Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие способностей

Способности

Способности – индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие успешность выполнения деятельности или ряда деятельностей.

Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), но обуславливают легкость и быстроту: а) усвоения новых знаний; б) обучения новым способам и приемам деятельности.

Способности - это динамика приобретения новых знаний и способов действий, готовность человека к успешному овладению и осуществлению деятельности определенного вида.

От способностей зависит скорость, легкость, глубина, прочность процесса овладения знаниями.

Для развития способностей необходимы:

üприродная основа;

üсоответствующие условия (возможности семьи, качество воспитания, специальное обучение, талантливые педагоги, проч.)

Способности проявляются и развиваются в значимой, высокомотивированной деятельности которая аккумулирует вокруг себя все интересы.

Уровни развития способностей (рисунок 1)

Ø Задатки

Ø Одаренность

Ø Талант

Ø Гениальность

 

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности НС, которые составляют природную основу развития способностей. Это исходный многозначный материал, не имеющий направленности, поскольку на основе одних и тех же задатков возможно развитие многих способностей.

Одаренность - единство общих способностей, определяющих диапазон интеллектуальных возможностей и видов деятельностей, в которых человек может достичь успеха (художественных/ интеллектуальных, практических/научных, пр.).

Характеристики одаренности:

•собранность;

•внимательность;

•постоянная готовность к деятельности;

•настойчивость и упорство в достижение цели;

•интеллект выше среднего уровня;

•постоянство в области интересов, развитое чувство ответственности.

Два вида одаренности

а) общая интеллектуальная одаренность - очень высокий уровень успешности овладения знаниями в разных областях;

б) художественная творческая одаренность в специальной деятельности (в пред-метных сферах – виды искусства, литература, лингвистика, точные науки и т.д.).

Талант - высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных, математических и т. д.).

Характеристики таланта:

•принципиальная новизна;

•творчество;

•оригинальный подход.

Для деятельности талантливых людей характерна неравномерность проявления способностей и чередование периодов подъемов и спадов (в среднем 6-7-лет).

Проявление и развитие таланта зависит:

üот активности самого человека;

üот внешних условий (материальное благосостояние, хорошие педагоги, соц. поддержка, проч.);

üот стиля отношений в семье, учебном заведении.

Важно для развития способностей:

- демократический стиль воспитания;

- отсутствие жесткой регламентации поведения;

- наличие творческих образцов для подражания;

- учет самостоятельных выборов индивида.

Гениальность – высший уровень развития способностей общих и специальных, высшая степень творческих проявлений личности в широком диапазоне областей приложений (Леонардо да Винчи, М. Ломоносов и др.).

Основу гениальности составляет одаренность в различных областях.

Гении – это творческие личности, достижения которых образуют эпоху в отдельных областях. Например: Леонардо да Винчи - Эпоха Возрождения; И. Ньютон - Эпоха классической физики (механики); А. Эйнштейн - Эпоха теории относительности.

 

Рисунок 1. Уровни развития способностей

Классификации способностей

I. Классификация Е.И. Рогова включает:

- актуальные способности, значимые для наличных ситуаций;

- потенциальные способности, составляющие резервы психики, в пока невостребованных ситуациях.

Схема 10

 

II. Классификация Л.Д. Столяренко включает две группы способностей:

1. Природные (естественные) способности.

2. Специфические человеческие способности

Схема 11

Комментарии:

Природные (естественные) способности – биологически обусловленные способности, которые связаны с врожденными задатками и формируются на их основе через механизмы научения по типу образования условно-рефлекторных связей:

сенсорные способности, связанные с работой органов чувств (восприятие сигналов внешней и внутренней среды);

двигательные (скорость, точность движений);

сенсомоторные (управление психической деятельностью на основе координации сенсорных и моторных компонентов психики).

Специфические человеческие способности – сложные способности общественно-исторического происхождения, значимые для жизни и развития в социальной сфере (общение, орудийная деятельность).

Общие способности - успехи в различных видах деятельности и общения: умственные способности, память и речь, точность/тонкость движений рук и т.д.

Специальные способности - успехи в отдельных видах деятельности и общения на основе природных задатков и уровня их развития (литературные, технические, математические, художественные, спортивные).

Теоретические способности - склонность к абстрактно-логическому мышлению, оперирование понятиями, логические рассуждения.

Практические способности - склонность к конкретно-практическим действиям. Учебные способности - успешность усвоения человеком ЗУН, формирование качеств личности.

Творческие способности - создание произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

Коммуникативные способности (к общению и взаимодействию) – эффективность личности в общении с другими, психологическая совместимость в совместной деятельности.

Предметно-деятельностные способности – успешность взаимодействия людей с природой, техникой, художественными образами, знаковой информацией.

Организаторские способности - организация людей на эффективную деятельность, самоорганизация человека на основе умения распределить время и силы.

Таким образом, способности развиваются на основе врожденных свойств (задатков, одаренности) в процессе организации определенных условий развития индивида и в определенных (стимулирующих) видах деятельности.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типология акцентуаций характера | Я-концепция как системообразующее свойство личности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.