Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы регулирования ВЭД




В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения безопасности страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира, но её масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой страной исходя из её собственных масштабов, положения в современном мире, внешней и внутренней политики государства.

Государственное регулирование ВЭД осуществляется различными методами, которые, в зависимости от классификационных признаков, подразделяются на экономические и административные, тарифные и нетарифные.

Экономические методы регулирования ВЭД базируются на использовании экономических инструментов торговой политики – таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство воздействует на экономические интересы субъектов ВЭД и, следовательно, на их поведение, сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Они в большей степени соответствуют природе рыночных отношений и потому играют главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.

Административные методы включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых государство осуществляет непосредственное влияние на субъекты ВЭД, регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества. Административные методы в большинстве случаев противоречат природе рыночных отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается.

Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определённых видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Правительство РФ в соответствии с общепринятыми нормами международного права может принимать защитные меры для устранения серьёзного ущерба производителям или предотвращения его. Под общественным ущербом понимается общее ухудшение состояния отечественного производства в данной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства или рентабельности. Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта могут также устанавливаться исходя из национальных интересов.

С этой целью органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортёров и экспортёров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке.

Таможенные формальности являются одними из самых эффективных методов регулирования ВЭД. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создаётся в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и использования тарифов, условия освобождения от уплаты пошлин, санкции за нарушение таможенных правил, порядок рассмотрения жалоб.

Лицензирование – это система письменных разрешений, выдаваемых государственными органами на экспорт и импорт товаров. Лицензирование применяется на определённые периоды по отдельным товарам, включённым в перечень продукции общегосударственного назначения. Генеральные лицензии сроком до одного года получают специализированные внешнеэкономические организации в соответствии с государственными экспортно-импортными заданиями. Разовые лицензии выдаются по каждой отдельной сделке на срок, необходимый для её реализации, но не более чем на один год.

Широкое распространение получили так называемые технические и импортные процедуры (барьеры), представляющие собой административное регулирование, при котором происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

Технические процедуры. Они устанавливаются в законодательном порядке государственными организациями и представляют собой комплекс мероприятий по проверке соответствия импортируемой продукции требованиям международных и национальных стандартов, отраслевых норм и технических предписаний.

Одним из видов технических барьеров является требование сертификации продукции, товаров, ввозимых в страну. Для чего их подвергают испытаниям в специализированных лабораториях на соответствие их свойств требованиям стандартов по техническим, санитарным, технологическим показателям.

Данная процедура может серьёзно осложнить сбыт ряда товаров, если заблаговременно не осуществить их сертификацию.

Импортные процедуры. Представляют собой правила проведения импортных операций при государственных закупках. Во многих странах в этих случаях покупатель должен провести международные торги с целью выяснения наиболее выгодного продавца. Иногда покупателю выдают лицензию только в том случае, если он выполнил требования по осуществлению встречных экспортных операций.

Тарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности являются основой экономического регулирования ВЭД. Исключительная роль таможенных тарифов в регулировании ВЭД определила целесообразность их особого рассмотрения, вне связи с другими методами экономического регулирования.

Тарифное регулирование направлено преимущественно на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. В системе тарифного регулирования решающую роль играют ввозные пошлины.

Экспортные пошлины считаются противоречащими природе рыночных отношений; международные и региональные союзы и соглашения не рекомендуют их использовать в международной торговле.

Ассортимент товаров, завозимых в РФ из разных стран, весьма разнообразен и постоянно обновляется. Многие аналогичные или схожие по назначению, потребительским свойствам и качеству товары производятся российскими производителями, или производство их может быть организовано в нашей стране на экономически приемлемых условиях. Но некоторые товары поступают на российский рынок только за счёт завоза их из других стран. К числу последних относятся: кофе, какао, натуральный каучук, цитрусовые, некоторые виды минеральных ресурсов и т.д.

В большинстве случаев импортные товары имеют отечественные аналоги, и составляют конкуренцию последним. Ввозные таможенные пошлины на такие товары должны определяться с учётом складывающихся соотношений между мировыми и национальными издержками и ценами.

Соотношения между этими издержками и ценами могут по группам и видам продукции, как правило, колебаться в весьма широком диапазоне, что предопределяет необходимость дифференциации ставок ввозных пошлин по группам и видам продукции.

При ограниченном ассортименте завозимой продукции и массовости завоза ставки таможенных пошлин могут устанавливаться индивидуально для конкретных изделий или с ориентацией на их индивидуальные выходные главные параметры.

Например, таможенные пошлины на автомобили и перевозочные средства устанавливаются с учётом объёма цилиндров двигателя и количества лет с момента выпуска автомобиля, что может служить показателем морального и физического износа. Целесообразно при импорте товаров, бывших в употреблении и имеющих значительный моральный и физический износ, применять повышенные ставки ввозных пошлин, что ограничивает завоз такой продукции, поскольку это не способствует научно-техническому прогрессу российского общества.

Таможенные пошлины являются важнейшим экономическим регулятором ВЭД, с помощью которого реализуется техническая политика государства в области внешнеэкономического обмена, и потому ставки ввозных пошлин не могут быть инертными к техническому уровню и физическому состоянию импортируемых машин и оборудования, а тем более создавать преимущества для импорта морально устаревших и физически изношенных машин и оборудования.

В РФ разрешён беспошлинный ввоз печатных книг, брошюр, листовок и аналогичных печатных материалов, газет, журналов, независимо от назначения этой продукции, её художественной ценности, её соответствия принципам общественной морали и нравственности, состава читателей.

Наиболее расширенными методами регулирования внешнеторговой деятельности являются нетарифные методы регулирования. Они представляют не меньшую угрозу либерализации торговли. К нетарифным барьерам относятся разнообразные (насчитывают свыше 2000 различных видов) экономические, политические и административные методы прямого или косвенного ограничения внешнеэкономической деятельности.

Наиболее распространённой формой нетарифного ограничения является квота.

Квотирование представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объёма продукции, разрешённой к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определённый период.

Как правило, квотируется импорт товаров, и квота выполняет роль некой протекционистской пошлины, т.е. способствует снижению конкуренции на внутреннем рынке. Квотирование внешней торговли осуществляется путём её лицензирования, когда государство выдаёт лицензии на импорт или экспорт ограниченного объёма продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю. Лицензирование может иметь и самостоятельное значение как инструмент внешнеторговой политики, когда, например государство предоставляет право какому-либо импортёру ввозить товары без ограничения или только из указанных стран (так называемая генеральная лицензия).

Существует также практика автоматического лицензирования, когда для ввоза или вывоза определённых товаров требуется получить лицензию, что позволяет государству осуществить наблюдение за торговлей этими товарами и в случае необходимости быстро вводить ограничительные меры. В настоящее время положения ГАТТ/ВТО разрешают вводить полные ограничения импорта в случае резкого неравновесного баланса.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 № 164-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 № 19-ФЗ) указано, что нетарифные ограничения во внешней торговле, в том числе лицензии на экспорт и импорт конкретных видов продукции и запреты на них, будут вводиться исключительно в целях обеспечения законности и правопорядка в стране, сохранения обороноспособности государства и международной безопасности, охраны здоровья населения, защиты окружающей среды, сохранения культурного, исторического и археологического наследия России.

В настоящее время в РФ подлежат лицензированию следующие группы товаров:

При экспорте:

· товары и технологии двойного назначения, т.е. используемые как в мирных, так и в военных целях;

· оборудование, материалы и технологии, применяемые при создании ракетного оружия;

· наркотические средства, сильнодействующие и ядовитые вещества, минеральные удобрения;

· ресурсы животного и растительного происхождения.

При импорте:

· трансграничные перевозки опасных отходов;

· озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция;

· спирт этиловый и водка.

При экспорте и импорте:

· ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии;

· радиоактивные вещества и изделия на их основе;

· драгоценные металлы;

· лекарственные средства и фармацевтические субстанции;

· химические вещества защиты растений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.