Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности в России

Безопасность - это также и свойство любой системы, объекта, условие их существования и развития, это и процесс, и результат самой деятельно­сти, предполагающей ее осмысленность с точки зрения приемлемого риска.

Безопасность - понятие достаточно абстрактное, при употреблении ко­торого требуется конкретизация, о безопасности какого именно объекта идет речь. Дело в том, что, употребляя его в отношении личности (безопасность личности), государства (безопасность государства), нации (национальная безопасность[5]), региона (региональная безопасность) и т.д., в каждом кон­кретном случае в понятие безопасность вкладывается свое содержание, свой смысл.

Все многообразие определений национальной безопасности так или иначе отражает ее сущностный или функциональный аспекты, и отличаются они друг от друга набором характеристик и компонентов. Например, нацио­нальная безопасность это состояние:

- защищенности национальных интересов страны в условиях реальных и потенциальных угроз[6];

- при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внеш­неэкономической деятельностью, распространением оружия массового по­ражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа[7].

В определении, где "безопасность есть деятельность людей, общест­ва, государства, мирового сообщества, народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных ма­териальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для прогрессивного раз­вития"[8], речь скорее идет не о самой безопасности, а об определении про­цесса ее обеспечения. Ведь безопасность - это прежде всего состояние, имеющее определенные параметры и характеристики, а деятельность лишь направлена на достижение и поддержание этого состояния. Следует отметить, что это состояние не статичное, а находящееся в динамике.

Понятие национальная безопасность тесно связано с понятием «на­ция». В буквальном смысле можно полагать, что национальная безопасность может пониматься как отсутствие опасности (безопасность) для нации.

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации под "национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носите­ля суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации".

В отечественной науке и практике существует проблема определения сущности понятия "нация" [9].

Долгое время считалось единственно верным определение нации, со­гласно которому под ней понимается "историческая общность людей, скла­дывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономиче­ских связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера"[10]. В со­ветский период, да отчасти и сейчас, такое понимание термина "нация" да­вало право обозначать им этнические группы населения (к примеру: русские, буряты, белорусы, казахи, украинцы и т.д.), хотя более уместно обозначать такие группы населения термином "этнос"[11].

Вместе с тем, сам термин «нация» впервые употреблен во времена Ве­ликой Французской революции, когда был провозглашен лозунг "Один на­род - одна нация", и в этом смысле под нацией понимается государственно организованный народ, т.е. совокупность граждан того или иного государст­ва[12]. Нация - понимается как все население страны, государство.

При таком подходе национальная безопасность - это безопасность граж­дан и создаваемых ими объединений и институтов. При этом объединения граждан - это социальные, этнические группы, социальные образования и в высшей степени общности - общество, а институты - это те или иные иерар­хические структуры, социальные, политические, экономические институты, в высшей степени институционализированная структура государство. Таким образом можно полагать, что национальную безопасность следует понимать как безопасность граждан, общества и государства. Этот подход все более и более утверждается и в науке, и в политической практике.

Другая важная исходная позиция для определения сущности безопасно­сти была высказана более 130 лет назад В. И. Далем. В его словаре, где поня­тие "безопасность" определено как отсутствие опасности, сохранность, надежность[13]. В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение:

Нужно отметить, что выходе научной дискуссии обозначились несколько научных школ, теоретиче­ских направлений, которые по разному определяют сущность нации. К примеру: представители психологи­ ческой теории (О. Бауэр, Р. Шпрингер, Н. Бердяев) сводят нацию, к культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой; материалисты (И. Сталин) основополагающим в сущности нации выделяли общность экономических связей; социологическая теория (П. Сорокин) дает представление нации как искусственной конструкции, которая не имеет собственной субстанции. Кроме того, ряд исследователей определяют тесную связь нации с государством (Ф. Энгельс, К. Каутский, В. Ленин, М. Вебер).

" Безопасность - это состояние, при котором не угрожает опасность ". Опираясь на приведенные толкования, учитывая реальности нашего време­ни, можно согласиться, что безопасность означает отсутствие опасности, за­щищенность объекта, системы от действий деструктивных сил, ее способ­ность противостоять им. Другими словами, в понимании сущности безопас­ности просматривается ряд аспектов. Один из них - отсутствие в данный мо­мент непосредственной, вполне определенной опасности для жизненно важ­ных интересов личности, социальной группы, общества, т.к. полное отсутст­вие каких - либо опасностей нереально, поскольку всегда есть какая - то, пусть частная, опасность и угроза. Кроме того, на смену преодоленной опас­ности появляются новые. Отсюда другой аспект - состояние защищенности от опасностей, которое зависит от способности субъектов, с одной стороны, прогнозировать потенциальные и реальные опасности, локализовать их пре­вентивными мерами, а с другой - обнаружить опасность на самой ранней стадии зарождения и предотвратить ее превращение в реальную угрозу. На­конец, третий аспект - устранение опасности, реально возникшей, для чего необходимо всегда иметь силы, адекватные опасностям и угрозам, чтобы с наименьшими издержками пресечь действия деструктивных сил или устра­нить опасности.

В определении сущности национальной безопасности основополагаю­щими являются категории национальные интересы и опасности, угрозы этим интересам.

Поскольку национальные интересы представляют собой разноуровне­вые и многоплановые жизненно важные потребности личности, общества и государства, причем взаимосвязанные и взаимообусловленные, то их можно представить как подсистему жизненно важных потребностей. В то же время существуют опасности и угрозы национальным интересам, совокупность ко­торых также можно представить как подсистему. Представляется, что эти подсистемы составляют систему более высокого порядка - систему отноше­ний национальных интересов и опасностей и угроз им. Состояние такой сис­темы в определенный момент времени определяется понятием национальная безопасность. При этом национальная безопасность выступает показателем защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государ­ства и способности воздействия на опасности и угрозы с целью их нейтрали­зации, т.е. создания условий для реализации национальных интересов (рис.1.1. Система соотношения национальных интересов и опасностей и угроз им).

С учетом изложенного представляется, что национальная безопас­ность - это состояние защищенности жизненно важных интересов лич­ности, общества, государства от внешних и внутренних угроз и опасно­стей, обеспечивающее их надежное существование, конкурентоспособ­ность и прогрессивное развитие.

Такая трактовка понятия "национальная безопасность" позволяет вы­делить два главных направления её обеспечения: а) защиту от угроз и опас­ностей; б) создание условий надежного существования и прогрессивного развития. Первое предполагает создание и функционирование системы противодействия, адекватной угрозам и опасностям, второе - деятельность по созданию и накоплению материального и других потенциалов и их ис­пользованию для реализации национальных интересов.

Отсюда усматривается, что национальная безопасность имеет по меньшей мере три аспекта:

1)деятельностный (национальная безопасность как совокупность деятельности субъектов по ее обеспечению);

2)ценностный (национальная безопасность как совокупность ценно­стей, важных для личности, государства и общества);

3)персонифицированно-индивидуальный (национальная безопасность как результат деятельности, воплощенный в человеке, в обеспечении его прогрессивной жизни).

Человек, его жизнь всегда подвергались опасности от природных явле­ний, животного мира, от других людей, тем более сегодня, в век техноген­ных опасностей, следовательно, создать условия отсутствия опасностей практически невозможно. Отсюда усматривается, что национальная безопас­ность, как впрочем и иные виды, предполагает наличие опасностей, но таких, которые допустимы с точки зрения приемлемого риска для жизнедеятельно­сти людей, их образований и институтов.

Таким образом, сущность национальной безопасности заключается в состоянии, при котором обеспечивается приемлемый риск людей, а для на­рушения их жизнедеятельности необходимы дополнительные воздействия. Основополагающими элементами такого состояния выступают националь­ные интересы и опасности и угрозы им.

Вопрос 3. Содержание и структура национальной безопасности и ее

Для более глубокого уяснения сущности национальной безопасности следует рассмотреть ее структуру, так как представления о тех компонентах, которые ее составляют, дают возможность определиться в содержании, об­щих и частных ее проблемах. В определении структуры национальной безопасности логично исхо­дить из общего понимания термина «структура», при этом нужно подчерк­нуть, что существует несколько точек зрения на этот термин. Так, под структурой понимается либо "закон связи между элементами"[14], либо "инва­риант системы"[15], либо "относительная выделенность в теле его частей и со­ответствующая ей система, порядок материальных взаимосвязей, посредст­вом которых они соединяются в то единство, цельность которым являет­ся данное тело"[16]. Отсюда и многообразие взглядов на структуру нацио­нальной безопасности.

В отечественной научной литературе встречается несколько подходов к выделению структурных элементов национальной безопасности. Так, одни авторы исходя из характера источников опасности выделяют такие элемен­ты, как: 1) военно-политический, подразумевающий выживаемость нации, недопущение любой ценой военной конфронтации; 2) промышленный - за­щиту от стационарного или аварийного воздействия мощных индустриаль­ных объектов; 3) экономический - предупреждение дальнейшего неэффек­тивного ведения хозяйства страны; 4) политический - недопущение тормо­жения процессов демократизации и гласности; 5) национально-культурный - сохранение и защиту исторических традиций и наследия, предупреждение национальных конфликтов; 6) гуманитарный - защиту общечеловеческих ценностей и 7) социально-политический - защиту социальных достижений советского общества[17]. Не отрицая определенных достоинств этого подхода, необходимо отметить его непоследовательность (разнобой в классификационных основаниях), неполноту (отсутствие ряда важных видов или элемен­тов безопасности, к примеру: технологического, демографического, информационного и др. видов) и узость содержательной интерпретации представ­ленных в ней элементов.

Другие, используя понятие предмета национальной безопасности, предлагают следующую классификацию ее элементов: 1) жизнь и здоро­вье людей - экологическая (включая медицинскую) безопасность; 2) соци­ально-политические права и условия жизни граждан, социальных групп; политическое устройство общества в целом - социально-политическая, госу­дарственная безопасность; 3) социально-экономические права и условия жизни граждан, социальных групп, общества в целом - социально-экономическая безопасность; 4) экологические права и условия жизни граж­дан, социальных групп, общества в целом - экологическая безопасность; 5) национально-культурные права и условия жизни граждан, социальных групп, общества в целом - национально культурная безопасность: 6) военный (оборонный) потенциал общества (нации) в целом, национальные границы - военно-политическая, государственная безопасность: 7) экономический потенциал общества (нации) в целом - экономическая безопасность.

Такой подход не лишен оснований, но, как в первом случае, ему при­сущи неполнота представленных элементов (к примеру, не выделяются та­кие элементы, как информационная, технологическая и другие виды безо­пасности), определенная узость содержательной направленности элементов, их функционального предназначения. К примеру: жизнь и здоровье людей обеспечивает не только экологическая безопасность, но и экономическая, и военная, и генетическая безопасность; или одно и то же понятие "экологи­ческая безопасность" в пункте 1 и 4 подразумевает разные вещи.

Интересным является подход тех авторов, которые в качестве основа­ния берут всю совокупность угроз. В зависимости от того, каким жизненно важным интересам личности, государства и общества они угрожают, гово­рят об экономической, политической, правовой, военной, экологической, информационной и т.п. угрозах и соответствующих видах безопасности [18]. Указанные виды безопасности (экономическая, политическая, правовая, военная, экологическая, информационная) являются основными структур­ными элементами национальной безопасности. Такого подхода к определе­нию структуры национальной безопасности придерживаются многие авто­ры. К примеру, Проскурин С.А. утверждает: "Основными структурными элементами, раскрываю­щими содержание (национальной безопасности - автор) являются: политическая (собственно военная), эко­номическая, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития"[19].

Таким образом, в качестве структурных элементов национальной безо­пасности выступают виды безопасности, выделенные в зависимости от всей совокупности опасностей и угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основными являются: политическая, экономиче­ская, правовая, социальная, военная, экологическая, генетическая, инфор­мационная, научно-техническая, технологическая, техническая безопас­ность.

Взяв за основание объекты безопасности в качестве структурных эле­ментов национальной безопасности, выделяют: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства (рис.1 .2 Cтруктурa национальной безопасности .) [20]. Некоторые авторы в качестве структурных элементов выделяют сис­тему безопасности личности, систему безопасности общества, систему безо­пасности государства, рассматривая их как подсистемы системы националь­ной безопасности[21]. Представляется, что последнее правомерно, если речь идет о системе национальной безопасности, а указанные структурные эле­менты, хотя и являются законченными системами, но выступают подсисте­мами системы более высокого порядка - системы национальной безопасно­сти.

В функционально-деятельностном плане структура национальной безопасности представляет взаимосвязанную совокупность:

- объектов национальной безопасности - жизненно важные интересы личности, государства и общества;

- субъектов национальной безопасности - конкретные институты госу­дарства и гражданского общества, действующие по защите и реализации на­циональных интересов;

- целей и задач национальной безопасности;

- средств обеспечения национальной безопасности - военных и нево­енных;

- взглядов на национальную безопасность - концепция национальной
безопасности, национальная доктрина государства и др. основополагающие
документы;

- деятельности субъектов по использованию имеющихся средств для достижения целей национальной безопасности[22].

Видимо, представленную функциональную структуру национальной безопасности следует рассматривать не как собственно структуру нацио­нальной безопасности, а как структуру обеспечения национальной безопас­ности. Это следует из того, что состояние, а именно через эту категорию дается определение национальной безопасности, не может осуществлять деятельность. В данном случае, деятельность, направленную на достижение и поддержание заданного состояния, осуществляют соответствующие структуры, специально для этого созданные в государстве и обществе.

Как видно из приведенных точек зрения, каждый автор подходит к рас­смотрению вопроса о структуре национальной безопасности со своей тео­ретической позиции, исходя из поставленных перед собой задач. В этих подходах много общего, но есть и различия, и довольно существенные.

Следует подчеркнуть, что для каждого из выделенных компонентов раз­рабатывается (или уже разработана) своя теория, цели, задачи, организаци­онная структура системы обеспечения и ее управления. Таким образом, для каждого компонента национальной безопасности существует своя система ее обеспечения. Важно отметить, что эти системы являются компонентами бо­лее общей системы, а именно системы обеспечения национальной безопас­ности.

Однако, перечисленные элементы дают не простую арифметическую сумму, а некий качественно новый результат - целостность, способность к саморазвитию и гармонизации, устойчивость, защищенность от деструктив­ных воздействий.

Кроме того, национальная безопасность имеет два аспекта - внутрен­ний и внешний, что обусловлено наличием внутренних и внешних опасностей и угроз. О приоритетной значимости того или иного аспекта можно су­дить, проанализировав конкретно-историческую ситуацию. К примеру, для России, в связи со снижением глобального военного противостояния и имеющимися неразрешимыми внутренними противоречиями во всех облас­тях общественной жизни, на современном этапе актуализируются внутрен­ние источники опасностей и угроз. Однако нельзя забывать, что особую силу набирают внешние экономические, экологические, информационные опасности.

Рассматривая содержание национальной безопасности России, следует обратить внимание на ее особенности.

Во-первых, система обеспечения национальной безопасности России проходит свое становление в условиях снижения антагонизмов в междуна­родных отношениях в целом,, а также России, как с ведущими мировыми державами (особенно США и Германией), так и с образованными на терри­тории бывшего СССР странами ближнего зарубежья. Некоторая незавер­шенность в решении отдельных проблем после "развода" союзных респуб­лик, например с Украиной по поводу Черноморского флота, Латвией по поводу ее претензий на некоторую часть территории Псковской области и другие, на сегодняшний день не носят ярко выраженного антагонистиче­ского характера и поэтому эти страны не рассматриваются в качестве источ­ников опасностей национальной безопасности России. Исчезновение бипо­лярного мирового пространства и формирования нескольких центров притя­жения в защите региональных и национальных интересов оказывает суще­ственное влияние на выбор Россией внешнеполитической стратегии и такти­ки в обеспечении своей национальной безопасности. Дело в том, что Россия, как амбивалентная страна, должна еще определить свое действительное ме­сто в системе континентальной и глобальной безопасности. Вместе с тем, в силу своего геополитического положения России, видимо, уготовлена роль "буфера" в отношениях европейской и азиатской цивилизации.

Во-вторых, система национальной безопасности России тесно связана с развитием и утверждением взглядов на обеспечение национальной безо­пасности стран, образованных на территории бывшего СССР. Многие из них (к примеру, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и др.) тяготеют к союзу и довольно тесному с Россией, в том числе и в вопросах обеспечения коллек­тивной и национальной безопасности. Развитие этих стран непосредственно связано с Россией, а отдельные области жизнедеятельности имеют прямую зависимость от экономических отношений как с Россией, так и с другими странами. Образование СНГ и принятие Договора о коллективной безопас­ности требует от России определенных обязательств для обеспечения, в том числе и национальной безопасности стран - участниц СНГ, т.е. трансформа­ции отдельных элементов системы обеспечения национальной безопасности России для функционирования в интересах коллективной безопасности. Ряд вновь образованных стран (к примеру, Украина, Латвия, Эстония, Молда­вия) тяготеют к Западной Европе. Свидетельством является вступление Ук­раины в Совет Европы или постоянное дискутирование вопроса в странах Балтии о вступлении в НАТО.

Наконец, в-третьих, становление системы национальной безопасности России происходит в условиях утверждения новой российской государственности, формирования новых внутриобщественных отношений. Внут­ренняя жизнь России сегодня характеризуется натянутыми отношениями Федерального центра с отдельными субъектами Федерации (с Чечней, на­пример, эти отношения приобрели характер вооруженного противоборства), болезненной социальной модернизацией, внутренней нестабильностью и по­литической неустроенностью, политическим и социальным расслоением, доходящим до уровня противостояния, продолжающимся кризисом эконо­мики, финансовой дестабилизации. Особо остро стоит проблема устойчиво­сти политического режима, государственного устройства, а также форм и методов осуществления политической и государственной власти, что имеет самое непосредственное отношение к обеспечению национальной безопас­ности. Однако в этих условиях, хотя и медленно, но идет процесс становле­ния институтов гражданского общества, как важнейшего элемента системы общественной и национальной безопасности.

Таким образом, национальная безопасность представляет собой слож­ное, многоаспектное, многоуровневое явление. Она может рассматриваться как общественное явление, как теория и процесс, как показатель состояния национальных интересов.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы основные концептуальные подходы к определению безопасно­сти? Раскройте их содержание.

2. В чем отличия концепции Т. Гоббса и И. Канта?

3. Какие понятия выступают ключевыми в определении сущности нацио­нальной безопасности?

4. Как трактуется понятие «национальная безопасность» в документах РФ?

5. В чем состоит проблема выяснения сущности понятия «национальная безопасность»?

6. Назовите структурные элементы национальной безопасности?


Тема 1.2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА УГРОЗ

 

Учебные вопросы:

1. Сущность, классификация и содержание национальных интересов

2. Понятие, классификация и характер опасностей и угроз национальным интересам России

 

Национальные интересы выступают производными от потребностей граждан, их ценностных ориентации и обеспечиваются возможностями эко­номической, политической, социальной, военной и др. организации государ­ства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом общества. Кроме того, составляющими национальных интересов выступают деклари­рованные государством установки, содержащиеся в конституции или кон­ституционных законах.

Вместе с тем, для современной России формулирование национальных интересов затрудняется рядом факторов, носящих этнический, религиозный характер и не устоявшимися отношениями между государством и общест­вом.

Вопрос 1. Сущность, классификация и содержание национальных интересов

Проблема определения национальных интересов России приобрела свою теоретическую и практическую значимость более века назад. Так, проблеме определения путей развития России, ее основных интересов по­свящали свои труды "западники" и "славянофилы", революционные демо­краты и марксисты, идеологи русского национализма и представители дру­гих течений русской политической мысли.

Крайняя болезненность этой проблемы для современной политической мысли нашей страны объясняется тем, что в России не сложилось единого представления о понятии "национальные интересы".

Анализ имеющихся подходов к определению сущности национальных интересов позволяет выделить несколько направлений.

Первое. Часть политиков и исследователей пытается сблизить "национальный интерес" с "интересом государства", рассматривая государство в качестве основного средства выражения, "национальных интересов". Примером может служить позиция Э.А. Позднякова, который считает, что "национальный интерес" возникает при единстве интересов общества и го­сударства[23].

Второе. Отождествление "национальных интересов" с интересами преобладающей в государстве этнической группы. Приверженцем такого подхода является Ю.М. Бородай. По его мнению, противоречие между на­циональными и государственными интересами связано с различием между классической геополитикой, которая оперирует государственными интере­сами и "базируется на географии" (интересам государства соответствует присоединение территории, например, богатой, природными ресурсами), и "геополитикой национальной", фундаментом которой должна быть этногра­фия (интересам нации отвечает включение в состав государства только эт­нически близких народов)[24].

Третье. Либерализация самой трактовки понятия "национальных ин­тересов". С точки зрения либералов, субъектом "национальных интересов" является гражданское общество, а точнее, слой независимых от государства частных собственников. По мнению большинства отечественных либералов, в настоящее время способность страны отстаивать свои национальные инте­ресы определяется не столько военной силой, сколько экономическим по­тенциалом, который можно нарастить только с помощью внутренней и внешней либерализации хозяйственной деятельности, освобождая ее от го­сударственного регулирования.

Официально принятым определением национальных интересов являет­ся определение, данное в Концепции национальной безопасности Россий­ской Федерации. Национальные интересы России - это совокупность сбалансирован­ных интересов личности, общества и государства в экономической, внутри­политической, социальной, международной, информационной, военной, по­граничной, экологической и других сферах[25]. Иными словами, национальные интересы это осознанные, официально выраженные объективные потребности народа, вытекающие из его нацио­нальных ценностей, направленные на сохранение, создание иди достижение благоприятных условий для его стабильного существования и устойчивого профессионального развития.

Всю совокупность национальных интересов можно разделить по раз­личным основаниям.

1. По объекту:

- жизненно важные потребности личности;

- жизненно важные потребности общества;

- жизненно важные потребности государства.

2. По отношению к объекту:

- внутренние - главные из них потребности личности, общества и госу­дарства в самосохранении;

- внешние - различные по характеру и содержанию, но детерминирова­ны внутренними.

3. По сферам общественной жизни:

- политические;

- экономические;

- социальные;

- духовные;

- военные;

- информационные;

- экологические и др.

4. По времени:

- кратковременные (до 5 лет);

- средневременные (от 5 до 15 лет);

- долговременные (15 и более лет).

5. По продолжительности:

- постоянные;

- временные.

6. По приоритету:

- жизненно важные (наиболее существенные);

- ключевые (существенные);

- второстепенные (мало существенные).

Следует обратить внимание, что в содержательном смысле приоритет­ность тех или иных интересов зависит от многих обстоятельств, во всяком случае определить приоритеты возможно лишь в конкретный момент време­ни.

В понятии "национальный интерес" отражаются, с одной стороны, интегральные интересы граждан, их объединений, а с другой - интересы государства.

Представляется, что в документах Российской Федерации в самом об­щем виде сформулированы национальные интересы[26]. Они состоят в сле­дующих положениях.

Интересы личности состоят в реальном обеспечении конституцион­ных прав и свобод, личной безопасности, повышении качества и уровня жиз­ни, физическом, духовном и интеллектуальном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, дости­жение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения.

Интересы государства состоят в сохранении конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установлении полити­ческой, экономической и социальной стабильности, безусловном соблюде­нии законности и правопорядка, развитии международного сотрудничества на основе партнерства.

Эти интересы предопределяют содержание жизненно важных потреб­ностей личности, общества и государства в различных областях и сферах деятельности.

Национальные интересы России в области экономики являются основополагающими. Комплексное решение проблем, связанных с реализа­цией национальных интересов России, возможно на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологического производст­ва, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырь­ем и оборудованием, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентно-способными товарами.

Важным является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей.

Приоритетными целями экономического развития России становятся исключение бедности, обеспечение достойной жизни ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов, в области экономики наибо­лее актуальным является обеспечение её функционирования в режиме рас­ширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных произво­дителей, повышение инновационной и инвестиционной активности, по­стоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержание научного потенциала, способного утвердить независимость России на стра­тегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России со­стоят в обеспечении:

- гражданского мира;

- национального согласия;

- территориальной целостности;

- единства правового пространства;

- стабильности государственной власти и ее институтов;

- правопорядка;

- завершения процесса становления демократии, а также нейтрализа­ции причин и условий, способствующих возникновению социальных и меж­дународных конфликтов, национального и регионального сепаратизма.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направ­ленного на упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира.

Основными составляющими этого курса являются:

- формирование на добровольной основе интеграционного объедине­ния государств - участников Содружества Независимых Государств;

- развитие равноправного партнерства с наиболее развитыми держава­ми - центрами экономической и военной мощи;

- развитие международного сотрудничества в борьбе с национальной преступностью и терроризмом;

- упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми по­литическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важ­ную роль, и в первую укрепление Совета Безопасности ООН;

- обеспечение нерушимости границ и территориальной целостности государства, защита его конституционного строя от возможных посяга­тельств других государств.

Национальные интересы России в военной сфере заключаются, преж­де всего, в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других стран. Обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве, которое должно учитывать изменение баланса сил на мировой арене и эффективно использовать экономические возможности государства для обеспечения адекватного реагирования на военные угрозы.

Национальные интересы России в информационной сфере обусловли­вает необходимость сосредоточения усилий общества и государства на ре­шении таких задач, как:

- соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области по­лучения информации и обмена ею;

- защита национальных духовных ценностей;

- пропаганда культурного национального наследия, норм морали и об­щественной нравственности;

- развитие и применение современных информационно-телекоммуникаци-онных технологий и формирование информационной ин­фраструктуры, обеспечивающей стремительное развитие экономики и обще­ственный прогресс.

Планомерная деятельность государства по реализации этих задач по­зволит Российской Федерации стать одним из центров мирового развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование информации для ма­нипулирования массовым сознанием. Необходима защита государственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Таким образом, национальные интересы отражают совокупность жиз­ненно важных потребностей личности, общества и государства. Сложные по своей структуре, содержанию, они имеют свою специфику в России, а их реализация требует создания эффективного механизма.

 

Вопрос 2. Понятие, классификация и характер опасностей и угроз национальным интересам России

Термины "опасность" и "угроза" стали достаточно употребляемы в со­временном политическом лексиконе. При этом ими оперируют в самом ши­роком значении, порой подменяя одно понятие другим, что не всегда соот­ветствует их истинному смыслу. Для науки такой подход неприемлем, так как научное знание отличается от обыденного прежде всего строгостью по­нятий и суждений. В этом смысле следует определиться в значениях этих терминов.

Понятие "опасность" в научной литературе обозначает:

- целеустремленные враждебные намерения одних субъектов против других, а также вредные следствия просчетов, ошибок, халатности людей в своих действиях;

- риск;

- вызов;

- природные катаклизмы, наносящие ущерб людям, самой природе и обществу;

- оценка явлений с точки зрения возможного ущерба;

- предчувствие событий, способных причинить вред людям и природе.

В первом случае опасность понимается как намерения, высказанные или скрываемые, подготовка к действию с целью нанесения ущерба, вреда. Иными словами, это еще не само действие, а лишь его подготовка, хотя са­мого действия может и не последовать. Например, подготовка Германии к нападению на СССР до 22 июня 1941 г., когда войска были сконцентрирова­ны на советских рубежах, а действий не предпринимали. Другой пример, Чернобыльский реактор, построенный по технологии без возможности его захоронения в подготовленной шахте. Это ошибка просчета, реалии которой оказались более чем плачевные.

Опасность как риск - это возможность неудачи и негативных последст­вий предпринимаемых действий, а также сами действия. Люди осуществля­ют риск в двух возможных ситуациях, которые: а) либо невозможно просчи­тать; б) либо не было возможности заняться просчетом и полагаются на уда­чу, счастливый случай. В современной человеческой практике имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитывается ожидаемая выгода, цена, которую допустимо "заплатить". Риск не всегда носит отрицательный харак­тер. Например, говорят, что сегодня люди живут в "обществе риска", как ка­чественной особенности нынешнего исторического периода. Что же касается риска в политике государства, безопасности, уместно привести высказыва­ние Р. Никсона: "...великая держава побеждает не всегда, но если она не бу­дет рисковать, то не победит никогда".

Важным проявлением опасности является вызов. В этом значении опасность - это совокупность обстоятельств (или обстоятельство) не обяза­тельно конкретно угрожающего характера, но обязательно требующих реа­гировать на них. Вызов предполагает опасность, хотя и в отдаленной пер­спективе. Например, вызов на дуэль уже таил в себе опасность, отказаться от нее невозможно в силу норм общества, принять вызов - значит оказаться пе­ред возможностью погибнуть. В стратегии национальной безопасности США говориться: "На смену единственной угрозе (ядерного столкновения - автор). пришел целый комплекс вызовов"[27].

Термин «опасность» охватывает не только определенный аспект обще­ственных отношений, но и отношения человека и природы, выраженные в бедствиях и вреде, наносимом природой человеку и человеком природе. На­пример, загрязнение воздуха во многих регионах России превышает допус­тимый в 10 раз, или вырубка лесов, озоновые дыры снижают концентрацию кислорода в воздухе, или загрязнение воды, уменьшение плодородных зе­мель и др.

Опасность употребляется для оценки возможных или реальных собы­тий с точки зрения наносимого ущерба, а также их субъективного социаль­но-психологического восприятия. Например, оценка такого явления, как война и ее возможные негативные последствия, попытка установления фа­шистского господства над миром и др.

В любом случае нужно отметить, что опасность, точнее, осознание опасности, является исходным пунктом для осуществления противодействия, устранения ее причин. Изложенное выше позволяет сделать вывод, что опасность:

1)обозначает явления, события, процессы, факты социальные, соци­ально-природные, природные, которые способны нанести ущерб, вред, при­чинить вред, в конечном итоге ущемить интересы;

2)всегда указывает на взаимодействие двух сторон - одна является ис­точником опасности, а другая - на которую направлена эта опасность;

3)не обязательно требует реакции на нее, а для нанесения какого-либо
ущерба необходимо дополнительное усилие.

Таким образом, опасность - это возможные и реальные явления, события и процессы, которые при эскалации способны нанести вред, уничтожить тех или иных объектов (личность, общество, государство) или же важные для людей объекты или природу.

Нередко понятия "опасность" и "угроза" отождествляются, по крайней мере пренебрегают различиями. В определении соотношения этих понятий имеется три подхода.

Первый. Опасность может существовать, но угрозы нет. Угроза в дан­ном случае выступает непосредственной формой опасности.

Второй. Опасность заключает в себе угрозу.

Третий. Опасность может достигать характера угрозы.

Эти подходы делают очевидным тот факт, что существуют различия между понятиями "опасность" и "угроза".

Иными словами, значение понятия угроза включает:

- стадию перехода опасности в угрозу. В конце 20-х - начале 30-х гг. ут­верждается фашизм в Германии, провозглашаются претензии на мировое господство национал-социализма и начинается подготовка к военным дейст­виям по достижению своих имперских целей. На этом этапе существует опасность. В конце 30-х гг. при проведении мероприятий по подготовке Германии к войне опасность стала перерастать в угрозу, т.е. потребовала от­ветных действий;

- высказанное намерение нанести ущерб. Например, ультиматум, предъ­явленный Германией Польше в канун ее оккупации. Угроза выступает в форме ультиматума, категоричного требования;

- отражение совокупности демонстрационных действий с целью запуги­вания, внушения, принуждения. Например, концентрация военно-морских сил США, проведение ими учений у берегов Китая в канун получения Тай­ванем независимости от "английской короны".

Таким образом, угроза может быть определена как опасность на ста­дии готовности перейти из возможности в реальность, предупреждение словом или демонстрационным действием о последующих действиях, с целью нанесения ущерба, вреда или уничтожения.

В реальной практике достаточно сложно провести четкую разграничи­тельную линию между опасностью и угрозой, а порой даже невозможно. В силу этого, можно выделить четыре типа эскалации деструктивных дейст­вий.

Низшая степень - зона риска, которая таит в себе вероятность возник­новения обстановки, способной породить опасность.

Другая степень деструктивных действий - вызов, т.е. противодействие реализации задач безопасности частичного характера, перерастающего в конфликт.

Следующая ступень - опасности. Их можно характеризовать как по­тенциальную или реальную возможность причинить зло, нанести ущерб тем или иным жизненно важным интересам личности, общества, государства.

Наконец, последняя ступень эскалации - угроза, как высшая степень опасности, как обозначившееся, реальное, адресное, целенаправленное на­мерение нанести ущерб[28].В отечественной науке принято классифицировать опасности и угрозы по следующим основаниям.

1. По источнику и движущим силам:

- природные: наземные, водные, воздушные (в т.ч. космические);

- социальные: от человека, группы людей, общества, государства.

2. По направленности:

- против объектов (социальных, природных);

- против субъектов (личность, общество, государство).

3. По сферам проявления:

- политические;

- экономические;

- социальные;

- военные;

-экологические;

- информационные и др.

4. По масштабу:

- глобальные;

- региональные;

- местные.

5. По продолжительности:

- постоянные;

- временные.

Кроме того, выделяются и другие основания для классификации опас­ностей и угроз, например, такие как: величина возможного ущерба, разме­ры движущих сил, скорость развертывания, время действия.

Очевидно, что весь колорит опасностей и угроз не может действовать одновременно и с одинаковой интенсивностью. Следовательно, в зависимо­сти от приоритетов национальных интересов принято различать:

- жизненно важные интересы и наиболее существенные опасности и угрозы им;

- ключевые интересы и существенные опасности и угрозы им;

- второстепенные интересы и мало существенные опасности и угрозы им,

На современном этапе многие авторы, в том числе в официальных до­кументах, выделяют ряд опасностей и угроз Российской Федерации. Важ­нейшие из них сформулированы в Концепции национальной безопасности, уточняются в ежегодном Послании по национальной безопасности Прези­дента Российской Федерации Федеральному Собранию[29]. Нужно отметить тот факт, что практически на всем историческом пути для России существо­вали внешние угрозы и лишь в отдельные, короткие исторические периоды появлялись угрозы внутренние, к тому же они имели приоритетную значи­мость.

В-конце XX в. наблюдается восприятие внутренних угроз как более значимых по сравнению с внешними. Внутренние угрозы обусловлены та­кими негативными обстоятельствами, как: сокращение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной и инновационной активности, стаг­нацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внутреннего и внешнего долга, преобладанием в экспорте доли топливно-сырьевой и энергетической составляющей и др. Эти проблемы в основном связаны с незавершенностью создания и нестабильностью структур демокра­тических институтов власти и управления.

Угрозы в области политики: разрыв между принципами правового государства и реальной политикой, сильное противостояние политических сил и властных структур, невыполнение законов, слабость механизмов соци­ального контроля над институтами государственной власти.

Одной из острейших опасностей России является региональный сепа­ратизм и национализм, проявляющийся в двух аспектах: политическом и экономическом. Политический аспект связан со стремлением отдельных субъектов Федерации, регионов получить права, выходящие за рамки Кон­ституции, а в крайнем проявлении - провозглашение своей независимости и суверенитета. Например, Чечня в 1994 г. и до настоящего времени, попытки создания Дальневосточной, Уральской и др. республик. Экономический ас­пект несет в себе разрыв единого экономического пространства, нарушение целостной финансово-кредитной, налоговой, таможенной системы.

К числу факторов, усиливающих угрозу нарастания национализма, на­ционального и регионального сепаратизма, относятся миграция и неуправ­ляемый характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов страны. Основными причинами этого являются последствия распада СССР на на­ционально-территориальные формирования, провалы национальной и эко­номической политики как в России, так и в государствах-участниках Со­дружества Независимых Государств, распространение и эскалация кон­фликтных ситуаций на этнической почве.

Имеет место также целенаправленное сознательное вмешательство иностранных государств и международных организаций во внутреннюю жизнь народов России, ослабление роли русского языка как государственно­го языка Российской Федерации.

Все более опасным фактором, размывающим единое правовое про­странство страны, становится принятие субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству.

Негативные процессы в политике, экономике усугубляют центробеж­ные устремления субъектов Российской Федерации и ведут к нарастанию угрозы нарушения территориальной целостности и единства правового пространства страны.

Угрозы в области экономики. Кризисное состояние экономики - ос­новная причина возникновения угрозы национальной безопасности Россий­ской Федерации выражается в незавершенности экономических преобразований, слабости рыночных механизмов, уменьшении доходной части феде­рального бюджета, росте государственного долга.

Несомненной угрозой является формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива, сырья и импорте оборудования, продо­вольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными производителями и вытеснению отечественного производителя. Эти угрозы характеризуются увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья при крайне неэффек­тивном либо криминальном использовании прибыли, увеличением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности из России, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зависимости страны от ино­странных производителей высокотехнологичной техники, неразвитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.

Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Рос­сией передовых позиций в мире, снижению качества исследований на стра­тегически важных направлениях научно-технического прогресса, деграда­ции наукоемких производств, понижению технического уровня материаль­ного производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологи­ческой зависимости. России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потенциала государства, делает труднодостижимой, кардинальную модерни­зацию национальной технологической базы.

Особую угрозу создает низкий уровень крупномасштабных инвестиций в российскую экономику. Дело в том, что без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики, как показывает дпыт европейских и ази­атских государств, экономическую модернизацию России осуществить бы­стрыми темпами практически невозможно.

Помимо усиления политической нестабильности этноэгоизм, этно­центризм и сепаратизм создают благоприятные условия к ослаблению еди­ного экономического пространства России и его важнейших составляющих -производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Угрозами в социальной сфере являются: увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности.

Существует опасность физическому здоровью нации. Ее истоки лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и соци­альной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ.

В последние годы наблюдается резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, что ведет к подрыву трудовых ресурсов.

Такое развитие демографических процессов обусловливает снижение духовного, нравственного и творческого потенциала общества.

Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественно­го развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвито­сти законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосбе­регающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенден­ция использования территории России в качестве места захоронения опас­ных для окружающей среды материалов и веществ, размещения на россий­ской территории вредных производств.

Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных пра­вовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и эконо­мической деятельности, приобретает особую остроту. Ошибки, допущен­ные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослаб­ление системы государственного регулирования и контроля, несовершенст­во правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной поли­тики, снижение духовно-нравственного уровня общества являются объек­тивными факторами, способствующими сохранению преступности и кор­рупции.

Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового кон­троля за ситуацией в стране, сращивании исполнительной и законодатель­ной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Преступный мир, по сущест­ву, бросил вызов государству, вступив с ним в открытую конкуренцию. По­этому борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер.

Вследствие масштабного, зачастую конфликтного передела собствен­ности, обострения борьбы за власть на основе групповых, политико-идеологических и этнонационалистических интересов нарастает угроза тер­роризма. Слабость профилактических мер предупреждения преступных проявлений, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угро­зы на общество.

Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в между­народной сфере проявляются через попытки других государств противодей­ствовать укреплению России как одного из влиятельных центров форми­рующегося многополярного мира. Это находит свое отражение в действи­ях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в том числе с использованием межэтнических, религиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ. Своей политикой такие го­сударства стремятся снизить значимость Российской Федерации в решении ключевых проблем мирового сообщества и в деятельности международных организаций. В целом это может привести к ограничению влияния России, ущемлению ее важнейших национальных интересов и ослаблению ее пози­ций в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье и Центральной Азии.

Угроза возникновения или обострения в государствах-участниках Со­дружества Независимых Государств политических, этнических, экономиче­ских кризисов, способных затормозить или разрушить процесс интеграции, приобретает для нашего государства особое значение. Российской Федера­ции крайне важно становление этих стран как дружественных, независи­мых, стабильных и демократических.

Несмотря на позитивные перемены в мире, сохраняются угрозы во­енного характера. Представляется, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует. Вместе с тем, нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией. Наиболее ре­альную угрозу для России в военной сфере представляют существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы.

Серьезную угрозу представляет собой распространение ядерного и другого оружия массового уничтожения, технологий их производства и средств доставки, и прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах.

Одновременно расширяется спектр угроз, связанных с международ­ным терроризмом, в том числе с возможным использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения.

Угрозой в военной сфере остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в при­легающих к территории России регионах. Даже при отсутствии агрессив­ных намерений в отношении России такие группировки представляют собой потенциальную военную опасность.

Расширение НАТО на Восток и превращение его в доминирующую военно-политическую силу в Европе, без участия в этой структуре России, создают угрозу нового раскола континента, крайне опасного в условиях со­хранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного ору­жия, а также недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира прежде всего ООН и СБСЕ.

Угрозы в военной сфере также кроются в незавершенности процесса реформирования военной организации государства, сохраняющемся разрыве между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике, недостаточном финансировании национальной обо­роны, неразработанности современных подходов к военному строительству и в несовершенстве его нормативной правовой базы.

На современном этапе это проявляется в крайней остроте социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, критически низком уровне оператив­ной и боевой подготовки войск (сил) и штабов, недопустимом падении уровня укомплектованности войск (сил) современными и перспективными видами вооружения и военной техники, а в целом - в снижении возможно­стей государства для обеспечения безопасности Российской федерации.

Угрозы в информационной сфере. Важнейшими, требующими безот­лагательного воздействия, являются: стремление ряда передовых стран со­хранить доминирующее положение в мировом информационном простран­стве; "завоевание" внутреннего информационного рынка России; возможно­сти осуществлять негативное информационное воздействие на индивидуаль­ное и массовое сознание россиян; контролировать работу информационно-телекоммуникационных систем и сетей России. Эти угрозы обусловлены от­ставанием России от передовых стран мира*в уровне и темпах информатиза­ции, отсутствием четко сформулированной информационной политики, от­вечающей современным общественным процессам, национальным целям, ценностям и интересам.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем суть понятия "национальные интересы"?

2. По каким основаниям можно классифицировать национальные ин­тересы?

3. Как соотносятся ценности и интересы личности, общества и госу­дарства?

4. Каково содержание основных интересов личности, общества и го­сударства в Российской Федерации?

5. Как определяются понятия "опасность" и "угроза"?

6. Каковы основные опасности национальным интересам России?


Тема 1.3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Учебные вопросы:

1. Сущность и содержание механизма обеспечения национальной безопасности

2. Структура управления обеспечения национальной безопасности

3. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России

Вопрос 1. Сущность и содержание механизма обеспечения национальной безопасности

Обеспечение национальной безопасности зависит от многих обстоя­тельств, выраженных в условиях и факторах, выявление и учет которых но­сит определяющее значение. Однако, бесспорно одно, целенаправленное и эффективное обеспечение национальной безопасности невозможно без ком­плексного использования политических, правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных, военных и иных воз­можностей общества и государства. Иными словами, достичь требуемого состояния национальной безопасности невозможно без соответствующего механизма[30] или системы обеспечения национальной безопасности. Понятие "механизм" обозначает "внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие или система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности".

В политической науке существуют уже устоявшиеся представления о структуре механизма обеспечения национальной безопасности[31] (рис.3.1. Механизм обеспечения национальной безопасности).

В самом общем виде механизм обеспечения национальной безопасно­сти включает нормы, средства, способы, методы, посредством которых субъекты воздействуют на опасности и угрозы для достижения целей, т.е. тре­буемого состояния национальной безопасности.

Субъекты. Субъектами национальной безопасности являются лич­ность, социальные общности и институты, общество в целом, государство с его законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. При этом государство выступает основным субъектом в силу того, что оно наде­лено соответственными правами и полномочиями, имеет специальные ин­ституты, органы и службы, с помощью которых осуществляет деятельность по обеспечению национальной безопасности. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на своей территории, а за ее пределами гарантирует защиту и покровительство. Именно на него возлагаются важ­нейшие задачи в области реализации и защиты национальных интересов. Принципиальным положением нового понимания безопасности являются два момента: постановка в центр безопасности интересов личности, гражда­нина и понимание безопасности как равной, неделимой для всего человече­ского сообщества.

В этом смысле важную роль в обеспечении национальной безопасно­сти играют и другие субъекты. Например, такие как: сам человек, гражданин, его общественно-политические, политические объединения. К ним относятся политические партии, общественные и общественно-политические движе­ния, организации. Эффективная защита национальных интересов по плечу лишь сильному государству, опирающемуся на свой авторитет, на народные массы, законы и т.д. Такой подход нашел свое отражение в законе РФ "О безопасности"[32].Однако, из такого подхода следует, что все субъекты могут и должны принимать решения в области безопасности в равной степени и полном объ­еме. На практике это далеко не так. Ведь решения принимаются различными субъектами в разной степени, скорее сообразно их функциям. Кроме того, для принятия эффективных решений необходима соответствующая инфор­мация, при этом некоторые сведения не могут придаваться широкой огласке из-за интересов секретности, соблюдения государственной и иной тайны, что, естественно, имеет свой смысл. Следовательно, обладая различной сум­мой информации, компетенции, не все субъекты национальной безопасности в равной степени участвуют в процессе ее обеспечения. Например, субъекты Федерации, одновременно являясь субъектами национальной безопасности, в силу своих властных полномочий не могут принимать решения по пробле­мам национальной безопасности, относящимся к компетенции федерального центра. Они осуществляют реализацию и защиту интересов субъектов Фе­дерации. В то же время они оказывают существенное влияние на принятие решений по реализации и защите национальных интересов. Отсюда явству­ет, что одни субъекты (например, Федеральное собрание или Президент) могут и принимают решения, т.е. осуществляют непосредственную деятельность по обеспечению национальной безопасности, а другие (например, субъекты Федерации, политические партии, общественные организации или отдельные граждане) лишь оказывают влияние на принятие этих решений, т.е. осуществляют опосредованную деятельность.

Таким образом, в сфере национальной безопасности действуют основ­ные и второстепенные субъекты ее обеспечения. К основным следует отне­сти государственные органы, наделенные правом принятия решений не ни­же федерального уровня власти. Все остальные являются второстепенными субъектами национальной безопасности.

Нормы. Деятельность субъектов обеспечения национальной безопас­ности должна быть регламентирована правовыми актами.

Поскольку, как указывалось выше, национальная безопасность одной страны немыслима сегодня без безопасности других стран, субъектов меж­дународных отношений, более того в значительной мере зависит от состоя­ния безопасности региона, мирового сообщества в целом, то следует норма­тивно-правовую базу ее обеспечения строить в соответствии с принятыми международными нормами и правилами, по крайней мере не противоречить им.

Основные приоритеты международной и региональной безопасности обеспечиваются в соответствии с принципами и целями, закрепленными в Уставе ООН. Главный принцип региональных соглашений и органов: их деятельность должна быть совместима с целями и принципами ООН.

Нормативно-правовую базу международной и региональной безопасности составляют:

1)Документы ООН, Совета Безопасности ООН, Европейского Союза,
ОБСЕ, СНГ и других региональных структур;

2)Межгосударственные договора, пакты, соглашения, затрагивающие
проблемы обеспечения безопасности субъектов международных отношений.

В механизме обеспечения национальной безопасности нормы обеспечи­вают правовое пространство и поле деятельности, взаимную ответственность субъектов, играют роль регулятора их прав, обязанностей и полномочий.

Нормативно-правовую базу обеспечения национальной безопасности России составляют: Конституция РФ, Концепция национальной безопасно­сти, Законы РФ "О безопасности", "Об обороне", Договор об общественном согласии, Основные полож

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Понятие и сущность национальной безопасности | Вопрос 2. Структура управления обеспечения национальной безопасности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.231 сек.