Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №1 Предмет, задачи и методология возрастной психологии (ВП)




Возрастная психология.

Что изучает психология? Каков ее предмет?

ПСИХОЛОГИЯ – наука о фактах, закономерностях, механизмах возникновения, развитие и функционирование психики.

Наука - совокупность знаний особого рода (в отличие от житейских знаний): объективных, обобщенных, полученных с помощью специальных научных методов.

Что такое закономерности и почему их изучает наука?

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – объективно существующая, устойчивая, повторяющая связь между явлениями.

Что такое психика? Можно дать несколько определений:

1. С точки зрения скрытой сущности и её функции ПСИХИКА – свойство головного мозга отражать объективную действительность и на основе образа этой действительности регулировать поведение для достижения жизненно-важных целей в этих условиях. Обратить внимание, что в определении содержаться три «смысловых куска»: что есть психика (свойство мозга, а не материальный объект), в чем это свойство состоит (отражение и регуляция), каково назначение психики (решение жизненно важных задач). Это филосовское определение, которое необходимо операционализировать, конкретизироовать для научно-исследовательской и практической деятельности.

2. Можно дать определение с точки зрения различных научных школ. Для отечественной психологии характерными являются два подхода: функциональный и деятельностный.

а) Сторонники функционального подхода придерживаются понимания ПСИХИКИ как совокупности мотивационно-потребностных, познавательных, эмоционально-волевых процессов.

б) деятельностный подход к психике:

ПСИХИКА особая внутренняя деятельность, состоящая из взаимосвязанных действий (восприятие ситуации, оценка ситуации, выбор целей и способов их достижения) и направленная на решение жизненно - важных задач.

ПЛАН:

1.Что изучает ВП, каков её предмет?

2. Для решения каких профессиональных и личных задач может быть использовано знание ВП?

3. На какие методологические принципы опирается ВП при изучении своего предмета и в практической деятельности?

4. Каковы методы ВП?

1.Что изучает возрастная психология?

Возрастная психология - отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы развития психики на протяжении всего жизненного пути человека, а так же психологические особенности каждого возрастного этапа.

2. Какие профессиональные и личные задачи позволяет решать знание возрастной психологии?

1) Знание возрастных особенностей позволяет:

- выбирать способ поведения, общения с учетом возрастных особенностей, предотвращая тем самым дискомфорт и конфликтные ситуации;

- адекватно оценивать изменения, которые происходят с собственной психикой;

- сформулировать цели воспитания и самовоспитания;

- знание возраста выступает в качестве эталона при оценке уровня развития, т.е. позволяет оценивать есть отставание в развитии или имеет место опережение в развитии, или развитие соответствует возрастной норме

2) Знание закономерностей (факторов развития) позволяет:

- выявить причины отставания или опережения в развитии;

- прогнозировать, предсказывать дальнейшее развитие;

- изменить уровень психического развития свой собственный и другого человека. Другими словами, разработать научно-обоснованные рекомендации по эффективному управлению развитием и его коррекции.

3. Каковы основные методологические принципы отечественной психологии, с точки зрения которых решаются практические и исследовательские задачи?

1. Деятельностный подход к психике. Он отвечает на вопрос: «Что такое психика?» ПСИХИКА особая внутренняя деятельность, состоящая из взаимосвязанных действий (восприятие ситуации, оценка ситуации, выбор целей и способов их достижения) и направленная на решение жизненно-важных задач.

2. Единство внешней практической и внутренней психической деятельности. Отвечает на вопрос: «Откуда берется внутренняя психическая деятельность? Как она возникает?»

- она возникает из деятельности внешней практической.

3. Социальная природа психического развития. Этот принцип отвечает на вопрос: «Каков источник внешней практической деятельности?» Эта деятельность генетически не запрограммирована, а усваивается в процессе общения с другими людьми, носителями социального опыта.

4. Каковы основные методы возрастной психологии, позволяющие изучить ее предмет?

1. сравнительно-возрастной или метод поперечных срезов: выявляет особенности возраста. Название метода говорит само за себя: в этом случае диагностика проводится в двух группах испытуемых, принадлежащих к разным возрастам, а результаты диагностики сравниваются между собой;

2. лонгитюдный метод или метод продольных срезов, направлен на изучение динамики развития (здесь прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного периода времени);

3. генетический метод (направлен на изучение закономерностей развития через воздействия на психические свойства личности).

Лекция №2 «Проблема психического развития (ПР)».

ПЛАН:

1. Что такое развитие вообще?

2. Что понимается под психическим развитием?

3. Каковы особенности ПР?

4. Какие факторы влияют на ПР и какова роль каждого фактора?

5. Каковы движущие силы ПР?

Как тема связана с предметом ВП? Вытекает из него, т.е. мы начинаем раскрывать предмет. Какую практическую задачу помогает решить знание этой темы? Используем для научного подхода к решению задачи диагностики и коррекции ПР. А что дает человеку высокий уровень ПР? Зачем нужен совершенный психический инструмент, зачем развиваться? Может быть ребенком лучше, чем быть взрослым? Это свобода и ответственность (в отличие от зависимости), это более быстрое и легкое достижение целей, счастье, признание, т.к. развитие одного влияет на развитие группы, университета, страны и т.д. ПРОБЛЕМА – трудно разрешаемый в науке вопрос, на который в настоящее время нельзя получить однозначный ответ. (Немов Роберт Семёнович в кн. 2 «Психология», стр.7)

Обратить внимание студентов, что «хорошее» определение содержит набор существенных признаков, которые позволяют определить на практике, есть или нет развитие.

1. Что будем понимать под развитием?

1) только то, что представляет собой быстрые, качественные (глубокие), сравнительно редкие и необратимые (революционные) преобразования?

2) или медленные, количественные, охватывающие значительные периоды, обратимые (эволюционные) изменения?

3) либо непрерывно происходящее, очень неустойчивые и обратимые (ситуационные) изменения?

РАЗВИТИЕ – ни только и ни столько количественные изменение, сколько процесс возникновения качественных новообразований, отсутствующих на предыдущих ступенях развития.

«РАЗВИТИЕ - непрерывный, скачкообразный процесс самодвижения, который характеризуется в первую очередь возникновением нового, не бывшего на предыдущих ступенях». (Л.С. Выготский)

2. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ - с точки зрения деятельностного подхода, который распространен в отечественной психологии, это качественное изменение жизненно - важных задач и способов их решения, через присвоение человеком общественно выработанных способов деятельности и её смыслов. Таким образом, чтобы удовлетворить свои потребности в социальной среде, воспользоваться богатствами, накопленными человечеством, его достижениями, новое поколение должно осуществить деятельность адекватную деятельности, воплощенной в них предшествующими поколениями. Эта деятельность в готовом виде не дана, в телесной природе человека не заключена. Овладеть ею помогает взрослый – носитель социального опыта.

3. Особенности психического развития:

1. ПР детерминировано, т. е. зависит от порождающих его факторов.

2. ПР неравномерно (психические функции не находятся на одном уровне развития). На каждом возрастном этапе какая-либо психическая функция претерпевает качественные изменения, возникает новообразование или «центральное новообразование возраста». Процессы развития, которые более или менее непосредственно связаны с этим основным новообразованием, составляют центральную линию развития в данном возрасте. Другие процессы претерпевают лишь частичные, количественные изменения под влиянием центрального новообразования и составляют побочную линию развития.

3. преемственность ПР: центральная линия развития в одном возрасте становится побочной линией развития в последующем

4. пластичность ПР и возможность компенсации: при недостаточном развитии одной психической функции начинают усиленно развиваться другие функции, восполняя недостающую). К примеру, слабую память возможно восполнить большей организованностью деятельности.

5. неповторимость и качественное своеобразие возрастного развития.

6. критический характер некоторых этапов возрастного развития.

Л.С. Выготского Собрание сочинений т. 4 «Проблема возраста» c.244-268; т.3 «История развития высших психических функций» с.5-133.

4. Мухина «Детская психология» с. 28: «Возрастная психология стремится перечислить все те обстоятельства, которые влияют на психическое развитие, но также определить в чем именно состоит их влияние и как под действием этих обстоятельств ребенок переходит с одного этапа на другой».

Факторы психического развития:

1) Биологический (органический) фактор.

Анатомо – физиологические особенности организма и нервной системы, а так же генетически заложенные законы, по которым эти системы созревают. Способны претерпевать изменения под влиянием внутриутробной жизни (врожденность) и в течение всей жизни под влиянием неблагоприятных факторов.

Какова роль биологического фактора? Разные позиции: Биологизаторский (биогенетический) подход – биологический фактор предопределяет содержание психических свойств, а ПР - изменение индивида под влиянием внутренних, врожденных причин. Его результат - созревание изначально заложенных в генотипе психических свойств. Деятельностный - отвечает за возможность развития человеческой психики, определяет границы её развити я и темперамент человека (устойчивую совокупность психодинамических свойств).

2) Социальный (средовой) фактор.

Под ним понимается предметы материальной и духовной культуры, а так же другие люди и их деятельность, раскрывающая опытобращения с этими предметами, т.е. деятельность обучения и воспитания.

Роль социального фактора: Социологизаторский (социогенетический) подход полностью определяетсодержание психических свойств, а ПР – это изменения психики под влиянием внешнего воздействия, равно формированию. Деятельностный:является источником психических свойств человека, определяет их содержание.

3) Психологический фактор -под ним понимается готовность самого человека к усвоению социального опыта (желание и умение усваивать опыт).

Выполняет роль отбора, фильтра социальных влияний.

Л.С. Выготский предлагает объединить 2 и 3 факторы под понятием «социальная ситуация развития» - значимые для ребенка социальные условия жизни, переживаемые им.

Кто является значимым для нас другим?

Значимым для нас является человек, который удовлетворяет наши жизненно важные потребности. Вопрос о роли биологического и социального факторов на каждом возрастном этапе, о механизме их влияния на ПР остается открытым. Какова роль стихийного и организованного обучения и воспитания, а также самовоспитания?

Можно ли и как, по каким признакам выбрать «хорошую» концепцию, самоопределиться студенту? В качестве критериев предлагаются:

1) логичность и непротиворечивость;

2) наличие метода, позволяющего проверить выдвинутые предположения;

3) значение и последствия для практики ПР.

Для иллюстрации разных подходов, их преимуществ и недостатков преподаватель предлагает упражнение. При этом он выступает в роли «матери природы», наследственности, которую не выбирают и которая вручает каждому свой свиток: на одном из низ слова «Суждено тебе быть боязливым, неуверенным, пассивным и малообщительным» (биологизаторская позиция), другой - просто чистый лист «табула расса» - чистая, восковая доска по Дж.Локку (социологизаторский), на третьем слова «Предоставляю тебе сильную, уравновешанную и инертную нервную систему» (трехфакторная концепция). В первом случае всё предопределено и опускаются руки и у человека, и у воспитателей, зато нет никакой ответственности за ПР. Во втором случае соседу по парте предлагается написать на чистом листе все, что посчитает нужным. Воспитатель при этом оказывается в роли человека, который полностью берет ответственность за результат, а воспитанник полностью зависит от его представлений и профессионализма. В третьем случае нескольким студентам из окружения предлагается написать на свитке, чтобы они хотели передать, а испытуемый отбирает кому доверить это сделать. В последнем случае человек сам берет ответственность за своё ПР, свою судьбу, берет ответственность и учитель. Студентам предлагается сделать свой выбор в отношении концепций с учетом их «+» и «-».

 

4. Движущие силы развития – противоречие между постоянно изменяющимися в процессе деятельности потребностями и старыми способами их удовлетворения.

 

Лекция № 3: «Проблема периодизации психического развития»

ПЛАН:

1. Что такое периодизация?

Это деление процесса психического развития на отдельные стадии.

2. По каким критериям один этап отделяется от другого?

ПОЗИЦИЯ Л.С.ВЫГОТСКОГО:

- появление новообразований;

- качественные изменение в тех факторах, которые определяют развитие:

в анатомо-физиологических особенностях; в типе ведущей деятельности (по А.Н. Леонтьеву, «ведущая деятельность – это не только преобладающая деятельность на определенной стадии. Эта деятельность, которая вызывает возникновение психических новообразований»); качественные изменения в социальной ситуации развития («значимые для человека условия жизни, переживаемые им»).

3. Какие периоды выделяются внутри каждой стадии? Какова их характеристика?

1) стабильный период - период плавных, количественных изменений.

2) кризисный период - период резких, качественных изменений.

Другими отличительными особенностями кризисов являются:

- кратковременность

- размытость границ

- относительная трудновоспитуемость, когда старые педагогические приемы перестают работать.

К тому используется понятие «сензитивного периода». Это период созревания определенных психических функций, когда воздействие на них наиболее эффективно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 940; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.