Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и принципы государственного регулирования

Тема 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЭД

 

Основные цели государственного регулирования ВЭД состоят в следующем:

  • использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
  • содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путём приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в ми­ровую конкуренцию;
  • создание условий доступа российских предпри­нимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
  • защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
  • создание и поддержание благоприятного между­народного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями. Арустамов ЭА, Андреева Р.С.

Государственное регулирование ВЭД в России долж­но осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:

  • единство внешнеэкономической политики и на­циональной (внутренней) экономической политики;
  • единство системы государственного регулиро­вания и контроля за его реализацией;
  • перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
  • чёткое разграничение прав и ответственности Федерации и её субъектов в области управления ВЭД;
  • обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Особое значение сегодня имеет чёткое разграниче­ние компетенции Федерации и её субъектов в сфере ВЭД. В компетенции федеральных органов должно и впредь оставаться решение таких важнейших вопросов, как:

  • определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
  • разработка соответствующих федеральных программ;
  • защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, её отдельных субъектов и граждан в частности;
  • разработка важнейших инструментов регули­рования ВЭД;
  • подготовка и заключение международных дого­воров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
  • организация и контроль деятельности торг­предств РФ за рубежом;
  • определение и реализация валютной политики страны;
  • формирование и использование золотовалют­ных резервов РФ;
  • контроль за порядком купли-продажи отдель­ных (выделенных) товарных групп (экологически опас­ных отходов, средств вооружений и т.д.);
  • разработка платёжного баланса РФ и т.д.

Субъекты РФ в условиях формирующейся рыноч­ной экономики правомочны:

  • осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
  • контролировать и координировать деятель­ность участников ВЭД в рамках своих регионов, раз­рабатывать и реализовывать соответствующие реги­ональные программы;
  • предоставлять участникам ВЭД дополнитель­ные к федеральным льготы и гарантии, не противоре­чащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
  • заключать соглашения по международному со­трудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
  • иметь представителей в торговых предста­вительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счёт субъектов Федерации.

Определённые вопросы находятся в совместном ведении Федерации и её субъектов. В их числе:

  • координация действий участников ВЭД;
  • выполнение договоров РФ с зарубежными стра­нами (если их выполнение касается интересов регио­нов);
  • разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
  • регулирование приграничной торговли;
  • информационное обеспечение ВЭД.

Международный опыт государственного регули­рования внешнеэкономической деятельности исполь­зуется в настоящее время в России. Новое в госу­дарственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли госу­дарства. Этот новый подход кардинально меняет со­держание роли государства, принципов, на которых регулирование основывается, содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является фор­мирование законодательной базы, создание благо­приятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения её эффективности. Одновременно усиливается функ­ция контроля со стороны государства за исполнени­ем субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

Государственное регулирование ВЭД включает её финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в облас­ти сертификации товаров в связи с их ввозом и выво­зом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве.

Одной из важнейших функций государства явля­ется разработка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала го­сударственная монополия внешней торговли, при ко­торой выбор стран-партнёров определялся, прежде всего, политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходи­мости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического ком­плекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД.

В ряде федеральных программ Правительства Рос­сийской Федерации (Постановлением от 8 февраля 1996 г. №123 «О федеральной программе развития эк­спорта» с изменениями, внесёнными Постановлением Правительства РФ от 24.08.2002 №630), а также в ука­зах Президента была разработана новая концепция, которая предполагала:

  • рациональное использование сложившейся сырь­евой специализации России в МРТ;
  • повышение Валютной эффективности сырьево­го экспорта;
  • расширение рынков сбыта и изменение их гео­графии;
  • разбитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта;
  • развитие инфраструктуры ВЭД-

Этой концепции соответствует новая модель сотруд­ничества с другими странами, в экономической литера­туре её называют «торговой» или «конъюнктурной». Она основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физи­ческим лицам права самостоятельного выхода на внешний рынок. Всё это - подготовка к решению стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику.

Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в современных условиях недо­статочно использовать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправ­ленную интеграцию в мировую экономику. Эта кон­цепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта. Центральное место в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нём доли товаров высокой сте­пени обработки, развитие прогрессивных форм меж­дународной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, со­вместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производ­ственно-инвестиционная, или стратегическая.

Главными признаками этой модели являются:

  • охват всего процесса воспроизводства (инвестици­онное сотрудничество может начинаться ещё на стадии подготовки проекта, а производственное и инвестицион­ное - на стадии добычи полезных ископаемых и т.д.):
  • расширение партнёрских отношений со всеми странами только на основе взаимных экономических интересов;
  • совпадение с мирохозяйственной сферой.

Таким образом, при производственно-инвестицион­ной модели экспортно-импортные операции дополняют­ся другими видами ВЭД - производственным коопериро­ванием, инвестиционным сотрудничеством. Зарубежный капитал, новые технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех стадиях воспроиз­водственного процесса - при добыче нефти и её перера­ботке, при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тогда вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их переработки.

Международная кооперация способствует повы­шению эффективности, как добычи, так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырьё, но и готовая продукция. Производственно-инвестицион­ная модель может быть сформирована при помощи ис­пользования отработанных мировой практикой приё­мов и средств государственного регулирования. Важнейший шаг в этом направлении сделан в Федеральной про­грамме развития экспорта, которая определила, во-пер­вых, предпосылки создания модели - производственные, инвестиционные, научно-технические, а также необхо­димость увеличения объёмов капитальных вложений; во-вторых, последовательность в становлении и развитии модели; в-третьих, направления создания модели:

  • расширение иностранного инвестирования;
  • установление пряных производственных связей между предприятиями;
  • совместное предпринимательство;
  • интеграция отраслей;
  • налаживание сотрудничества между террито­риально-производственными структурами;
  • совершенствование структуры внешнеэкономи­ческого комплекса.

Основной задачей государственного регулирования внешнеэкономической деятельности является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех её уровнях. На данном этапе госу­дарство должно создавать условия реализации страте­гической цели, определённой в Федеральной программе развития экспорта Постановление от 8 февраля 1996 г. №123 «О федеральной программе развития экспорта» (с изм., внесенными Постановлением Правительства РФ от 24.08.2002 №630) - «совершенствование структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности и мас­штабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географи­ческой структуры экспорта, использования прогрессив­ных форм международного торгово-экономического сотрудничества». Для реализации этой цели необходимо решение комплекса задач не только во внешнеэкономи­ческой сфере, но и в законодательстве, во внешней поли­тике, организации управления, подготовке кадров. При решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше, должно учитывать следующие сло­жившиеся в международной практике принципы:

1. Учёт требований международных организаций, например:

  • ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулирования;
  • Всемирной таможенной организации в отноше­нии таможенных процедур и их унификации:
  • Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспорта отдельных видов товаров, например, текстильных;
  • специализированных организаций ООН;
  • МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по требованию к экспорту особых товаров - ядерных материалов и оборудования, ко­торые могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях.

2. Либерализация внешней торговли.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Законодательство, регулирующее внешнеэкономическую деятельность | Введение реального валютного рынка
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.