Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя и внутренняя стороны организационной культуры




Таким образом, организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий.

Концепции технологического и социального развития в организации.

Культура придает смысл многим нашим поступкам. Поэтому менять что-либо в жизни людей можно, лишь учитывая это значительное явление. Культура формируется годами и десятилетиями, поэтому она инерционна и консервативна. И многие нововведения не приживаются только потому, что противоречат освоенным людьми культурным нормам и ценностям.

Следует обратить внимание, что сути таких понятий как «корпоративная культура», «организационная культура», «субкультура» также едины. Различия только в том, что они отражают культуру различных совокупностей (объединений людей): больших, средних и малых групп (табл. 6).

 

Таблица 6

 

Культура Группа Организационная структура
Корпоративная а Большая Корпорации. Объединения людей по интересам
Организационная Средняя Организации (компании, фирмы, предприятия)
Субкультура Малая Подразделения и отделы организаций

Корпоративная культура – культурное достояние больших групп – объединений однородных организаций или людей, связанных едиными интересами по профессиональной принадлежности, идеологии или хобби.

Организационная культура – культурное достояние средних групп – коллективов организаций (компаний, фирм, предприятий и т.д.).

Субкультура – культурное достояние малых групп - коллективов функциональных подразделений организаций. Как правило, субкультуры являются следствием проблем или опыта, приобретенного членами какого-либо подразделения или отдела организации. Они могут ослабить организацию или нанести ей существенный ущерб, если в конфликте с доминирующей культурой или общими целями организации. Но в успешно функционирующих организациях эти процессы вряд ли возможны. В большинстве случаев субкультуры возникают для того, чтобы помочь членам какой-то группы справиться со своими «локальными» повседневными проблемами, хотя они разделяют многие ценности доминирующей культуры,

Доминирующая культура организации представляет собой сумму некоторых ценностей, разделяемых большинством членов организации, и помогает сформировать повседневное поведение персонала.

Понятия «сильная» и «слабая» организационная культура связаны с количеством членов организации, разделяющих ее базовые ценности, если их более 50 %, то принято говорить о сильной культуре.

 

Традиционно в организационной культуре выделяют две ее стороны:

1. Внешняя сторона организационной культуры представлена в историях, легендах, символах, ритуалах, обрядах. Истории из жизни фирмы, пересказываемые новичку, помогают понять основную миссию организации, особенности взаимодействия ее членов и т. д. Из услышанных от коллег типичных случаев новый работник может узнать: как начальник отреагирует на ошибку? Возможно ли должностное продвижение, и при каких условиях? Поощряется ли в фирме инициатива и активность, или руководители ожидают пассивного исполнения их команд? Большое значение в формировании культуры имеют символы организации. Они подчеркивают принадлежность людей к единому целому.

2. Внутренняя сторона организационной культуры ориентирована на интеграцию членов организации. Ее предназначение - обеспечить предсказуемость поведения организации, возможность его регулирования. К внутренним составляющим организационной культуры относятся: нормы, правила и роли, ценности и общая управленческая философия.

Более подробное представление об двууровневом строении организационной культуре показано на рис 2.

 

Рис. 2 Два уровня организационной (корпоративной) культуры

На визуальном поверхностном уровне указаны такие видимые элементы культуры организации, как одежда, символы, организационные церемонии, рабочая обстановка (внешние атрибуты).

На визуальном внутреннем уровне располагаются ценности и нормы, определяющие и регламентирующие поведение сотрудников в компании. Ценности глубокого уровня тесно связаны с визуальными образцами верхнего уровня (слоганами, церемониями, стилем деловой одежды и др.), они как бы вытекают из них и обозначают их внутреннюю философию. Эти ценности поддерживаются и вырабатываются сотрудниками организации, каждый работник компании должен разделять их или хотя бы показывать свою лояльность по отношению к принятым корпоративным ценностям.

Знакомство с организационной культурой начинается с поверхностного уровня, включающего такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.

Те, кто пытаются познать организационную культуру глубже, затрагивают ее второй, внутренний уровень. Здесь изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.

Некоторые исследователи выделяют третий, глубинный уровень, включающий базовые предположения (систему идеализированных представлений и идеалов о всех значимых сторонах жизнедеятельности организации,базовых принципов и установок), которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Эти скрытые и принимаемые на веру предположения направляют поведение людей, помогая им воспринять атрибуты, характеризующие организационную культуру.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.