Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы внутренних конфликтов

Конфликт типа сближение-сближение (обозначаемый ++): человек стоит перед необходимостью выбора между двумя желаемыми целями. Но выбор одной приводит к потере другой. Однако после принятия выбора привлекательность выбранной цели увеличивается, а второй уменьшается. Например, нерешительность женщины при выборе одного из претендентов на ее руку.

Конфликт типа сближение-избегание (+-): возникает, если цель обладает положительными и отрицательными свойствами. Тогда при приближении к цели увеличивается и привлекательность и негатив. Метафоры: «выбор меньшего из двух зол»; «между молотом и наковальней».

Конфликт типа избегание-избегание (--): в этой ситуации субъект вынужден выбирать между двумя нежелательными решениями. Уклонился от одного негатива и соответственно приблизился к другому. По мере приближения к одной нежелательных целей ее отталкивающая сила увеличивается, одновременно уменьшается непривлекательность другой. Деятельность приостанавливается, человек возвращается к первоначальному положению дел. Выход находится при вмешательстве третьего лица или замены цели одной на другую, а нередко просто попыткой «выйти из игры». Например, получение запретного удовольствия под угрозой наказания или неприятная, но хорошо оплачиваемая работа.

Можно сформулировать вывод, что психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья связаны с формированием мотивации к «качеству жизни».

Схема и образ тела: физическое Я как элемент самосознания

Самосознание - совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности и определяющий его представления о себе (Я-образ) (И.С. Кон, 1987).

Самосознание выражает сознавание своих способностей, мотивов, переживаний, мыслей и включает оценку своих субъективных ресурсов, возможностей, позволяя планировать собственные действия и поступки, выделить себя и свою жизнедеятельность. Структура самосознания включает представления человека о самом себе не только как носителе социального и духовного, но и как физического (см. тему № 6).

В данной лекции обсуждается проблема телесности.

Я - физическое (телесное) – это переживание своего тела как воплощения Я, схема и образ тела, переживание физических достоинств или дефектов, сознание здоровья или болезни (Д.А. Леонтьев).

Физическое Я часто рассматривают в отрыве от остальных звеньев самосознания. Многие исследователи практически не уделяют внимания телесному самосознанию. Но другие подчеркивают его важность, особенно в отдельные периоды онтогенеза. Например, формирование схемы тела:

- в дошкольном возрасте (осознание наличия двух конечностей, двух ушей, двух глаз, одной головы и носа и т.п.);

- в подростковом возрасте, когда собственное тело - телесное Я - начинает выходить для человека на передний план, а другое стороны Я еще отстают в своем развитии (осознание длины конечностей, величины ушей и глаз, формы носа и т.п.).

В форме телесного или физического Я представлен материальный субстрат личность (тело), посредством которого она проявляет себя и иначе проявить себя не может. Тело вносит очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я: выявлена высокая корреляция между удовлетворенностью физическим обликом и своими психическими качествами (Р. Мейли). Иллюстрации роли телесного Я - эффекты компенсации и сверхкомпенсации органических дефектов, комплекс Наполеона и т.д.

По мнению А.А. Налчаджяна, схему тела можно назвать телесным Я-образом личности. Но современная психология телесности дифференцируют понятия «схема тела» и «образ тела».

Схема тела и самочувствие - это переживание актуального восприятия собственного тела и его функционального состояния, составляющие полноценные блоки (подструктуры) Я-концепции.

Схема тела является относительно устойчивой подструктурой Я-концепции, тогда как самочувствие более динамично. Доказательство - данные некоторых патологий. Так, нарушения или патологические изменения схемы тела (анозогнозия) характерны для деперсонализации - широкого патологического синдрома.

В психиатрии отмечены различия анозогнозии, возникающей отдельно (не в составе деперсонализации):

- больному с деперсонализацией свое тело или часть его кажется «как чужое»;

- больному с анозогнозией тело или часть тела является « чужим» (А.А. Налчаджян).

Поскольку схема тела входит в общую структуру Я-концепции, ее нарушения никогда не бывают полностью изолированными. Замечено, что явления отчуждения собственного тела, потеря наглядности восприятии и представлений сопровождают снижение «чувства Я». Различные фрустрации образа телесного Я, чаще в подростковом возрасте, вызывают синдром дисморфофобии - бред физического недостатка. Наличие этого синдрома означает дезадаптированность личности - серьезные трудности в общении и другие характерологические изменения, препятствуя процессам нормальной адаптации в широких сферах социальной жизни.

При ясном осознавании собственного физического недостатка и фрустрации, разворачиваются специфические процессы адаптации в соответствии с самоощущениями.

Возможные адаптивные стратегии личности при фрустрирующем образе собственного тела:

1) Процессы компенсации и сверхкомпенсации для преодоления комплекса неполноценности.

2) Агрессивность как преобладающая адаптивная стратегия с одновременным развитием таких черт характера, как мнительность и пессимистичность. Человеку кажется, что из-за его физического недостатка окружение плохо относится к нему, не принимает его всерьез. Следствия: возникающая раздражительность и агрессивность приводит к дистанциям и отторжению окружающими, «подкрепляя» этим его установку → далее вторичные фрустрации и дальнейшее усиление агрессивных реакций.

3) Приспособление к установкам окружающих людей с физическим недостатком. Например, к низкорослым многие люди склонны относится покровительственно, как к «маленьким» не только по росту, но и по возрасту (напр., поговорка «маленькая собака всегда щенок»). Возможно оскорбиться этим и затевать конфликты или на самом деле вести себя инфантильно, пользуясь покровительством «больших».

Любая из этих адаптивных стратегий может привести к временному «устойчивому состоянию».

С другой стороны, Я-физическому присуща некоторая изменчивость, поскольку оно несет в себе несколько функций. Образ тела включает не только схему тела (рост, вес, длину конечностей, т.п.), но и одежду, макияж, атрибутику и т.д.

Функции Я-физического:

1). Функция идентификации с некоторой социальной группой (существуют понятия «молодежная прическа», «деловой костюм», «подтянутый спортивный вид», «унисекс», т.п.).

2). Обозначение своей индивидуальности через определенный образ/имидж - классический стиль в одежде или «ярко наступательный» макияж, украшения, запахи. Внешним видом человек подчеркивает свои взгляды, юмор, сексуальность. По данным исследований, эти изменения вполне дают человеку возможность чувствовать себя соответственно, а не только казаться таким для других (Дж.Кокс, С.Дайнов).

В самосознании физического Я присутствуют два компонента – когнитивный и эмоциональный (Е.Т. Соколова).

Когнитивный компонент - совокупность представлений индивида о своей внешности, или набор признаков, в которых он ее описывает. Хотя многие из признаков выглядят чисто описательными, большинство из них допускает возможность количественной оценки. Два уровня сравнительной оценки признака очевидны (схема 23).

Схема 25

Признаки Содержание
Интерсубъектный Сравнение в рамках сопоставления «Я - Другой» по принципу «больше или меньше, чем у другого (других)»
Интрасубъектный Сравнение в рамках сопоставления «Я-Я», например во временной перспективе: «Я наличное - Я прошлое», либо в пространственно-временной перспективе: «Я в одной ситуации - Я в другой ситуации», либо в аспекте желаемого: «Я наличное - Я идеальное» и т.п.

Таким образом, Я-физическое является неотъемлемой частью самосознания, на основе которого формируется самоотношение индивида к своей телесности, а его функционирование в целом не сильно отличается от иных компонентов самосознания. На уровне эмоций это выражено в отношении к себе: «нравлюсь/не нравлюсь; доволен/не доволен; удовлетворен/ не удовлетворен».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внутренние конфликты | Психологические аспекты лечения через формирование мотивации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.