовых ресурсов (нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания)

В планировании производственно-хозяйственной деятельности среди экономико-математических методов широко используют модели линейного программирования, корреляционные, регрессионные, производственных функций, имитационные и другие, которые позволяют на основе оптимизационных расчетов с использованием электронно-вычислительной техники выбирать наиболее приемлемые варианты планов по различным заданным критериям.

Метод экспертных оценок - это группа методов прогнозирования, которая предполагает учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Как на основе рациональных доводов, так и интуитивного знания. Экспертные оценки делят на индивидуальные (сценарии, метод «интервью, аналитические докладные записки») и коллективные (метод комиссий, метод мозговых атак, метод Дельфи). В мировой практике высокую популярность получил метод Дельфи, суть которого состоит в проведении анкетных опросов специалистов выбранной области знаний и статистической обработке анкетных данных, в результате которой формируется диапазон мнений экспертов, отражающих их коллективное мнение по данной проблеме.

Показатели планов – форма количественного выражения принимаемых плановых решений. Показатели планов определяют плановые задания по подразделениям предприятия, соотношение заданий и ресурсов, устанавливают взаимосвязи между разделами плана, оценивают напряжённость плана и эффективность его выполнения.

Различают две группы плановых показателей:

1.Количественные (абсолютные) и качественные (относительные). Количественные показатели - абсолютные значения отдельных показателей: объём производства, численность рабочих, фонд оплаты труда, валовая прибыль и др. Количественные показатели измеряют натуральными (штуки, метры, тонны) и стоимостными измерителями. Качественные показатели характеризуют работу предприятия. К ним относятся показатели качества продукции, показатели использования всех ресурсов (сырья, материалов, оборудования и т. д.).

2. Утверждаемые (директивные) и расчетные показатели. Директивные показатели утверждает вышестоящая организация. Количество директивных показателей характеризует степень самостоятельности предприятия в организационно-плановой деятельности. Индикативные показатели, устанавливаемые вышестоящей организацией, имеют рекомендательный характер. Расчётные показатели рассчитываются самим предприятием.

Методика планирования – совокупность способов, приёмов расчётов, необходимых для разработки планов.

Логика планирования – система представлений о последовательности и этапах проведения плановых расчётов служит для разработки технологии планирования.

Технология планирования – совокупность процедур сбора, обработки и используемых планово-экономической информации. Различают следующие технологии планирования.

- планирование «снизу вверх» - от планов на местах через планы подразделений к общему плану путем письменных согласований и объединений. В планировании преобладает ярко выраженное делегирование планирования. Низшая организационная единица цепи составляет подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий план предприятия;

- планирование «сверху вниз» осуществляется по иерархии предприятия, исходя из общего плана предприятия, двигаясь к участкам и рабочим местам. В процессе планирования нижестоящие уровни должны преобразовывать поступающие к ним обобщенные планы в подробные частные планы;

- встречное планирование объединяет оба метода в процессе, текущем сверху вниз. Предварительное планирование по главным целям и составление общих планов осуществляется на уровне управления предприятием. На более низких уровнях происходит конкретизация этих планов, а затем — планирование осуществляется снизу вверх. В процессе планирования выбираются оптимальные решения и устраняются разногласия между частными целями плана. Процесс может осуществляться многократно. Встречный способ наиболее близок к идеалу планирования.

Совокупность взаимосвязанных согласованием и зависимостями друг от друга процессов планирования предприятия образует систему планирования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1208; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.