Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение мотивов и мотивации с поведением и деятельностью




Основных категорий потребностей по А. Маслоу (схема 12)

1. Физиологические: голод, жажда, сон, секс, т.п.

2. Экзистенциальные: безопасность существования, стабильность и комфорт условий жизни.

3. Социальные: межличностные и групповые связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.

4. Престижные: самоуважение, уважение от других, признание, достижение успеха и высокой оценки, карьера, профессиональный рост.

5. Духовные: познание, развитие, самоактуализация, самовыражение, самореализация.

Схема 12

Иерархия потребностей человека  
  1. Физиологические потребности 2. Потребности в безопасности БАЗОВЫЕ
3. Любовь/Принадлежность к кому-либо 4. Уважение и самоуважение 5. Познание (развитие) 6. Эстетические 7. Самоактуализация (личностный рост). ВЫСШИЕ

Сущность категорий «мотив» и «мотивация» как психологическая проблема

Мотивационно-потребностная сфера - стержневая система в структуре личности.

Проблема мотива и мотивации - одна из самых сложных, исследована фрагментарно, осложнена отсутствием единого взгляда на суть феномена. В основе её изучения лежат разные теоретические основания - мотивы как: потребности; установки; отношение к окружающему; направленность личности.

В качестве мотива выступают разные феномены: а) потребность; б) осознанное побуждение; в) опредмеченная потребность (осмысленная); г) устойчивое свойство личности; д) личностная диспозиция (предрасположенность к действию).

Каждая школа изучает разные аспекты проблемы:

ü порождение и условия развития мотивов;

ü мотивация как самостоятельный феномен (структура, динамика ее развития);

ü классификации групп мотивов;

ü развитие и становление личности.

Основные подходы в зарубежной психологии

1) Психофизиологический подход: мотив – проявление влечений (инстинктов), а мотивацию сводят к стимуляции и научению.

2) Когнитивный подход: мотив как осознанное побуждение к удовлетворению потребности.

Современная зарубежная психология (Евр., США) изучает влияние внешних факторов на силу мотивов деятельности:

а) в менеджменте (принципы и способы управления производством и ресурсами);

б) в предпринимательстве (стимуляция поведения);

в) в спорте.

В отечественной психологии хорошо изучены:

ü мотивация учебной деятельности школьников и студентов;

ü особенности профессиональной мотивации в педагогической, инженерной, управленческой деятельности.

В последние годы при переходе к рыночным отношениям высок интерес к проблеме влияния мотивации на профессиональную деятельность в целом. В частности, развитие мотивации в процессе обучения в вузе - интерес к профессии, профессиональному росту, потребности состояться как специалист.

Современная психология мотив понимает как:

- цели, идеи, которые побуждают человека к какой-либо деятельности;

- психические процессы;

- психические состояния готовности – принятие решения достичь/не достичь чего-либо;

- интересы, убеждения, ценности, ценностные ориентации, которые побуждают человека вести себя в соответствии с моральными убеждениями, социальными нормами;

- привычки;

- установки.

В монографии Е.П. Ильина «Мотив как устойчивое свойство личности» (1996) на основе обобщения исследования проблемы дано определение:

Мотив – это сложное интегральное образование, т.е. это и побуждение, и потребность, и свойство личности, а общее положение для всех школ – тесная связь мотивов и мотивации с поведением и деятельностью человека.

Отечественная психология использует категорию «деятельность», ставя акцент на ее осознанность. Именно способность к деятельности отличает человека от животных. Для развития человека как личности ему необходима деятельность, где он проявляет себя как личность.

Деятельность - это сознательная целенаправленная активность человека по созданию материальных и духовных ценностей, активное взаимодействие с окружающей действительностью, где человек выступает как субъект, активно воздействующий на объект для удовлетворения потребностей и реализует поведение.

Исходным моментом деятельности являются потребности конкретного человека, которые по мере осознания и оценки возможностей их реализации трансформируются в цели деятельности. Преобразованию идеальной цели деятельности в конкретный результат способствует осознанное побуждение - мотив.

Цель деятельности - приспособление и преобразование внешней среды под потребности личности.

От деятельности следует отличать поведение, для которого характерно преобладание ситуационной активности. Основу любого (осознанного/неосознанного) поведения составляет его конкретная направленность, определяемая актуальной потребностью и ситуационными ограничениями для приспособления к среде. Варианты:

а) ситуация может способствовать/препятствовать реализации мотивов;

б) ситуация может навязывать выбор мотивов, но при этом мотив – это всегда предмет, отвечающий наиболее актуальным потребностям субъекта и представляется вполне достижимым в заданной ситуации, определяя цели и способы поведения.

Поведение – внешне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности; исполнительное звено на уровне взаимодействия целостного организма с миром. Источник поведения – природные и социальные потребности.

Поведение в целом – эта система последовательных действий для реализации практического контакта со средой в соответствии с конкретными условиями.

Цель поведения - адаптация к среде.

Основа поведения - единство звеньев психики:

ü отражательных; ü побудительных; ü исполнительных; ü регулирующих.

Деятельность и поведение всегда имеет мотив.

Основные характеристики поведения живого организма:

а) целенаправленность;

б) опосредованность отношением к тем свойствам среды, от которых зависит удовлетворение потребностей и сохранение жизни;

в) инструментальность.

Поведение человека общественно обусловлено. Его характеристики:

ü сознательность,

ü произвольность,

ü целеполагание,

ü коллективный характер,

ü созидательность.

Любая деятельность осуществляется в непрерывно изменчивых внешних условиях. В эволюции появляются жизненно необходимые психические формы управления практическим взаимодействием субъекта окружающей действительностью: побудительные, инструментальные, контролирующие.

В филогенезе особое значение принадлежит ориентировочно-исследовательской деятельности (ОИД) - реакции на новизну ситуации и предмета потребности, на основе обследования окружающих объектов и формирования образа ситуации.

ОИД - основа ориентации в пространстве и регуляции двигательной активности в соответствии с условиями поставленной задачи. Усложнение и разнообразие ОИД в процессе практического взаимодействия с окружающей действительностью детерминировало эволюцию психики. Общая закономерность поведения человека – это всегда сложная аналитическая и синтетическая рефлекторная деятельность на основе физиологической деятельности ГМ, но не сводимая к ней.

Основной вид человеческой деятельности - труд - играл решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека. С трудом генетически связаны все ее

другие виды (игровая, учебная, профессиональная, проч.).

В ходе социально-исторического развития на основе труда возникает особая общественно-необходимая теоретическая Д. - умственный труд.

Основные элементы структуры и содержания материальной и духовной деятельности:

- мотивы, побуждающие субъекта к деятельности;

- цели - результаты, на достижение которых деятельность направлена;

- средства осуществления деятельности.

На уровне человека поведение регулируют нормы нравственности и права, обозначая действия человека по отношению:

Ø к предметному миру;

Ø труду (быту, производству, творчеству);

Ø обществу, другим людям;

Ø себе любимому или нелюбимому.

Единица поведения - действие или поступок, выражающий внутренние принципы и позицию личности. «Поступок есть манифестация личности во внешний мир» (М. Бахтин).

Деятельность состоит из действий (умственных и практических). Реализация цели деятельности и ее начало разделены во времени. Для достижения конечного результата обычно нужно выполнить ряд действий, направленных на достижение промежуточных частных задач (целей). Действия состоят из психологических актов - актов зрительного восприятия и переключения внимания, двигательных актов и проч., которые отличаются от действия отсутствием собственной цели, поскольку они подчинены целям действия. Например, чтобы забить гол в футбольном матче, необходимо обвести защитника, сделать ряд обманных маневров для введения вратаря в заблуждение, произвести удар по воротам.

В отечественных исследованиях показано:

1) Протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств реализации.

2) Внешние материальные действия в онтогенезе последовательно изменяются и сокращаются на основе определенного психологического механизма - интериоризации.

Интериоризация - психологический механизм усвоения и перевода внешних действий во внутренний план. Так формируется инструментальные свойства психики: знания, умения, навыки (ЗУН) и способы действий (орудийных, предметных). На этой основе формируются идеальные (умственные) действия, которые обеспечивают всестороннюю ориентировку личности в окружающем мире.

В процессе деятельности у человека формируются психические образования, включающие знания, умения, навыки. В знаниях заключена полученная информация. При соединении знания с практикой формируются умения. При многократном выполнении действий происходит их автоматизация, превращение в навыки. При сформированном навыке человек выполняет данное действие практически без контроля сознанием. Например, мы ходим, бегаем, пишем, не думая о том, как мы это делаем.

Деятельность может осуществляться на двух уровнях: репродуктивном и творческом.

Историческое развитие общества, НТП, усложнение технических средств и технологий с детства изменяет деятельность человека, определяя уровень его развития и сознания. Становление личности в онтогенезе закономерно связано с изменением характера и содержания деятельности в процессе взросления по мере роста психофизиологических возможностей индивида, расширения его жизненного опыта, необходимости выполнять все более сложные требования окружения. Каждый возраст имеет свой ведущий тип деятельности, в котором формируются новообразования психики - новые психические процессы и свойства, качества личности. (Более подробно в теме № 6).

В поведении и деятельности выделяют 2 функционально связанные стороны

Регуляционная Побудительная
Регуляция активности на уровне: - психических процессов (память, внимание, речь, восприятие, мышление); - состояний (сон/бодрствование, эмоц. состояния); - свойств (темперамент, характер, способности, воля). Направленность и активность человека, на основе побудительных факторов: - побуждения, желания; - мотивы/мотивация; - потребности, интересы, цели, установки, стремления, ценности, смыслы жизни.

Потребности, мотивы и мотивация придают направленность деятельность.

Схема 13

В процессе деятельности иерархия мотивов меняется, усложняется и зависит от характера цели. Разные цели у разных людей в одной и той же деятельности определяют разные мотивы, действия, способы и средства. На выбор средств и способов действий влияет мотивация, которую сопровождают положительные/отрицательные эмоциональные состояния (радость/неудовольствие, страх/страдание). От силы мотивации зависит уровень психофизиологического напряжения: возбуждения/торможения, мобилизации/пассивности, взволнованности/равнодушия, прилива/упадка сил. Высокая мотивация – источник высокой работоспособности и высоких результатов.

Осознанная/неосознанная мотивация всегда обусловлена внутренними / внешними причинами.

Внутренние причины – психологические свойства личности (мотивы, цели, потребности).

Внешние причины – внешние условия и обстоятельства (ситуативные стимулы – поощрение, вознаграждение, наказание).

Но в любом случае важна эффективность и продуктивность деятельности согласно функциональному анализу деятельности (Е.А. Климов).

Схема 14

1.4 Классификация мотивов. Классификация профессиональных мотивов. Функции мотивов.

Деятельность и поведение всегда имеет мотив. В немотивированной деятельности мотив скрыт от самого субъекта или от наблюдателя до некоторого времени.

Но человеческая деятельность обычно полимотивирована – направлена несколькими мотивами на удовлетворение нескольких потребностей.

Единой классификации мотивов нет, т.к. используют разные основания/критерии.

1. По содержанию:

- биологические (голод, жажда, сенсорная мотивация, пр.);

- социальные (общение, власть, альтруизм, пр.);

- мотивы уважения и самоуважения;

- мотивы самоактуализации.

2. По видам Д. (классическая отечественная психология):

ü общение;

ü игра;

ü учение;

ü мотивы труда;

ü профессиональные мотивы.

3. По времени проявления:

- постоянные (длительное время)

- ситуативные, обусловленные содержанием и длительностью ситуации (напр., интересное/не-интересное общение);

- кратковременные (ограниченное время, напр., жажда/голод).

4. По проявлению в поведении и деятельности:

- актуальные (проявляются в фактическое время и побуждают к конкретной активности);

- потенциальные (сформированы в личности, но не проявляются в настоящее время).

5. По источнику возникновения:

- широкие социальные мотивы (общение, достижение успеха/власти/помощи);

- процессуально-деятельностные (интерес к результату или процессу (творчество);

- поощрительно-стимульные мотивы (повышение зарплаты, должность, соц. статус).

6. По силе проявления: сильные, умеренные, слабые.

7. По степени устойчивости: сильные, средние, слабые.

 

В классификации Е.П. Ильина (специалиста по проблеме мотивации) выделены:

ü мотивы продуктивной деятельности (получение определенных материальных благ);

ü мотивы побуждения общего характера (труд сам по себе, удовлетворение в самореализации);

ü мотивы выбора профессии (например, общительные люди выбирают коммуникативные виды труда);

ü мотивы выбора места в профессии (оценка внешней ситуации – удаленность рабочего места, оценка своих способностей и возможностей).

Мотивы всегда носят побудительный характер - поощряют к деятельности, играют большую роль в развитии способностей и т. п. Функции мотивов представлены в таблице 7.

Таблица 7. Функции мотивов

Функции Содержание
1. Побудительная - побуждает целевую активность личности на основе возникновения потребностного состояния, вызывающего всплеск энергии; - реализация функции зависит от силы мотивации.
2. Регулирующая - определяет характер поведения и деятельности в зависимости от иерархии мотивов и характера нравственной сферы личности (эгоизм, альтруизм).
3. Селективная - отбор значимых в данный момент потребностных побуждений, стремлений, намерений.
4. Стимулирующая - стимуляция активных действий.
5. Организующая - организует программу активности.
6. Когнитивная - реалистичная оценка ситуации, постановка конкретных задач и выбор действий на основе познавательных процессов.
7. Смыслообразую-щая - личностный смысл поведения и деятельности, т.к. всегда есть раздвоение функций: одни мотивы придают значимость и ценность, другие только побуждают (мотивы-стимулы).
8. Направляющая - направляет энергию мотива на определенный объект.
9. Структурирующая - структурирует деятельность.
10. Контролирующая - контролирует деятельность.
11. Защитная - защита своего Эго.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 965; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.