Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Электронные ресурсы и программное обеспечение

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Текущий контроль и критерии оценки знаний по дисциплине

  1. Самостоятельность при выполнении контрольной и лабораторной работы, оценка ее итогов по результатам собеседования.
  2. Активность на практических и интерактивных занятиях.
  3. Результаты всех видов промежуточного контроля знаний в т.ч. компьютерного тестирования.
  4. Качество ответов на экзамене.

Итоговая оценка знаний складывается из:

  • оценки за контрольную и лабораторную работу – 30% итоговой оценки;
  • оценки за результаты компьютерного тестирования и работу на интерактивных занятиях и – 15% итоговой оценки;
  • оценки экзамена – 55% итоговой оценки.

Итоговая оценка выставляется в пятибалльной системе в ведомость и в зачетную книжку студента.

Для успешного изучения дисциплины «Теория игр» бакалаврам заочной формы обучения необходим значительный объем самостоятельной работы, которая включает:

  • изучение основной и дополнительной литературы по курсу;
  • подготовку к практическим занятиям;
  • подготовку к лабораторному практикуму;
  • работу с электронными ресурсами (КОПР);
  • подготовку к контрольной работе и компьютерному тестированию;
  • изучение материалов лекционных и практических занятий, интернет-ресурсов;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • подготовку к экзамену.

Основная цель самостоятельной работы – приобретение навыков и умений работать с учебной и научной литературой, самостоятельно систематизировать и анализировать материал.

Литература

а) основная:

  1. Гармаш А.Н., Орлова И.В. Математические методы в управлении: учебное пособие, - М.: Вузовский учебник, 2012.
  2. Орлова И.В., Половников В.А. Экономико-математические методы и модели: компьютерное моделирование Учебное пособие. - М.: ВЗФЭИ, Вузовский учебник, 2011.

б) дополнительная:

  1. Федосеев В.В., Гармаш А.Н., Орлова И.В. Экономико-математические методы и прикладные модели. Учебник для бакалавров, изд.3, М.: Юрайт из-дат, Высшее образование, 2012.
  2. Бережная Е. В., Бережной В. И. Математические методы моделирования экономических систем: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006.
  3. Исследование операций в экономике. Под редакцией Кремера Н.Ш. изд.2,-М.:Юрайт издат., Высшее образование, 2010.
  4. Васин А.А., Морозов В.В. Теория игр и модели математической экономики: Учебное пособие. — М.: МАКС Пресс, 2005.
  5. Лабскер Л. Г. Теория критериев оптимальности и экономические решения: монография.- 2 изд., стер. - М.: КноРус, 2009.-744 с.
  6. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении: Учебное пособие. - М.: Дело, 2004.
  1. Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО "Издательский Дом ИНФРА-М", доступ через Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ЗФЭИ. - URL: http://repository.vzfei.ru/ (Доступ по логину и паролю).
  2. Федеральная ЭБС "Единое окно доступа к образовательным ресурсам". - URL: http://window.edu.ru. (Доступ свободный).
  3. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов ЗФЭИ, который является специфично организованной ЭБС, дополненной развитой системой функций обучения. - URL: http://repository.vzfei.ru/ (Доступ по логину и паролю).
  4. Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: "Книги", "Статьи", "Диссертации", "Учебно-методическая литература", "Авторефераты", "Депозитарный фонд". Общее количество записей в электронном каталоге - 201991. - URL: http://www.vzfei.ru/rus/library/elect_lib.htm (Доступ свободный).
  5. Библиотекарь.Ру. Электронная библиотека. - URL: http://www.bibliotekar.ru

Содержание дисциплины

Изучение дисциплины предусматривает проведение лекционных занятий, практических занятий на ПЭВМ (интерактивные лекции, лабораторная работа), выполнение контрольной работы, прохождение компьютерного тестирования, а также самостоятельную работу с КОПР и др. виды самостоятельной работы.

Далее дается краткая характеристика тем дисциплины в соответствии с рабочей учебной программой.

Тема 1. Введение в теорию игр. Основные понятия и определения. Классификация игр

В конфликтных ситуациях решения принимаются в условиях неопределенности двумя и более разумными противниками, каждый из которых стремится оптимизировать свои решения за счет других. Теория, занимающаяся принятием решений в условиях конфликтных ситуаций, называется теорией игр. Математическая модель конфликтной ситуации называется игрой, стороны, участвующие в конфликте, – игроками, а исход конфликта – выигрышем.

Игра называется парной, если в ней участвуют два игрока, и множественной, если число игроков больше двух.

Для каждой формализованной игры вводятся правила, т.е. система условий, определяющая:

  1. варианты действий игроков;
  2. объём информации каждого игрока о поведении партнёров;
  3. выигрыш, к которому приводит каждая совокупность действий.

Как правило, выигрыш (или проигрыш) может быть задан количественно; например, проигрыш можно оценить минус единица, выигрыш – единицей, а ничью – нулем.

Выбор и осуществление одного из предусмотренных правилами действий называется ходом игрока. Ходы могут быть личными и случайными. Личный ход – это сознательный выбор игроком одного из возможных действий (например, ход в шахматной игре). Случайный ход – это случайно выбранное действие (например, выбор карты из перетасованной колоды).

Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор его действия при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации. Обычно в процессе игры при каждом личном ходе игрок делает выбор в зависимости от конкретной ситуации. Однако в принципе возможно, что все решения приняты игроком заранее (в ответ на любую сложившуюся ситуацию). Это означает, что игрок выбрал определённую стратегию, которая может быть задана в виде списка правил или программы. (Так можно осуществить игру с помощью ЭВМ). Игра называется конечной, если у каждого игрока имеется конечное число стратегий, и бесконечной – в противном случае.

Для того чтобы решить игру, или найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получать максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии. Такие стратегии называются оптимальными. Оптимальные стратегии должны также удовлетворять условию устойчивости, т. е. любому из игроков должно быть невыгодно отказаться от своей стратегии в этой игре.

Если игра повторяется достаточно много раз, то игроков может интересовать не выигрыш и проигрыш в каждой конкретной партии, а средний выигрыш (проигрыш) во всех партиях.

Целью теории игр является определение оптимальной стратегии для каждого игрока. При выборе оптимальной стратегии естественно предполагать, что оба игрока ведут себя разумно с точки зрения своих интересов. Важнейшее ограничение теории игр – естественность выигрыша как показателя эффективности, в то время как в большинстве реальных экономических задач имеется более одного показателя эффективности. Кроме того, в экономике, как правило, возникают задачи, в которых интересы партнёров не обязательно антагонистические.

Игры классифицируются по следующим признакам.

1. В зависимости от видов ходов игры подразделяются на стратегические и азартные. Азартные игры состоят только из случайных ходов. Если наряду со случайными ходами есть личные ходы, или все ходы личные, то такие игры называются стратегическими.

2. В зависимости от числа участников игры подразделяются на парные – число участников равно двум и множественные – более двух.

3. По характеру взаимоотношений игроков игры делятся на бескоалиционные, коалиционные и кооперативные.

Бескоалиционные – игры, в которых игроки не имеют право вступать в соглашения, образовывать коалиции, и целью каждого игрока является получение по возможности наибольшего индивидуального выигрыша. Игры, в которых действия игроков направлены на максимизацию выигрышей коллективов (коалиций) без последующего их разделения между игроками, называются коалиционными.

Исходом кооперативной игры является дележ выигрыша коалиции, который возникает не как следствие тех или иных действий игроков, а как результат их наперед определенных соглашений.

4. По количеству стратегий каждого игрока игры подразделяются на конечные (число стратегий каждого игрока конечно) и бесконечные (множество стратегий каждого игрока бесконечно).

5. По количеству информации, имеющейся у игроков относительно прошлых ходов, игры подразделяются на игры с полной информацией (имеется вся информация о предыдущих ходах) и неполной информацией.

6. По виду описания игры подразделяются на позиционные игры (или игры в развернутой форме) и игры в нормальной форме. Позиционные игры задаются в виде дерева игры. Но любая позиционная игра может быть сведена к нормальной форме, в которой каждый из игроков делает только по одному независимому ходу. В позиционных играх ходы делаются в дискретные моменты времени. Существуют дифференциальные игры, в которых ходы делаются непрерывно.

7. Если любая возможная партия некоторой игры имеет нулевую сумму выигрышей, то говорят об игре с нулевой суммой. В противном случае игры называются играми с ненулевой суммой.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вводная часть | Тема 2. Антагонистические игры
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.