КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности в России
Безопасность - это также и свойство любой системы, объекта, условие их существования и развития, это и процесс, и результат самой деятельности, предполагающей ее осмысленность с точки зрения приемлемого риска. Безопасность - понятие достаточно абстрактное, при употреблении которого требуется конкретизация, о безопасности какого именно объекта идет речь. Дело в том, что, употребляя его в отношении личности (безопасность личности), государства (безопасность государства), нации (национальная безопасность[5]), региона (региональная безопасность) и т.д., в каждом конкретном случае в понятие безопасность вкладывается свое содержание, свой смысл. Все многообразие определений национальной безопасности так или иначе отражает ее сущностный или функциональный аспекты, и отличаются они друг от друга набором характеристик и компонентов. Например, национальная безопасность это состояние: - защищенности национальных интересов страны в условиях реальных и потенциальных угроз[6]; - при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком их понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа[7]. В определении, где "безопасность есть деятельность людей, общества, государства, мирового сообщества, народов по выявлению (изучению), предупреждению, ослаблению, устранению (ликвидации) и отражению опасностей и угроз, способных погубить их, лишить фундаментальных материальных и духовных ценностей, нанести неприемлемый (недопустимый объективно и субъективно) ущерб, закрыть путь для прогрессивного развития"[8], речь скорее идет не о самой безопасности, а об определении процесса ее обеспечения. Ведь безопасность - это прежде всего состояние, имеющее определенные параметры и характеристики, а деятельность лишь направлена на достижение и поддержание этого состояния. Следует отметить, что это состояние не статичное, а находящееся в динамике.
Понятие национальная безопасность тесно связано с понятием «нация». В буквальном смысле можно полагать, что национальная безопасность может пониматься как отсутствие опасности (безопасность) для нации. Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации под "национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации". В отечественной науке и практике существует проблема определения сущности понятия "нация" [9]. Долгое время считалось единственно верным определение нации, согласно которому под ней понимается "историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, некоторых особенностей культуры и характера"[10]. В советский период, да отчасти и сейчас, такое понимание термина "нация" давало право обозначать им этнические группы населения (к примеру: русские, буряты, белорусы, казахи, украинцы и т.д.), хотя более уместно обозначать такие группы населения термином "этнос"[11]. Вместе с тем, сам термин «нация» впервые употреблен во времена Великой Французской революции, когда был провозглашен лозунг "Один народ - одна нация", и в этом смысле под нацией понимается государственно организованный народ, т.е. совокупность граждан того или иного государства[12]. Нация - понимается как все население страны, государство.
При таком подходе национальная безопасность - это безопасность граждан и создаваемых ими объединений и институтов. При этом объединения граждан - это социальные, этнические группы, социальные образования и в высшей степени общности - общество, а институты - это те или иные иерархические структуры, социальные, политические, экономические институты, в высшей степени институционализированная структура государство. Таким образом можно полагать, что национальную безопасность следует понимать как безопасность граждан, общества и государства. Этот подход все более и более утверждается и в науке, и в политической практике. Другая важная исходная позиция для определения сущности безопасности была высказана более 130 лет назад В. И. Далем. В его словаре, где понятие "безопасность" определено как отсутствие опасности, сохранность, надежность[13]. В словаре С.И. Ожегова дается следующее определение: Нужно отметить, что выходе научной дискуссии обозначились несколько научных школ, теоретических направлений, которые по разному определяют сущность нации. К примеру: представители психологи ческой теории (О. Бауэр, Р. Шпрингер, Н. Бердяев) сводят нацию, к культурно-психологической общности людей, объединенных единой судьбой; материалисты (И. Сталин) основополагающим в сущности нации выделяли общность экономических связей; социологическая теория (П. Сорокин) дает представление нации как искусственной конструкции, которая не имеет собственной субстанции. Кроме того, ряд исследователей определяют тесную связь нации с государством (Ф. Энгельс, К. Каутский, В. Ленин, М. Вебер). " Безопасность - это состояние, при котором не угрожает опасность ". Опираясь на приведенные толкования, учитывая реальности нашего времени, можно согласиться, что безопасность означает отсутствие опасности, защищенность объекта, системы от действий деструктивных сил, ее способность противостоять им. Другими словами, в понимании сущности безопасности просматривается ряд аспектов. Один из них - отсутствие в данный момент непосредственной, вполне определенной опасности для жизненно важных интересов личности, социальной группы, общества, т.к. полное отсутствие каких - либо опасностей нереально, поскольку всегда есть какая - то, пусть частная, опасность и угроза. Кроме того, на смену преодоленной опасности появляются новые. Отсюда другой аспект - состояние защищенности от опасностей, которое зависит от способности субъектов, с одной стороны, прогнозировать потенциальные и реальные опасности, локализовать их превентивными мерами, а с другой - обнаружить опасность на самой ранней стадии зарождения и предотвратить ее превращение в реальную угрозу. Наконец, третий аспект - устранение опасности, реально возникшей, для чего необходимо всегда иметь силы, адекватные опасностям и угрозам, чтобы с наименьшими издержками пресечь действия деструктивных сил или устранить опасности.
В определении сущности национальной безопасности основополагающими являются категории национальные интересы и опасности, угрозы этим интересам. Поскольку национальные интересы представляют собой разноуровневые и многоплановые жизненно важные потребности личности, общества и государства, причем взаимосвязанные и взаимообусловленные, то их можно представить как подсистему жизненно важных потребностей. В то же время существуют опасности и угрозы национальным интересам, совокупность которых также можно представить как подсистему. Представляется, что эти подсистемы составляют систему более высокого порядка - систему отношений национальных интересов и опасностей и угроз им. Состояние такой системы в определенный момент времени определяется понятием национальная безопасность. При этом национальная безопасность выступает показателем защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства и способности воздействия на опасности и угрозы с целью их нейтрализации, т.е. создания условий для реализации национальных интересов (рис.1.1. Система соотношения национальных интересов и опасностей и угроз им). С учетом изложенного представляется, что национальная безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз и опасностей, обеспечивающее их надежное существование, конкурентоспособность и прогрессивное развитие.
Такая трактовка понятия "национальная безопасность" позволяет выделить два главных направления её обеспечения: а) защиту от угроз и опасностей; б) создание условий надежного существования и прогрессивного развития. Первое предполагает создание и функционирование системы противодействия, адекватной угрозам и опасностям, второе - деятельность по созданию и накоплению материального и других потенциалов и их использованию для реализации национальных интересов. Отсюда усматривается, что национальная безопасность имеет по меньшей мере три аспекта: 1)деятельностный (национальная безопасность как совокупность деятельности субъектов по ее обеспечению); 2)ценностный (национальная безопасность как совокупность ценностей, важных для личности, государства и общества); 3)персонифицированно-индивидуальный (национальная безопасность как результат деятельности, воплощенный в человеке, в обеспечении его прогрессивной жизни). Человек, его жизнь всегда подвергались опасности от природных явлений, животного мира, от других людей, тем более сегодня, в век техногенных опасностей, следовательно, создать условия отсутствия опасностей практически невозможно. Отсюда усматривается, что национальная безопасность, как впрочем и иные виды, предполагает наличие опасностей, но таких, которые допустимы с точки зрения приемлемого риска для жизнедеятельности людей, их образований и институтов. Таким образом, сущность национальной безопасности заключается в состоянии, при котором обеспечивается приемлемый риск людей, а для нарушения их жизнедеятельности необходимы дополнительные воздействия. Основополагающими элементами такого состояния выступают национальные интересы и опасности и угрозы им. Вопрос 3. Содержание и структура национальной безопасности и ее Для более глубокого уяснения сущности национальной безопасности следует рассмотреть ее структуру, так как представления о тех компонентах, которые ее составляют, дают возможность определиться в содержании, общих и частных ее проблемах. В определении структуры национальной безопасности логично исходить из общего понимания термина «структура», при этом нужно подчеркнуть, что существует несколько точек зрения на этот термин. Так, под структурой понимается либо "закон связи между элементами"[14], либо "инвариант системы"[15], либо "относительная выделенность в теле его частей и соответствующая ей система, порядок материальных взаимосвязей, посредством которых они соединяются в то единство, цельность которым является данное тело"[16]. Отсюда и многообразие взглядов на структуру национальной безопасности. В отечественной научной литературе встречается несколько подходов к выделению структурных элементов национальной безопасности. Так, одни авторы исходя из характера источников опасности выделяют такие элементы, как: 1) военно-политический, подразумевающий выживаемость нации, недопущение любой ценой военной конфронтации; 2) промышленный - защиту от стационарного или аварийного воздействия мощных индустриальных объектов; 3) экономический - предупреждение дальнейшего неэффективного ведения хозяйства страны; 4) политический - недопущение торможения процессов демократизации и гласности; 5) национально-культурный - сохранение и защиту исторических традиций и наследия, предупреждение национальных конфликтов; 6) гуманитарный - защиту общечеловеческих ценностей и 7) социально-политический - защиту социальных достижений советского общества[17]. Не отрицая определенных достоинств этого подхода, необходимо отметить его непоследовательность (разнобой в классификационных основаниях), неполноту (отсутствие ряда важных видов или элементов безопасности, к примеру: технологического, демографического, информационного и др. видов) и узость содержательной интерпретации представленных в ней элементов. Другие, используя понятие предмета национальной безопасности, предлагают следующую классификацию ее элементов: 1) жизнь и здоровье людей - экологическая (включая медицинскую) безопасность; 2) социально-политические права и условия жизни граждан, социальных групп; политическое устройство общества в целом - социально-политическая, государственная безопасность; 3) социально-экономические права и условия жизни граждан, социальных групп, общества в целом - социально-экономическая безопасность; 4) экологические права и условия жизни граждан, социальных групп, общества в целом - экологическая безопасность; 5) национально-культурные права и условия жизни граждан, социальных групп, общества в целом - национально культурная безопасность: 6) военный (оборонный) потенциал общества (нации) в целом, национальные границы - военно-политическая, государственная безопасность: 7) экономический потенциал общества (нации) в целом - экономическая безопасность. Такой подход не лишен оснований, но, как в первом случае, ему присущи неполнота представленных элементов (к примеру, не выделяются такие элементы, как информационная, технологическая и другие виды безопасности), определенная узость содержательной направленности элементов, их функционального предназначения. К примеру: жизнь и здоровье людей обеспечивает не только экологическая безопасность, но и экономическая, и военная, и генетическая безопасность; или одно и то же понятие "экологическая безопасность" в пункте 1 и 4 подразумевает разные вещи. Интересным является подход тех авторов, которые в качестве основания берут всю совокупность угроз. В зависимости от того, каким жизненно важным интересам личности, государства и общества они угрожают, говорят об экономической, политической, правовой, военной, экологической, информационной и т.п. угрозах и соответствующих видах безопасности [18]. Указанные виды безопасности (экономическая, политическая, правовая, военная, экологическая, информационная) являются основными структурными элементами национальной безопасности. Такого подхода к определению структуры национальной безопасности придерживаются многие авторы. К примеру, Проскурин С.А. утверждает: "Основными структурными элементами, раскрывающими содержание (национальной безопасности - автор) являются: политическая (собственно военная), экономическая, экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития"[19]. Таким образом, в качестве структурных элементов национальной безопасности выступают виды безопасности, выделенные в зависимости от всей совокупности опасностей и угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства. Основными являются: политическая, экономическая, правовая, социальная, военная, экологическая, генетическая, информационная, научно-техническая, технологическая, техническая безопасность. Взяв за основание объекты безопасности в качестве структурных элементов национальной безопасности, выделяют: безопасность личности, безопасность общества, безопасность государства (рис.1 .2 Cтруктурa национальной безопасности .) [20]. Некоторые авторы в качестве структурных элементов выделяют систему безопасности личности, систему безопасности общества, систему безопасности государства, рассматривая их как подсистемы системы национальной безопасности[21]. Представляется, что последнее правомерно, если речь идет о системе национальной безопасности, а указанные структурные элементы, хотя и являются законченными системами, но выступают подсистемами системы более высокого порядка - системы национальной безопасности. В функционально-деятельностном плане структура национальной безопасности представляет взаимосвязанную совокупность: - объектов национальной безопасности - жизненно важные интересы личности, государства и общества; - субъектов национальной безопасности - конкретные институты государства и гражданского общества, действующие по защите и реализации национальных интересов; - целей и задач национальной безопасности; - средств обеспечения национальной безопасности - военных и невоенных; - взглядов на национальную безопасность - концепция национальной - деятельности субъектов по использованию имеющихся средств для достижения целей национальной безопасности[22]. Видимо, представленную функциональную структуру национальной безопасности следует рассматривать не как собственно структуру национальной безопасности, а как структуру обеспечения национальной безопасности. Это следует из того, что состояние, а именно через эту категорию дается определение национальной безопасности, не может осуществлять деятельность. В данном случае, деятельность, направленную на достижение и поддержание заданного состояния, осуществляют соответствующие структуры, специально для этого созданные в государстве и обществе. Как видно из приведенных точек зрения, каждый автор подходит к рассмотрению вопроса о структуре национальной безопасности со своей теоретической позиции, исходя из поставленных перед собой задач. В этих подходах много общего, но есть и различия, и довольно существенные. Следует подчеркнуть, что для каждого из выделенных компонентов разрабатывается (или уже разработана) своя теория, цели, задачи, организационная структура системы обеспечения и ее управления. Таким образом, для каждого компонента национальной безопасности существует своя система ее обеспечения. Важно отметить, что эти системы являются компонентами более общей системы, а именно системы обеспечения национальной безопасности. Однако, перечисленные элементы дают не простую арифметическую сумму, а некий качественно новый результат - целостность, способность к саморазвитию и гармонизации, устойчивость, защищенность от деструктивных воздействий. Кроме того, национальная безопасность имеет два аспекта - внутренний и внешний, что обусловлено наличием внутренних и внешних опасностей и угроз. О приоритетной значимости того или иного аспекта можно судить, проанализировав конкретно-историческую ситуацию. К примеру, для России, в связи со снижением глобального военного противостояния и имеющимися неразрешимыми внутренними противоречиями во всех областях общественной жизни, на современном этапе актуализируются внутренние источники опасностей и угроз. Однако нельзя забывать, что особую силу набирают внешние экономические, экологические, информационные опасности. Рассматривая содержание национальной безопасности России, следует обратить внимание на ее особенности. Во-первых, система обеспечения национальной безопасности России проходит свое становление в условиях снижения антагонизмов в международных отношениях в целом,, а также России, как с ведущими мировыми державами (особенно США и Германией), так и с образованными на территории бывшего СССР странами ближнего зарубежья. Некоторая незавершенность в решении отдельных проблем после "развода" союзных республик, например с Украиной по поводу Черноморского флота, Латвией по поводу ее претензий на некоторую часть территории Псковской области и другие, на сегодняшний день не носят ярко выраженного антагонистического характера и поэтому эти страны не рассматриваются в качестве источников опасностей национальной безопасности России. Исчезновение биполярного мирового пространства и формирования нескольких центров притяжения в защите региональных и национальных интересов оказывает существенное влияние на выбор Россией внешнеполитической стратегии и тактики в обеспечении своей национальной безопасности. Дело в том, что Россия, как амбивалентная страна, должна еще определить свое действительное место в системе континентальной и глобальной безопасности. Вместе с тем, в силу своего геополитического положения России, видимо, уготовлена роль "буфера" в отношениях европейской и азиатской цивилизации. Во-вторых, система национальной безопасности России тесно связана с развитием и утверждением взглядов на обеспечение национальной безопасности стран, образованных на территории бывшего СССР. Многие из них (к примеру, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и др.) тяготеют к союзу и довольно тесному с Россией, в том числе и в вопросах обеспечения коллективной и национальной безопасности. Развитие этих стран непосредственно связано с Россией, а отдельные области жизнедеятельности имеют прямую зависимость от экономических отношений как с Россией, так и с другими странами. Образование СНГ и принятие Договора о коллективной безопасности требует от России определенных обязательств для обеспечения, в том числе и национальной безопасности стран - участниц СНГ, т.е. трансформации отдельных элементов системы обеспечения национальной безопасности России для функционирования в интересах коллективной безопасности. Ряд вновь образованных стран (к примеру, Украина, Латвия, Эстония, Молдавия) тяготеют к Западной Европе. Свидетельством является вступление Украины в Совет Европы или постоянное дискутирование вопроса в странах Балтии о вступлении в НАТО. Наконец, в-третьих, становление системы национальной безопасности России происходит в условиях утверждения новой российской государственности, формирования новых внутриобщественных отношений. Внутренняя жизнь России сегодня характеризуется натянутыми отношениями Федерального центра с отдельными субъектами Федерации (с Чечней, например, эти отношения приобрели характер вооруженного противоборства), болезненной социальной модернизацией, внутренней нестабильностью и политической неустроенностью, политическим и социальным расслоением, доходящим до уровня противостояния, продолжающимся кризисом экономики, финансовой дестабилизации. Особо остро стоит проблема устойчивости политического режима, государственного устройства, а также форм и методов осуществления политической и государственной власти, что имеет самое непосредственное отношение к обеспечению национальной безопасности. Однако в этих условиях, хотя и медленно, но идет процесс становления институтов гражданского общества, как важнейшего элемента системы общественной и национальной безопасности. Таким образом, национальная безопасность представляет собой сложное, многоаспектное, многоуровневое явление. Она может рассматриваться как общественное явление, как теория и процесс, как показатель состояния национальных интересов. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы основные концептуальные подходы к определению безопасности? Раскройте их содержание. 2. В чем отличия концепции Т. Гоббса и И. Канта? 3. Какие понятия выступают ключевыми в определении сущности национальной безопасности? 4. Как трактуется понятие «национальная безопасность» в документах РФ? 5. В чем состоит проблема выяснения сущности понятия «национальная безопасность»? 6. Назовите структурные элементы национальной безопасности? Тема 1.2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ И СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА УГРОЗ
Учебные вопросы: 1. Сущность, классификация и содержание национальных интересов 2. Понятие, классификация и характер опасностей и угроз национальным интересам России
Национальные интересы выступают производными от потребностей граждан, их ценностных ориентации и обеспечиваются возможностями экономической, политической, социальной, военной и др. организации государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом общества. Кроме того, составляющими национальных интересов выступают декларированные государством установки, содержащиеся в конституции или конституционных законах. Вместе с тем, для современной России формулирование национальных интересов затрудняется рядом факторов, носящих этнический, религиозный характер и не устоявшимися отношениями между государством и обществом. Вопрос 1. Сущность, классификация и содержание национальных интересов Проблема определения национальных интересов России приобрела свою теоретическую и практическую значимость более века назад. Так, проблеме определения путей развития России, ее основных интересов посвящали свои труды "западники" и "славянофилы", революционные демократы и марксисты, идеологи русского национализма и представители других течений русской политической мысли. Крайняя болезненность этой проблемы для современной политической мысли нашей страны объясняется тем, что в России не сложилось единого представления о понятии "национальные интересы". Анализ имеющихся подходов к определению сущности национальных интересов позволяет выделить несколько направлений. Первое. Часть политиков и исследователей пытается сблизить "национальный интерес" с "интересом государства", рассматривая государство в качестве основного средства выражения, "национальных интересов". Примером может служить позиция Э.А. Позднякова, который считает, что "национальный интерес" возникает при единстве интересов общества и государства[23]. Второе. Отождествление "национальных интересов" с интересами преобладающей в государстве этнической группы. Приверженцем такого подхода является Ю.М. Бородай. По его мнению, противоречие между национальными и государственными интересами связано с различием между классической геополитикой, которая оперирует государственными интересами и "базируется на географии" (интересам государства соответствует присоединение территории, например, богатой, природными ресурсами), и "геополитикой национальной", фундаментом которой должна быть этнография (интересам нации отвечает включение в состав государства только этнически близких народов)[24]. Третье. Либерализация самой трактовки понятия "национальных интересов". С точки зрения либералов, субъектом "национальных интересов" является гражданское общество, а точнее, слой независимых от государства частных собственников. По мнению большинства отечественных либералов, в настоящее время способность страны отстаивать свои национальные интересы определяется не столько военной силой, сколько экономическим потенциалом, который можно нарастить только с помощью внутренней и внешней либерализации хозяйственной деятельности, освобождая ее от государственного регулирования. Официально принятым определением национальных интересов является определение, данное в Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах[25]. Иными словами, национальные интересы это осознанные, официально выраженные объективные потребности народа, вытекающие из его национальных ценностей, направленные на сохранение, создание иди достижение благоприятных условий для его стабильного существования и устойчивого профессионального развития. Всю совокупность национальных интересов можно разделить по различным основаниям. 1. По объекту: - жизненно важные потребности личности; - жизненно важные потребности общества; - жизненно важные потребности государства. 2. По отношению к объекту: - внутренние - главные из них потребности личности, общества и государства в самосохранении; - внешние - различные по характеру и содержанию, но детерминированы внутренними. 3. По сферам общественной жизни: - политические; - экономические; - социальные; - духовные; - военные; - информационные; - экологические и др. 4. По времени: - кратковременные (до 5 лет); - средневременные (от 5 до 15 лет); - долговременные (15 и более лет). 5. По продолжительности: - постоянные; - временные. 6. По приоритету: - жизненно важные (наиболее существенные); - ключевые (существенные); - второстепенные (мало существенные). Следует обратить внимание, что в содержательном смысле приоритетность тех или иных интересов зависит от многих обстоятельств, во всяком случае определить приоритеты возможно лишь в конкретный момент времени. В понятии "национальный интерес" отражаются, с одной стороны, интегральные интересы граждан, их объединений, а с другой - интересы государства. Представляется, что в документах Российской Федерации в самом общем виде сформулированы национальные интересы[26]. Они состоят в следующих положениях. Интересы личности состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, повышении качества и уровня жизни, физическом, духовном и интеллектуальном развитии. Интересы общества включают в себя упрочение демократии, достижение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения. Интересы государства состоят в сохранении конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, установлении политической, экономической и социальной стабильности, безусловном соблюдении законности и правопорядка, развитии международного сотрудничества на основе партнерства. Эти интересы предопределяют содержание жизненно важных потребностей личности, общества и государства в различных областях и сферах деятельности. Национальные интересы России в области экономики являются основополагающими. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией национальных интересов России, возможно на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологического производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентно-способными товарами. Важным является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, возможность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Приоритетными целями экономического развития России становятся исключение бедности, обеспечение достойной жизни ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, медицинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг. С точки зрения национальных интересов, в области экономики наиболее актуальным является обеспечение её функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных производителей, повышение инновационной и инвестиционной активности, постоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержание научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса. Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в обеспечении: - гражданского мира; - национального согласия; - территориальной целостности; - единства правового пространства; - стабильности государственной власти и ее институтов; - правопорядка; - завершения процесса становления демократии, а также нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению социальных и международных конфликтов, национального и регионального сепаратизма. Национальные интересы Российской Федерации в международной сфере требуют проведения активного внешнеполитического курса, направленного на упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются: - формирование на добровольной основе интеграционного объединения государств - участников Содружества Независимых Государств; - развитие равноправного партнерства с наиболее развитыми державами - центрами экономической и военной мощи; - развитие международного сотрудничества в борьбе с национальной преступностью и терроризмом; - упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми политическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую укрепление Совета Безопасности ООН; - обеспечение нерушимости границ и территориальной целостности государства, защита его конституционного строя от возможных посягательств других государств. Национальные интересы России в военной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении безопасности личности, общества и государства от военной агрессии со стороны других стран. Обеспечение безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий общества и государства на планомерном военном строительстве, которое должно учитывать изменение баланса сил на мировой арене и эффективно использовать экономические возможности государства для обеспечения адекватного реагирования на военные угрозы. Национальные интересы России в информационной сфере обусловливает необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких задач, как: - соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею; - защита национальных духовных ценностей; - пропаганда культурного национального наследия, норм морали и общественной нравственности; - развитие и применение современных информационно-телекоммуникаци-онных технологий и формирование информационной инфраструктуры, обеспечивающей стремительное развитие экономики и общественный прогресс. Планомерная деятельность государства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров мирового развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование информации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита государственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации. Таким образом, национальные интересы отражают совокупность жизненно важных потребностей личности, общества и государства. Сложные по своей структуре, содержанию, они имеют свою специфику в России, а их реализация требует создания эффективного механизма.
Вопрос 2. Понятие, классификация и характер опасностей и угроз национальным интересам России Термины "опасность" и "угроза" стали достаточно употребляемы в современном политическом лексиконе. При этом ими оперируют в самом широком значении, порой подменяя одно понятие другим, что не всегда соответствует их истинному смыслу. Для науки такой подход неприемлем, так как научное знание отличается от обыденного прежде всего строгостью понятий и суждений. В этом смысле следует определиться в значениях этих терминов. Понятие "опасность" в научной литературе обозначает: - целеустремленные враждебные намерения одних субъектов против других, а также вредные следствия просчетов, ошибок, халатности людей в своих действиях; - риск; - вызов; - природные катаклизмы, наносящие ущерб людям, самой природе и обществу; - оценка явлений с точки зрения возможного ущерба; - предчувствие событий, способных причинить вред людям и природе. В первом случае опасность понимается как намерения, высказанные или скрываемые, подготовка к действию с целью нанесения ущерба, вреда. Иными словами, это еще не само действие, а лишь его подготовка, хотя самого действия может и не последовать. Например, подготовка Германии к нападению на СССР до 22 июня 1941 г., когда войска были сконцентрированы на советских рубежах, а действий не предпринимали. Другой пример, Чернобыльский реактор, построенный по технологии без возможности его захоронения в подготовленной шахте. Это ошибка просчета, реалии которой оказались более чем плачевные. Опасность как риск - это возможность неудачи и негативных последствий предпринимаемых действий, а также сами действия. Люди осуществляют риск в двух возможных ситуациях, которые: а) либо невозможно просчитать; б) либо не было возможности заняться просчетом и полагаются на удачу, счастливый случай. В современной человеческой практике имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитывается ожидаемая выгода, цена, которую допустимо "заплатить". Риск не всегда носит отрицательный характер. Например, говорят, что сегодня люди живут в "обществе риска", как качественной особенности нынешнего исторического периода. Что же касается риска в политике государства, безопасности, уместно привести высказывание Р. Никсона: "...великая держава побеждает не всегда, но если она не будет рисковать, то не победит никогда". Важным проявлением опасности является вызов. В этом значении опасность - это совокупность обстоятельств (или обстоятельство) не обязательно конкретно угрожающего характера, но обязательно требующих реагировать на них. Вызов предполагает опасность, хотя и в отдаленной перспективе. Например, вызов на дуэль уже таил в себе опасность, отказаться от нее невозможно в силу норм общества, принять вызов - значит оказаться перед возможностью погибнуть. В стратегии национальной безопасности США говориться: "На смену единственной угрозе (ядерного столкновения - автор). пришел целый комплекс вызовов"[27]. Термин «опасность» охватывает не только определенный аспект общественных отношений, но и отношения человека и природы, выраженные в бедствиях и вреде, наносимом природой человеку и человеком природе. Например, загрязнение воздуха во многих регионах России превышает допустимый в 10 раз, или вырубка лесов, озоновые дыры снижают концентрацию кислорода в воздухе, или загрязнение воды, уменьшение плодородных земель и др. Опасность употребляется для оценки возможных или реальных событий с точки зрения наносимого ущерба, а также их субъективного социально-психологического восприятия. Например, оценка такого явления, как война и ее возможные негативные последствия, попытка установления фашистского господства над миром и др. В любом случае нужно отметить, что опасность, точнее, осознание опасности, является исходным пунктом для осуществления противодействия, устранения ее причин. Изложенное выше позволяет сделать вывод, что опасность: 1)обозначает явления, события, процессы, факты социальные, социально-природные, природные, которые способны нанести ущерб, вред, причинить вред, в конечном итоге ущемить интересы; 2)всегда указывает на взаимодействие двух сторон - одна является источником опасности, а другая - на которую направлена эта опасность; 3)не обязательно требует реакции на нее, а для нанесения какого-либо Таким образом, опасность - это возможные и реальные явления, события и процессы, которые при эскалации способны нанести вред, уничтожить тех или иных объектов (личность, общество, государство) или же важные для людей объекты или природу. Нередко понятия "опасность" и "угроза" отождествляются, по крайней мере пренебрегают различиями. В определении соотношения этих понятий имеется три подхода. Первый. Опасность может существовать, но угрозы нет. Угроза в данном случае выступает непосредственной формой опасности. Второй. Опасность заключает в себе угрозу. Третий. Опасность может достигать характера угрозы. Эти подходы делают очевидным тот факт, что существуют различия между понятиями "опасность" и "угроза". Иными словами, значение понятия угроза включает: - стадию перехода опасности в угрозу. В конце 20-х - начале 30-х гг. утверждается фашизм в Германии, провозглашаются претензии на мировое господство национал-социализма и начинается подготовка к военным действиям по достижению своих имперских целей. На этом этапе существует опасность. В конце 30-х гг. при проведении мероприятий по подготовке Германии к войне опасность стала перерастать в угрозу, т.е. потребовала ответных действий; - высказанное намерение нанести ущерб. Например, ультиматум, предъявленный Германией Польше в канун ее оккупации. Угроза выступает в форме ультиматума, категоричного требования; - отражение совокупности демонстрационных действий с целью запугивания, внушения, принуждения. Например, концентрация военно-морских сил США, проведение ими учений у берегов Китая в канун получения Тайванем независимости от "английской короны". Таким образом, угроза может быть определена как опасность на стадии готовности перейти из возможности в реальность, предупреждение словом или демонстрационным действием о последующих действиях, с целью нанесения ущерба, вреда или уничтожения. В реальной практике достаточно сложно провести четкую разграничительную линию между опасностью и угрозой, а порой даже невозможно. В силу этого, можно выделить четыре типа эскалации деструктивных действий. Низшая степень - зона риска, которая таит в себе вероятность возникновения обстановки, способной породить опасность. Другая степень деструктивных действий - вызов, т.е. противодействие реализации задач безопасности частичного характера, перерастающего в конфликт. Следующая ступень - опасности. Их можно характеризовать как потенциальную или реальную возможность причинить зло, нанести ущерб тем или иным жизненно важным интересам личности, общества, государства. Наконец, последняя ступень эскалации - угроза, как высшая степень опасности, как обозначившееся, реальное, адресное, целенаправленное намерение нанести ущерб[28].В отечественной науке принято классифицировать опасности и угрозы по следующим основаниям. 1. По источнику и движущим силам: - природные: наземные, водные, воздушные (в т.ч. космические); - социальные: от человека, группы людей, общества, государства. 2. По направленности: - против объектов (социальных, природных); - против субъектов (личность, общество, государство). 3. По сферам проявления: - политические; - экономические; - социальные; - военные; -экологические; - информационные и др. 4. По масштабу: - глобальные; - региональные; - местные. 5. По продолжительности: - постоянные; - временные. Кроме того, выделяются и другие основания для классификации опасностей и угроз, например, такие как: величина возможного ущерба, размеры движущих сил, скорость развертывания, время действия. Очевидно, что весь колорит опасностей и угроз не может действовать одновременно и с одинаковой интенсивностью. Следовательно, в зависимости от приоритетов национальных интересов принято различать: - жизненно важные интересы и наиболее существенные опасности и угрозы им; - ключевые интересы и существенные опасности и угрозы им; - второстепенные интересы и мало существенные опасности и угрозы им, На современном этапе многие авторы, в том числе в официальных документах, выделяют ряд опасностей и угроз Российской Федерации. Важнейшие из них сформулированы в Концепции национальной безопасности, уточняются в ежегодном Послании по национальной безопасности Президента Российской Федерации Федеральному Собранию[29]. Нужно отметить тот факт, что практически на всем историческом пути для России существовали внешние угрозы и лишь в отдельные, короткие исторические периоды появлялись угрозы внутренние, к тому же они имели приоритетную значимость. В-конце XX в. наблюдается восприятие внутренних угроз как более значимых по сравнению с внешними. Внутренние угрозы обусловлены такими негативными обстоятельствами, как: сокращение внутреннего валового продукта, снижение инвестиционной и инновационной активности, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внутреннего и внешнего долга, преобладанием в экспорте доли топливно-сырьевой и энергетической составляющей и др. Эти проблемы в основном связаны с незавершенностью создания и нестабильностью структур демократических институтов власти и управления. Угрозы в области политики: разрыв между принципами правового государства и реальной политикой, сильное противостояние политических сил и властных структур, невыполнение законов, слабость механизмов социального контроля над институтами государственной власти. Одной из острейших опасностей России является региональный сепаратизм и национализм, проявляющийся в двух аспектах: политическом и экономическом. Политический аспект связан со стремлением отдельных субъектов Федерации, регионов получить права, выходящие за рамки Конституции, а в крайнем проявлении - провозглашение своей независимости и суверенитета. Например, Чечня в 1994 г. и до настоящего времени, попытки создания Дальневосточной, Уральской и др. республик. Экономический аспект несет в себе разрыв единого экономического пространства, нарушение целостной финансово-кредитной, налоговой, таможенной системы. К числу факторов, усиливающих угрозу нарастания национализма, национального и регионального сепаратизма, относятся миграция и неуправляемый характер воспроизводства рабочей силы в ряде регионов страны. Основными причинами этого являются последствия распада СССР на национально-территориальные формирования, провалы национальной и экономической политики как в России, так и в государствах-участниках Содружества Независимых Государств, распространение и эскалация конфликтных ситуаций на этнической почве. Имеет место также целенаправленное сознательное вмешательство иностранных государств и международных организаций во внутреннюю жизнь народов России, ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации. Все более опасным фактором, размывающим единое правовое пространство страны, становится принятие субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов и решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству. Негативные процессы в политике, экономике усугубляют центробежные устремления субъектов Российской Федерации и ведут к нарастанию угрозы нарушения территориальной целостности и единства правового пространства страны. Угрозы в области экономики. Кризисное состояние экономики - основная причина возникновения угрозы национальной безопасности Российской Федерации выражается в незавершенности экономических преобразований, слабости рыночных механизмов, уменьшении доходной части федерального бюджета, росте государственного долга. Несомненной угрозой является формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива, сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными производителями и вытеснению отечественного производителя. Эти угрозы характеризуются увеличением вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли, увеличением оттока квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности из России, неконтролируемой утечкой капитала, ростом зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, неразвитостью финансовой, организационной и информационной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта. Падение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Россией передовых позиций в мире, снижению качества исследований на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, росту вероятности техногенных катастроф, технологической зависимости. России от ведущих стран Запада и подрыву оборонного потенциала государства, делает труднодостижимой, кардинальную модернизацию национальной технологической базы. Особую угрозу создает низкий уровень крупномасштабных инвестиций в российскую экономику. Дело в том, что без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики, как показывает дпыт европейских и азиатских государств, экономическую модернизацию России осуществить быстрыми темпами практически невозможно. Помимо усиления политической нестабильности этноэгоизм, этноцентризм и сепаратизм создают благоприятные условия к ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих -производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем. Угрозами в социальной сфере являются: увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности. Существует опасность физическому здоровью нации. Ее истоки лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ. В последние годы наблюдается резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, что ведет к подрыву трудовых ресурсов. Такое развитие демографических процессов обусловливает снижение духовного, нравственного и творческого потенциала общества. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации в стране находится в прямой зависимости от уровня развития экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий и их высокой ресурсоемкости, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных для окружающей среды материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств. Ослабление государственного надзора и отсутствие эффективных правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций увеличивают риск катастроф техногенного характера во всех сферах хозяйственной деятельности. Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Ошибки, допущенные на начальном этапе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных сферах государственной деятельности, ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство правовой базы и отсутствие сильной социальной государственной политики, снижение духовно-нравственного уровня общества являются объективными факторами, способствующими сохранению преступности и коррупции. Последствия этих просчетов проявляются в ослаблении правового контроля за ситуацией в стране, сращивании исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновении их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроводящими сетями. Преступный мир, по существу, бросил вызов государству, вступив с ним в открытую конкуренцию. Поэтому борьба с преступностью и коррупцией носит не только правовой, но и политический характер. Вследствие масштабного, зачастую конфликтного передела собственности, обострения борьбы за власть на основе групповых, политико-идеологических и этнонационалистических интересов нарастает угроза терроризма. Слабость профилактических мер предупреждения преступных проявлений, правовой нигилизм, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на общество. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Это находит свое отражение в действиях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в том числе с использованием межэтнических, религиозных и других внутренних противоречий, а также в территориальных притязаниях со ссылками в отдельных случаях на отсутствие четкого договорно-правового оформления государственных границ. Своей политикой такие государства стремятся снизить значимость Российской Федерации в решении ключевых проблем мирового сообщества и в деятельности международных организаций. В целом это может привести к ограничению влияния России, ущемлению ее важнейших национальных интересов и ослаблению ее позиций в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье и Центральной Азии. Угроза возникновения или обострения в государствах-участниках Содружества Независимых Государств политических, этнических, экономических кризисов, способных затормозить или разрушить процесс интеграции, приобретает для нашего государства особое значение. Российской Федерации крайне важно становление этих стран как дружественных, независимых, стабильных и демократических. Несмотря на позитивные перемены в мире, сохраняются угрозы военного характера. Представляется, что угроза крупномасштабной агрессии против России в обозримом будущем практически отсутствует. Вместе с тем, нельзя исключить попытки силового соперничества с Россией. Наиболее реальную угрозу для России в военной сфере представляют существующие и потенциальные очаги локальных войн и вооруженных конфликтов вблизи ее государственной границы. Серьезную угрозу представляет собой распространение ядерного и другого оружия массового уничтожения, технологий их производства и средств доставки, и прежде всего в сопредельных с Россией странах или близких к ней регионах. Одновременно расширяется спектр угроз, связанных с международным терроризмом, в том числе с возможным использованием ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Угрозой в военной сфере остается сохранение или создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к территории России регионах. Даже при отсутствии агрессивных намерений в отношении России такие группировки представляют собой потенциальную военную опасность. Расширение НАТО на Восток и превращение его в доминирующую военно-политическую силу в Европе, без участия в этой структуре России, создают угрозу нового раскола континента, крайне опасного в условиях сохранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного оружия, а также недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира прежде всего ООН и СБСЕ. Угрозы в военной сфере также кроются в незавершенности процесса реформирования военной организации государства, сохраняющемся разрыве между политическими установками и их реализацией в военной и военно-технической политике, недостаточном финансировании национальной обороны, неразработанности современных подходов к военному строительству и в несовершенстве его нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в крайней остроте социальных проблем в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, критически низком уровне оперативной и боевой подготовки войск (сил) и штабов, недопустимом падении уровня укомплектованности войск (сил) современными и перспективными видами вооружения и военной техники, а в целом - в снижении возможностей государства для обеспечения безопасности Российской федерации. Угрозы в информационной сфере. Важнейшими, требующими безотлагательного воздействия, являются: стремление ряда передовых стран сохранить доминирующее положение в мировом информационном пространстве; "завоевание" внутреннего информационного рынка России; возможности осуществлять негативное информационное воздействие на индивидуальное и массовое сознание россиян; контролировать работу информационно-телекоммуникационных систем и сетей России. Эти угрозы обусловлены отставанием России от передовых стран мира*в уровне и темпах информатизации, отсутствием четко сформулированной информационной политики, отвечающей современным общественным процессам, национальным целям, ценностям и интересам. Вопросы для самоконтроля 1. В чем суть понятия "национальные интересы"? 2. По каким основаниям можно классифицировать национальные интересы? 3. Как соотносятся ценности и интересы личности, общества и государства? 4. Каково содержание основных интересов личности, общества и государства в Российской Федерации? 5. Как определяются понятия "опасность" и "угроза"? 6. Каковы основные опасности национальным интересам России? Тема 1.3. МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Учебные вопросы: 1. Сущность и содержание механизма обеспечения национальной безопасности 2. Структура управления обеспечения национальной безопасности 3. Приоритеты политики обеспечения национальной безопасности России Вопрос 1. Сущность и содержание механизма обеспечения национальной безопасности Обеспечение национальной безопасности зависит от многих обстоятельств, выраженных в условиях и факторах, выявление и учет которых носит определяющее значение. Однако, бесспорно одно, целенаправленное и эффективное обеспечение национальной безопасности невозможно без комплексного использования политических, правовых, экономических, научно-технических, духовно-нравственных, информационных, военных и иных возможностей общества и государства. Иными словами, достичь требуемого состояния национальной безопасности невозможно без соответствующего механизма[30] или системы обеспечения национальной безопасности. Понятие "механизм" обозначает "внутреннее устройство машины, прибора, аппарата, приводящее их в действие или система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности". В политической науке существуют уже устоявшиеся представления о структуре механизма обеспечения национальной безопасности[31] (рис.3.1. Механизм обеспечения национальной безопасности). В самом общем виде механизм обеспечения национальной безопасности включает нормы, средства, способы, методы, посредством которых субъекты воздействуют на опасности и угрозы для достижения целей, т.е. требуемого состояния национальной безопасности. Субъекты. Субъектами национальной безопасности являются личность, социальные общности и институты, общество в целом, государство с его законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. При этом государство выступает основным субъектом в силу того, что оно наделено соответственными правами и полномочиями, имеет специальные институты, органы и службы, с помощью которых осуществляет деятельность по обеспечению национальной безопасности. Государство обеспечивает безопасность каждого гражданина на своей территории, а за ее пределами гарантирует защиту и покровительство. Именно на него возлагаются важнейшие задачи в области реализации и защиты национальных интересов. Принципиальным положением нового понимания безопасности являются два момента: постановка в центр безопасности интересов личности, гражданина и понимание безопасности как равной, неделимой для всего человеческого сообщества. В этом смысле важную роль в обеспечении национальной безопасности играют и другие субъекты. Например, такие как: сам человек, гражданин, его общественно-политические, политические объединения. К ним относятся политические партии, общественные и общественно-политические движения, организации. Эффективная защита национальных интересов по плечу лишь сильному государству, опирающемуся на свой авторитет, на народные массы, законы и т.д. Такой подход нашел свое отражение в законе РФ "О безопасности"[32].Однако, из такого подхода следует, что все субъекты могут и должны принимать решения в области безопасности в равной степени и полном объеме. На практике это далеко не так. Ведь решения принимаются различными субъектами в разной степени, скорее сообразно их функциям. Кроме того, для принятия эффективных решений необходима соответствующая информация, при этом некоторые сведения не могут придаваться широкой огласке из-за интересов секретности, соблюдения государственной и иной тайны, что, естественно, имеет свой смысл. Следовательно, обладая различной суммой информации, компетенции, не все субъекты национальной безопасности в равной степени участвуют в процессе ее обеспечения. Например, субъекты Федерации, одновременно являясь субъектами национальной безопасности, в силу своих властных полномочий не могут принимать решения по проблемам национальной безопасности, относящимся к компетенции федерального центра. Они осуществляют реализацию и защиту интересов субъектов Федерации. В то же время они оказывают существенное влияние на принятие решений по реализации и защите национальных интересов. Отсюда явствует, что одни субъекты (например, Федеральное собрание или Президент) могут и принимают решения, т.е. осуществляют непосредственную деятельность по обеспечению национальной безопасности, а другие (например, субъекты Федерации, политические партии, общественные организации или отдельные граждане) лишь оказывают влияние на принятие этих решений, т.е. осуществляют опосредованную деятельность. Таким образом, в сфере национальной безопасности действуют основные и второстепенные субъекты ее обеспечения. К основным следует отнести государственные органы, наделенные правом принятия решений не ниже федерального уровня власти. Все остальные являются второстепенными субъектами национальной безопасности. Нормы. Деятельность субъектов обеспечения национальной безопасности должна быть регламентирована правовыми актами. Поскольку, как указывалось выше, национальная безопасность одной страны немыслима сегодня без безопасности других стран, субъектов международных отношений, более того в значительной мере зависит от состояния безопасности региона, мирового сообщества в целом, то следует нормативно-правовую базу ее обеспечения строить в соответствии с принятыми международными нормами и правилами, по крайней мере не противоречить им. Основные приоритеты международной и региональной безопасности обеспечиваются в соответствии с принципами и целями, закрепленными в Уставе ООН. Главный принцип региональных соглашений и органов: их деятельность должна быть совместима с целями и принципами ООН. Нормативно-правовую базу международной и региональной безопасности составляют: 1)Документы ООН, Совета Безопасности ООН, Европейского Союза, 2)Межгосударственные договора, пакты, соглашения, затрагивающие В механизме обеспечения национальной безопасности нормы обеспечивают правовое пространство и поле деятельности, взаимную ответственность субъектов, играют роль регулятора их прав, обязанностей и полномочий. Нормативно-правовую базу обеспечения национальной безопасности России составляют: Конституция РФ, Концепция национальной безопасности, Законы РФ "О безопасности", "Об обороне", Договор об общественном согласии, Основные полож
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 606; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |