Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы развития психологии (критерий - предмет познания)




Основные методологические принципы психологии

Принцип детерминизма отражает причинно-следственные связи и отношения и означает, что образ жизни воздействует на психику и изменяет ее. Следовательно, образ жизни является управляющей системой, а психика - управляемой. Основное требование этого принципа - поиск и изучение причин и факторов, вызывающих те, или иные психические явления.

Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание и деятельность составляют единство, не противоположны друг другу, но и не тождественны. Сознание образует внутренний план деятельности личности, формируется и проявляется в процессе осуществления человеком различных видов деятельности – осознанной и целенаправленной активности.

Принцип развития психики в деятельности означает, что психика и сознание - это продукт развития и результат разнообразной деятельности (игровой, учебной, коммуникативной, трудовой, общественной и др.).

Принцип системности рассматривает психику как целостную, внутренне связанную сложную динамическую систему, функционирующую на основе взаимодействия ее структур.

Для изучения особенностей проявления психики используются следующие методы:

а) всеобщие: идеалистический; материалистический

б) общенаучные: наблюдение, эксперимент, моделирование и другие

в) специфические: беседы, анкеты, опросы, тесты и т. д.

Психология прошла длинный путь развития, меняя предмет, цели и задачи.

I этап. Психология как наука о душе возникает более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Две точки зрения на психику: идеалистическая (Платон) и материалистическая (Аристотель).

II этап. Психология как наука о сознании. Начало в 17 в. в связи с развитием естественных наук. Сознанием назвали способность думать, чувствовать, желать. Этот период связан, прежде всего, с именами Р. Декарта, Г. Лейбница, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка. Р. Декарт (1596-1650) - биолог, врач, философ, родоначальник рационалистической философии выдвинул идею рефлекса, идею рефлекторности поведения. Уподобляя функционирование живого организма работе автоматических систем, представил модель организма как работающий механизм. Отрицая эфемерное понятие «душа», ввел понятие «сознание» для объяснения разницы в поведении животных и человека.

Оформление психологии в самостоятельную науку берет начало с открытия первой в мире экспериментальной психологической лаборатории в Лейпциге (В. Вундт, 1879), в которой стали исследовать психические процессы (ощущения, восприятие, память, внимание). Основной метод изучения - интроспекция - наблюдение человека за самим собой и описание фактов. В 1885 г. В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России. Были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Психология выделилась как самостоятельная отрасль знаний.

III этап. Психология как наука о поведении. В XX веке до 60-гг. основные задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.

IV этап. Психология как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.