Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие личности в современной психологии




Лекция № 4

Интернет-ресурсы

Список электронных ресурсов по психологии и педагогике*

Название ресурса Адрес
Аддиктология - психология зависимости add.net.ru/
Всероссийская ассоциация прикладного психоанализа www.vapp.ru/docs/
Всероссийская аттестационная комиссия (ВАК) http://vak.edu.ru
Единое образовательное окно http://window.edu.ru
Институт психологии и педагогики развития СО РАО www.ippd.ktk.ru
Институт психологии РАН (ИП РАН) psychol.ras.ru/
Институт развития личности (Москва) www.ipd.ru/
Информационная сеть российской психологии www.psi-net.ru/
Мир психологии psychology.net.ru/
Московский институт аналитической психологии и психоанализа (МИАПП) http://miapp.ru/biblioteka/
НИИ психотехнологий и кафедра психоэкологии РУДН| (Москва) www.psycor.ru/
Портал «Гуманитарное образование» www.humanities.edu.ru
Психологический институт РАО www.pirao.ru/
Психология в России http://www.psychology.ru/links/
Северо-западный Гештальт-центр (СЗГЦ) (Санкт- Петербург) www.gestalt.sp.ru/
Флогистон flogiston.ru
КООВ гu. онлайн библиотека www.koob.ru
PSyberLink - психологическая сеть российского Интернета www.nsu.ru/psych/inte rnet/

* Примечание: ссылки на указанные электронные ресурсы действительны на сентябрь 2012 г.

Раздел III. Психология личности

Личность в современной психологии. Индивидуально-типологические психические свойства личности: темперамент, способности, характер.

Основные вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Личность в современной психологии

1.1 Понятие «личность»: соотношение понятий человек, индивид, личность, индивиду-альность. Факторы формирования личности

1.2 Структура личности в современной психологии. Проблема типологии психических свойств личности.

2. Темперамент

2.1 Понятие темперамента.

2.2 История создания учения о темпераменте.

2.3 Учение о типах ВНД.

3. Характер

3.1 Понятие и структура характера

3.2 Структурные признаки характера: свойства, способы и сферы проявления, функции

3.3 Типы характеров и акцентуации

4. Способности

4.1 Понятие способностей.

4.2 Уровни развития способностей.

4.3 Классификации способностей.

Краткое содержание лекционного материала

 

1. Понятие «личность»: соотношение понятий человек, индивид, личность, индивидуальность. Факторы формирования личности

Человеческая природа сложна и многообразна.

Для обозначения целостности человеческой сущности психология использует ряд понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Эти понятия характеризуют разные аспекты природы человека.

Человек, как биосоциальное существо, сочетает в себе биологическое и общественное начало:

а) как биологический представитель вида Homo sapiens типа млекопитающих имеет сознание и особую телесную организацию (прямохождение, высшие психические функции, органы речи, верхние конечности, приспособленные к труду), а в результате этих особенностей развилась способность создавать орудия, продукты труда - т.е. способность к преобразованию мира.

б) как общественное существо, он неразрывно связан с социальной средой, без которой не может существовать, получая от общества все необходимое для жизни в результате целенаправленной деятельности.

Индивид – единичное природное существо своего биологического вида:

а) продукт эволюционного и индивидуального развития;

б) носитель наследственного, врожденного и приобретенного при жизни.

Эта характеристика указывает на неделимость, целостность и особенности конкретной особи человеческого рода, которые возникают на ранних этапах жизни и становятся все более выраженными в процессе жизни.

Врожденные биологические признаки определяют диапазон формирования индивидуальных психических свойств в условиях взаимодействия с миром.

Личность – системное социальное качество человека как продукта антропогенеза и социогенеза, это человек в системе социальных связей, отношений и сознательной деятельности как субъект (активное индивидуальное начало) по отношению к миру.

Понятие личность занимает особое место в этом ряду, так как обозначает специфическую целостность:

а) присущую человеку только с определенного возраста;

б) возникающую только в социальных условиях, в ходе его взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми

Специфические характеристики понятия личность:

историчность - отпечаток исторической эпохи, в которую личность живет и особенности общества и социальных групп, с которыми она вступает в контакт;

индивидуальность - характерные особенности, отличающие ее от других личностей;

общественное происхождение – опосредованный результат развития общества, культуры и языка, отношений и взаимодействий с людьми.

Индивидуальность – интегральное свойство личности, которое проявляется в ее своеобразии, уникальности, неповторимости и характеризует человека во всех его социально значимых отличиях от других людей:

• на уровне индивида индивидуальность характеризует биологические отличия человека от других (генетические признаки, национальность, пол, возраст, темперамент);

• на уровне личности индивидуальность выражает социально-ценные личностные различия (характер, способности, направленность, мотивацию).

Таким образом, соотношение понятий человек, индивид, личность отражают разные аспекты природы человека:

Человек – биологическая сущность.

Индивид - психическая сущность.

Личность - социальная сущность.

Человеческая сущность – биопсихосоциальна и на развитие личности влияет множество факторов.

Схема 5

2. Структура личности в современной психологии.Проблема типологии психических свойств личности.

Биологическую эволюцию человека, его выход на уровень личности опосредуют культурные знаковые системы и социальные факторы. Сущность и природу личности отражает ее целостная структура как система взаимосвязанных элементов и подструктур.

Структура личности - это совокупность устойчивых связей между множеством элементов (компонентов) индивида, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе.

Компоненты (элементы) психологической структуры личности - совокупность психологических свойств, особенностей и черт личности, определяющих ее структуру.

Черты личности - устойчивые, повторяющиеся особенности в поведении в различных ситуациях.

Классическая структура личности включает компоненты:

Физический (телесность, расовая, этническая и половая принадлежность, возраст, антрометрические признаки, здоровье, двигательно-моторная активность и т.д.).

Когнитивный (уровень умственного развития, уровень интеллекта, особенности познавательной сферы и мышления).

Эмоциональный (особенности проявления эмоций, настроения, чувства, эмоциональная устойчивость).

Поведенческий (устойчивые поведенческие реакции, особенности поведения в различных ситуациях, способность на поступок).

Существует много точек зрения на структуру и природу личности. Наиболее полно личность представлена в психологической концепции динамической функциональной структуры личности К.К. Платонова на основе иерархии 4-х уровней психических феноменов.

Критерии выделения уровней в целостной структуре личности:

ü соотношение биологического/социального, врожденного/приобретенного, процессуального/содержательного

ü внутренняя близость черт личности, входящих в подструктуры;

ü особый вид формирования;

ü объективная иерархическая зависимость подструктур.

Схема 6

Фундаментальной характеристикой личностного развития является психологическая зрелость, что проявляется:

• в сознательном руководстве собственным поведением;

• в способности быть адекватным и активным социальным субъектом.

Таким образом, личность является приобретенным и развиваемым в течение всей жизни психологическим качеством человека, которое отражает его целостность, осознанность и социальную направленность.

Психологические проявления личности определяют:

а) биологические предпосылки, т.е. полученные при рождении особенности НС, кровоснабжения, скелета и телосложения и т.д.

б) социальные факторы, оказывающие большое влияние на формирование личности.

Так, описан случай, когда два близнеца в раннем детстве попали в разные страны (на Кубу и в Швецию), специфичные условия которых сформировали из одного экспансивного, темпераментного кубинца, а из второго - сдержанного, расчетливого скандинава.

Психический мир личности включает в себя психические процессы, образования и состояния, но не менее значимы для понимания личности такие психические свойства, как темперамент, характер и способности. В психологии перечисленные свойства выделены в отдельную группу, которая обозначена как инвидуально-типологические психические свойства личности. Такое обозначение имеет глубокий смысл:

а) с одной стороны это такие свойства, которые можно типологизировать (делить на классы, группы, виды, типы), поскольку эти свойства присущи для обширных групп людей, т.е. типичны;

б) с другой стороны указанные типичные свойства у каждого человека имеет индивидуальный характер (по степени выраженности, сформированности, направленности и т.п.).

Выделены свойства врожденные, генетически-наследуемые и приобретенные в процессе развития, обучения и воспитания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.