Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивация поведения персонала организации




Мотивацию следует рассматривать как совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности и определенному поведению и задают границы и формы этого побуждения, придают деятельности и поведению человека направленность, ориентированную на достижение личных и групповых целей.

Мотивация базируется на изучении и понимании потребностей человека.

Потребность – внутреннее состояние человека, в котором им переживается необходимость (нужда) в определенных условиях существования.

Пока потребность существует, она дает о себе знать и "требует" своего устранения.

По-разному можно устранить потребности: удовлетворить их, подавить или не реагировать на них.

Цель - мысленное представления того объекта (предмета, явления), который может удовлетворить потребность человека.

Мотив - та побуждающая внутренняя сила, которая вызывает определенные действия и поступки человека, ориетированные на конкретные объекты (предметы), способные удовлетворить возникшие потребности. Некоторые психологи называют мотивы "опредмеченными потребностями".

Мотив имеет "персональный" характер и зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, в каком направлении надо действовать, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.

Кроме того, мотивы можно разделить на побудительные - лежащие в основе различных целенаправленных действий, и смыслообразующие, переводящие общественно фиксированные значения ценностей на личностный уровень – "значение для меня", то есть определяющие ценностную ориентацию конкретного человека. С точки зрения А.Н. Леонтьева (1972) " личностный смысл" - это отражение в сознании личности отношения мотива к цели.

Ценности – общественно значимые продукты материальной и духовной деятельности людей. Они могут порождаться определенными общественными потребностями, а те, в свою очередь, формируют потребности конкретных людей.

Ценностные ориентации – относительно устойчивое, социально обусловленное, избирательное отношение личности к материальным и духовным ценностям (благам), которые выступают для человека как цели и средства удовлетворения его потребностей.

Различают два вида ценностных ориентаций: ценности- цели и ценности-средства.

Ценности - цели - представление о конечных результатах деятельности и поведения, к которым человек стремиться и которые побуждают его к действию.

Ценности - средства - представление о путях и способах достижения цели.

Ценностные ориентации становятся ведущими мотивами при решении глобальных стратегических задач в жизни человека, например, при выборе профессии, рода занятия и т. д. На их базе формируется концепция жизни человека, осознание им для чего он живет, в чем смысл его жизни, работы. Подлинный смысл жизни человека придают лишь отдаленные и значимые для цели цели.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, образующей его мотивационную систему. В ней мотивы находятся в определенном отношении друг к другу и их влияние составляет основу поведения человека, сущность его действий и поступков.

При анализе побуждающих причин поведенческих реакций исполнителя в ситуациях деятельности следует ориентироваться на следующие три уровня проявления мотивации:

- высший, представленный мотивами, сформированными на основе ценностных ориентаций человека, и ориентирующих его на жизненноважные цели;

- средний, представленный различными побудительными и смыслооб-разующими мотивами конкретной деятельности и поведения, они ориентированны на решение конкретных производственнхе и жизненнхе ситуаций индивида или организации. Базовыми среди них являютсямотивы достижения цели и избежания неудачи;

- низший, представленный различными элементарными и социальными установками, тесно связанными с конкретной деятельностью и действиями.

В иерархии мотивов ценностные ориентации занимают верхний уровень, мотивы деятельности и поведения – средний, а социальные и элементарные установки – нижний. Каждый уровень выполняет свои функции мотивации, но между ними имеются определенные взаимовлияния.

Между мотивами деятельности (поведения) и установками существуют тесные взаимоотношения, так как основная функция установок - готовить исполнителя к выполнению деятельности и поведения (действия и поступка).

Установка (attitude) - внутренняя предрасположенность реагировать определенным образом на тот или иной объект действительности. В процессе деятельности - это предрасположенность или готовность исполнителя воспринимать или действовать определенным образом при предвосхищении им определенных ситуаций или объектов, исходя из прошлого своего опыта.

Установки деляться на:

- э лементарные установки формируются на основе витальных (жизненных) потребностей и в простых ситуациях не осознаются;

- с оциальные, формируются не базе социально значимой оценки отдельных социальных явлений и ситуаций;

- б азовые социальные, определяют общую направленность личности;

- система ценностных ориентаций.

Установки могут быть как положительные, так и отрицательные, осознаваемые и неосознаваемые.

Установочная мотивация оказывает воздействие на исполнителя: усиливает интенсивность его работы, его старание и настойчивость в достижении результата, ориентирует направленность интересов.

Стадии мотивационного процесса:

- возникновение потребностей;

- поиск путей устранения потребности;

- определение целей (направления) действия:

- что я должен получить, чтобы устранить потребность;

- что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;

- в какой мере я могу добиться того, чего желаю;

- насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

- осуществление действия;

- получение вознаграждения:

- внешне;

- внутреннее (удовлетворение выполненной работой).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.