КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Типы внутренних конфликтовКонфликт типа сближение-сближение (обозначаемый ++): человек стоит перед необходимостью выбора между двумя желаемыми целями. Но выбор одной приводит к потере другой. Однако после принятия выбора привлекательность выбранной цели увеличивается, а второй уменьшается. Например, нерешительность женщины при выборе одного из претендентов на ее руку. Конфликт типа сближение-избегание (+-): возникает, если цель обладает положительными и отрицательными свойствами. Тогда при приближении к цели увеличивается и привлекательность и негатив. Метафоры: «выбор меньшего из двух зол»; «между молотом и наковальней». Конфликт типа избегание-избегание (--): в этой ситуации субъект вынужден выбирать между двумя нежелательными решениями. Уклонился от одного негатива и соответственно приблизился к другому. По мере приближения к одной нежелательных целей ее отталкивающая сила увеличивается, одновременно уменьшается непривлекательность другой. Деятельность приостанавливается, человек возвращается к первоначальному положению дел. Выход находится при вмешательстве третьего лица или замены цели одной на другую, а нередко просто попыткой «выйти из игры». Например, получение запретного удовольствия под угрозой наказания или неприятная, но хорошо оплачиваемая работа. Можно сформулировать вывод, что психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья связаны с формированием мотивации к «качеству жизни». Схема и образ тела: физическое Я как элемент самосознания Самосознание - совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности и определяющий его представления о себе (Я-образ) (И.С. Кон, 1987). Самосознание выражает сознавание своих способностей, мотивов, переживаний, мыслей и включает оценку своих субъективных ресурсов, возможностей, позволяя планировать собственные действия и поступки, выделить себя и свою жизнедеятельность. Структура самосознания включает представления человека о самом себе не только как носителе социального и духовного, но и как физического (см. тему № 6). В данной лекции обсуждается проблема телесности. Я - физическое (телесное) – это переживание своего тела как воплощения Я, схема и образ тела, переживание физических достоинств или дефектов, сознание здоровья или болезни (Д.А. Леонтьев). Физическое Я часто рассматривают в отрыве от остальных звеньев самосознания. Многие исследователи практически не уделяют внимания телесному самосознанию. Но другие подчеркивают его важность, особенно в отдельные периоды онтогенеза. Например, формирование схемы тела: - в дошкольном возрасте (осознание наличия двух конечностей, двух ушей, двух глаз, одной головы и носа и т.п.); - в подростковом возрасте, когда собственное тело - телесное Я - начинает выходить для человека на передний план, а другое стороны Я еще отстают в своем развитии (осознание длины конечностей, величины ушей и глаз, формы носа и т.п.). В форме телесного или физического Я представлен материальный субстрат личность (тело), посредством которого она проявляет себя и иначе проявить себя не может. Тело вносит очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я: выявлена высокая корреляция между удовлетворенностью физическим обликом и своими психическими качествами (Р. Мейли). Иллюстрации роли телесного Я - эффекты компенсации и сверхкомпенсации органических дефектов, комплекс Наполеона и т.д. По мнению А.А. Налчаджяна, схему тела можно назвать телесным Я-образом личности. Но современная психология телесности дифференцируют понятия «схема тела» и «образ тела». Схема тела и самочувствие - это переживание актуального восприятия собственного тела и его функционального состояния, составляющие полноценные блоки (подструктуры) Я-концепции. Схема тела является относительно устойчивой подструктурой Я-концепции, тогда как самочувствие более динамично. Доказательство - данные некоторых патологий. Так, нарушения или патологические изменения схемы тела (анозогнозия) характерны для деперсонализации - широкого патологического синдрома. В психиатрии отмечены различия анозогнозии, возникающей отдельно (не в составе деперсонализации): - больному с деперсонализацией свое тело или часть его кажется «как чужое»; - больному с анозогнозией тело или часть тела является « чужим» (А.А. Налчаджян). Поскольку схема тела входит в общую структуру Я-концепции, ее нарушения никогда не бывают полностью изолированными. Замечено, что явления отчуждения собственного тела, потеря наглядности восприятии и представлений сопровождают снижение «чувства Я». Различные фрустрации образа телесного Я, чаще в подростковом возрасте, вызывают синдром дисморфофобии - бред физического недостатка. Наличие этого синдрома означает дезадаптированность личности - серьезные трудности в общении и другие характерологические изменения, препятствуя процессам нормальной адаптации в широких сферах социальной жизни. При ясном осознавании собственного физического недостатка и фрустрации, разворачиваются специфические процессы адаптации в соответствии с самоощущениями. Возможные адаптивные стратегии личности при фрустрирующем образе собственного тела: 1) Процессы компенсации и сверхкомпенсации для преодоления комплекса неполноценности. 2) Агрессивность как преобладающая адаптивная стратегия с одновременным развитием таких черт характера, как мнительность и пессимистичность. Человеку кажется, что из-за его физического недостатка окружение плохо относится к нему, не принимает его всерьез. Следствия: возникающая раздражительность и агрессивность приводит к дистанциям и отторжению окружающими, «подкрепляя» этим его установку → далее вторичные фрустрации и дальнейшее усиление агрессивных реакций. 3) Приспособление к установкам окружающих людей с физическим недостатком. Например, к низкорослым многие люди склонны относится покровительственно, как к «маленьким» не только по росту, но и по возрасту (напр., поговорка «маленькая собака всегда щенок»). Возможно оскорбиться этим и затевать конфликты или на самом деле вести себя инфантильно, пользуясь покровительством «больших». Любая из этих адаптивных стратегий может привести к временному «устойчивому состоянию». С другой стороны, Я-физическому присуща некоторая изменчивость, поскольку оно несет в себе несколько функций. Образ тела включает не только схему тела (рост, вес, длину конечностей, т.п.), но и одежду, макияж, атрибутику и т.д. Функции Я-физического: 1). Функция идентификации с некоторой социальной группой (существуют понятия «молодежная прическа», «деловой костюм», «подтянутый спортивный вид», «унисекс», т.п.). 2). Обозначение своей индивидуальности через определенный образ/имидж - классический стиль в одежде или «ярко наступательный» макияж, украшения, запахи. Внешним видом человек подчеркивает свои взгляды, юмор, сексуальность. По данным исследований, эти изменения вполне дают человеку возможность чувствовать себя соответственно, а не только казаться таким для других (Дж.Кокс, С.Дайнов). В самосознании физического Я присутствуют два компонента – когнитивный и эмоциональный (Е.Т. Соколова). Когнитивный компонент - совокупность представлений индивида о своей внешности, или набор признаков, в которых он ее описывает. Хотя многие из признаков выглядят чисто описательными, большинство из них допускает возможность количественной оценки. Два уровня сравнительной оценки признака очевидны (схема 23). Схема 25
Таким образом, Я-физическое является неотъемлемой частью самосознания, на основе которого формируется самоотношение индивида к своей телесности, а его функционирование в целом не сильно отличается от иных компонентов самосознания. На уровне эмоций это выражено в отношении к себе: «нравлюсь/не нравлюсь; доволен/не доволен; удовлетворен/ не удовлетворен».
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |