Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивы и надежды группирующихся предприятий

1 2 3 4 5 6

КПП 6

                       
           


ТПП

ОО

 

Претенденты с максимальной эффективностью (в нашем примере они обозначены цифрами) соединяются в технологическую цепочку. После этого постоянно проводится контроль взаимодействия предприятий в ТЦ, выясняется насколько эффективно действуют отдельные участники ФПГ, а также вся группа в целом.

Во время функционирования ТЦ возможно снижение ее эффективности. Это снижение может быть результатом деятельности всей цепочки или каких-то предприятий участников цепочки. Под «узким местом» понимается предприятие или несколько предприятий, деятельность которых понижает эффективность деятельности всей ТЦ.

 

 

Сформированная ТЦ выглядит:

 

                       
           

 


После выявления «узкого места» выяснилось, что предприятия 4 и 6 понижают эффективность работы всей ТЦ. В таких случаях головная компания ФПГ принимает меры по повышению эффективности их деятельности (например, за счет дополнительного финансирования).

Создание технологической цепочки включает этапы:

определение цели (стратегии);

изучение технологии;

подбор предприятий-исполнителей (контрагентов): данные о руководстве контрагентов, номенклатура выпускаемой продукции, финансовая отчетность за предшествующие кварталы, структура активов, пассивов;

проектирование: проектирование производственной схемы, составление календарного плана проекта, проектирование схемы финансовых потоков, составление организационного плана, проектирование эффективности ТЦ;

выбор источника финансирования;

подбор руководителя проекта;

контроль результатов.

Под организацией технологической цепочки понимают комплекс мероприятий по согласованию и утверждению всех вопросов, связанных с функционированием этой ТЦ. Вопросы могут быть любые, позволяющие предотвратить как можно больше недоразумений в дальнейшем.

Процесс организации технологической цепочки составляет неотъемлемую часть цикла управления.

ФПГ может быть разделена на комплексы, в каждом из которых есть собственный маркетинг, производство, снабжение. Из всех крупных отделов туда выделяются специалисты в определенной области: разработчики конечных продуктов, маркетологи, производственники, технологи. В каждом из комплексов создаются собственные финансово-промышленные службы.

Каждый из участников ТЦ должен четко представлять цель функционирования ТЦ, а также знать, что он получит при выполнении своих задач внутри ТЦ.

Мотивация участников технологической цепочки - это процесс побуждения их к деятельности для достижения целей ТЦ. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

Необходимо создавать конструктивную атмосферу внутри коллектива, располагающую к делам. Менеджер ТЦ использует внешние вознаграждения (денежные выплаты, продвижение по службе) и внутренние вознаграждения (чувство удовлетворенности при достижении цели), получаемые посредством самой работы.

Для стимулирования предприятий, действующих в рамках ТЦ, необходимо на организационном этапе так распределить совокупную прибыль между предприятиями, чтобы каждое предприятие, каждый руководитель и все рабочие были заинтересованы в конечном результате деятельности всей ТЦ. Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается невысоко. Чтобы создать коллектив с высоким потенциалом развития, способный решать все более сложные задачи, необходимо соответствующим образом выстроить систему работы с людьми.

 

 

Контроль функционирования технологического процесса

Контроль за деятельностью технологической цепочки в целом состоит из следующих этапов:

• контроль взаимодействия контрагентов (выясняется насколько эффективно действуют ТЦ как структурные подразделения ФПГ, а также вся группа в целом);

• анализ взаимодействия;

• выявление узкого места в ТЦ.

Во время функционирования ТЦ может происходить снижение эффективности ее функционирования. Оно может быть вызвано как деятельностью одного или нескольких предприятий - участников цепочки, так и внешним по отношению к ТЦ воздействиями.

Узкое место ТЦ возникает по двум причинам:

1. конкретное предприятие-участник получило либо несопоставимо с другими высокие, либо несопоставимо низкие доходы и таким образом снизило интегральную эффективность ТЦ;

2. конкретное предприятие-участник представило неверные данные, в результате при проектировании были определены неверные контрольные цифры, как следствие появилась нестыковка по объемам продукции (полуфабриката в рамках ТЦ).

Для проверки достоверности этих предположений необходимо применить следующий алгоритм:

а) провести процедуру выявления узкого места ТЦ;

б) если узкое место не выявлено, делается вывод, что снижение эффективности функционирования ТЦ произошло под воздействием причин, не зависящих от действий самой ТЦ.

Контроль деятельности предприятия, являющегося узким местом в ТЦ, проводится по результатам анализа ряда финансовых коэффициентов:

• рентабельности (прибыльности) затрат (переменных, постоянных, общих);

• рентабельности продаж;

• рентабельности основной деятельности;

• прибыльности всей деятельности;

• точки безубыточности;

• финансовой устойчивости;

• доли собственных источников финансирования текущих активов.

 

При получении официального статуса ФПГ сильные предприятия хотели, во-первых, обеспечить акционерный контроль над предприятиями и банками, с которыми уже налажены эффективные хозяйственные связи, целесообразные и в перспективе; во-вторых, повысить имидж объединения в глазах инвесторов и зарубежных партнеров; в-третьих, развить контакты с федеральными и региональными органами власти.

С объединением в ФПГ они связывали надежды на кооперирование в снабженческо-сбытовой сфере ради экономии издержек; на повышение согласованности действий при производственной кооперации; на расширение круга инвесторов и укрепление отношений с банками; на оптимизацию материально-финансовых потоков; на уменьшение потребности в оборотных средствах на основе укрепления платежной дисциплины партнеров по группе, использования ими товарных кредитов, на улучшение делового имиджа на внутреннем и внешнем рынках, в частности благодаря повышению ритмичности производства; на облегчение отстаивания групповых интересов в государственных инстанциях.

Каковы же реальные мотивы для предприятий входить в официальные ФПГ?

• создание ФПГ можно рассматривать как попытку российских экономических агентов за счет объединения усилий преодолеть или, по крайней мере, смягчить объективные трудности мобилизации ресурсов, в особенности инвестиционных, в условиях кризиса российской экономики;

• данная попытка является рациональной, поскольку используемая "мягкая" договорная форма ФПГ соответствует господствующей российско-советской деловой культуре руководителей предприятий, их стремлению обеспечить максимальную самостоятельность, боязни контроля со стороны собственника или кредитора. Вхождение в ФПГ, по крайней мере на начальном этапе, практически ничем не угрожает действующим менеджерам, в отличие от вхождения в холдинг или согласия на внешнее управление;

• создание ФПГ в ее нынешних формах по сути есть лишь официальное и публичное оформление факта относительно тесного и устойчивого сотрудничества между ее учредителями -промышленными предприятиями и финансовыми структурами - или заявки на такое сотрудничество. Но в данном случае, как и во многих других, формальная регистрация отношений - не бессмысленный акт: она является стимулом к их рационализации, укреплению и длительному сохранению. Для банков и иных финансовых структур вхождение в ФПГ является заявкой на постоянный мониторинг финансового состояния и инвестиционных проектов своих промышленных партнеров, на контроль за их денежными потоками. Для промышленных предприятий - заявкой на приоритетное кредитование, расчетное, консультационное и иное обслуживание со стороны "своих" банков;

• для лидирующего участника ФПГ (безразлично - банка, промышленного предприятия или иного экономического агента) создание группы в ряде случаев является юридическим оформлением своей "зоны влияния" в какой-либо сфере или отрасли экономики. Для всех остальных ее членов - признанием своей «вассальности» по отношению к лидеру. Не случайно имеются примеры, когда создание некоторой многоотраслевой ФПГ выступает стимулом к официальному разделу сфер влияния в данной отрасли и образованию в ней еще нескольких групп;

• многие российские ФПГ являются промежуточным этапом при формировании более жестких структур финансово-промышленной кооперации и интеграции, в частности, холдинговых;

• часто создание ФПГ фактически представляет собой заявку на государственную поддержку. Несмотря на то, что она для ФПГ минимальна, такая заявка, по логике руководителей предприятий, имеет смысл. Во-первых, льгот нет, но их постоянно ожидают, поскольку на словах в поддержку ФПГ выступают все государственные органы и все политические силы вне зависимости от их ориентации. Во-вторых, создание ФПГ есть способ сделать более заметными для федеральных органов входящие в нее предприятия и их проблемы и тем самым повысить шансы на льготы индивидуальные;

• образование ФПГ может для промышленных предприятий быть одним из способов выстраивания их отношений с региональными органами власти. Возможности здесь самые разнообразные - межрегиональный или, напротив, подчеркнуто региональный состав участников, приглашение к сотрудничеству столичного банка или отказ от него, ориентация центральной компании на сотрудничество с федеральными властями или подчеркнутая лояльность субъекту федерации и т.д.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Этапы ИД Претенденты на участие | Слабости ФПГ
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.