КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос 2.3. Национальная безопасность в условиях устойчивого развития РоссииГоворя о проблеме обеспечения национальной безопасности нельзя обойти вниманием еще один весьма важный вопрос, связанный с устойчивым развитием России. На рубеже XX—XXI вв. идея устойчивого развития довольно широко распространилась по всему земному шару. Мощный импульс этому процессу придала Конференция ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), прошедшая в Рио-де-Жанейро в 1992 г., в которой участвовали почти все главы правительств и лидеры стран, входящих в ООН. Более 150 стран, следуя официальным документам и рекомендациям ООН, создали свои официальные документы (концепции, программы, стратегии и т.д.), различные государственные и неправительственные организации, которые начали проводить политику перехода к устойчивому развитию. Стратегическая цель перехода к устойчивому развитию заключается в формировании совершенно новой модели национального развития, которая, обеспечивая выживание и продолжение дальнейшего поступательного движения цивилизации, не разрушала бы окружающую природную среду и находилась в гармоничных отношениях с биосферой. Сущность устойчивого развития заключается в сохранении биосферы и человечества, обеспечении безопасности и их совместного развития. Неизбежность перехода всех без исключения стран к устойчивому развитию вытекает из потребности решения общих для мирового сообщества глобальных проблем. В этом смысле переход к устойчивому развитию — реальный путь решения глобальных проблем, каждая из которых чревата конкретной опасностью планетарной антропоэкологической катастрофы. Новая модель национального развития возникла именно как попытка найти общую концептуальную платформу совместного выживания многонационального человечества, выхода из глобального, и прежде всего экологического, кризисного состояния, недопущения гибели мировой цивилизации. Специфика перехода России к устойчивому развитию заключается в приближении приоритетов глобального и национального развития тем целям и критериям, которые обеспечивают выживание человечества при сохранении природной среды. В этом контексте необходимо отметить, что приоритеты и цели устойчивого развития, сдвигая национальные интересы в сторону глобальных, не ведут к нивелированию специфики собственно национальных целей, идеалов, ценностей и т.д. Эта ситуация типична не только для России, но и для всех стран мирового сообщества. Однако особенность перехода России к устойчивому развитию все-таки существенно отличается от других стран, как развитых, так и развивающихся. Россия, включаясь в глобальный процесс перехода к устойчивому развитию, вынуждена делать акцент на решении своих внутренних многонациональных проблем, гармонизации своих отношений с другими странами, взявшими курс на реализацию той же стратегии. Крайне важно постепенное согласование национальных и глобальных интересов, связанных с переходом к устойчивому развитию, и принесение в жертву национальных интересов в пользу общечеловеческих в настоящее время практически нереально. Причем такую позицию демонстрирует не только Россия. В связи с этим переход к устойчивому развитию создает для России некоторые новые возможности по включению в глобальный переходный процесс, но вместе с тем инициирует, особенно со стороны развитых стран, новые опасности и угрозы политических, информационных, силовых и экологических воздействий. Иначе говоря, под видом устойчивого развития со стороны внешних и внутренних его противников предлагаются действия, явно ему противоречащие, а существуют и открытые оппоненты этой стратегии развития, предпочитающие личные и групповые интересы глобальным интересам всего человечества. Их мнение, конечно, должно быть учтено, для того чтобы найти единственно верную и всеми признанную концепцию и стратегию устойчивого развития. Однако вместе с тем вполне оправданно формирование как основных направлений, так и целостных концепций и государственной стратегии перехода России к устойчивому развитию. Согласно документам, утвержденным Президентом Российской Федерации («Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»), в целях последовательного перехода к устойчивому развитию Россия должна участвовать по мере своих возможностей и международных обязательств в решении глобальных проблем, связанных с взаимодействием общества и природы, способствуя защите и восстановлению экологической системы Земли. Одна из особенностей перехода России к устойчивому развитию — совпадение по времени с переходом к рыночным отношениям и демократическим преобразованиям. Поэтому хозяйственная деятельность должна ориентироваться не только на достижение высокой экономической эффективности, но также на социальную справедливость и экологическую безопасность, которые в своем единстве должны стать главным системным критерием стратегического развития национальной безопасности. Именно это и предполагает принятая по инициативе Президента Российской Федерации «Экологическая доктрина Российской Федерации», одобренная 27 августа 2002 г. Принятие упомянутых официальных документов — наиболее важные шаги на пути подготовки перехода как России, так и мирового сообщества к устойчивому развитию. Однако именно России в этом переходе предназначена особая роль, так как она играет, и будет играть определяющую роль в поддержании глобального экологического равновесия не в ущерб национальным интересам государства. Это подтверждается следующими фактами. Российская Федерация занимает огромную территорию (площадь, приходящаяся на душу населения, составляет 11,5 га, тогда как в США — 3,35, Китае — 0,76, Японии — 0,29), на которой находится четверть мировых лесных ресурсов, не тронутых хозяйственным освоением, что в значительной степени обеспечивает глобальную стабилизацию биосферы (наряду с тропическими лесами). Имеются шестикратное превышение на душу населения запасов нефти по сравнению со среднемировым уровнем, треть мировых запасов природного газа, наша страна занимает второе место в мире по запасам водных ресурсов, площади пашни и пастбищ. Россия обеспечивает сохранность 20 % мировых запасов жидкой пресной воды. К этому можно добавить сохраняющийся высокий интеллектуальный потенциал страны. Переход к устойчивому будущему предполагает кардинальное изменение структуры потребления, экологически обоснованное размещение производительных сил, проведение оптимальной демографической и национальной политики, формирование экологического мировоззрения, создание системы воспитания и образования населения, организацию системы природных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения и т.д. Необходимы также экологически безопасное развитие индустрии и сельского хозяйства, транспорта и связи, быта и коммунального хозяйства, переход на безопасное использование возобновляемых и минимально возможное изъятие невозобновляемых природных ресурсов, расширенное применение вторичных ресурсов, утилизацию, обезвреживание и захоронение опасных отходов; переход на новые формы экологически безопасного взаимодействия общества и природы. Специфика перехода России к новой модели цивилизованного развития связана с тем, что, как и в развитых странах Запада, этот переход не определяется демографическими приоритетами. Демографический фактор, связанный с ростом народонаселения, играющий в целом для биосферы планеты негативную роль, не является существенным для России, где имеется низкая плотность населения и ежегодно сокращается его численность на сотни тысяч человек. Однако в отличие от развитых индустриальных стран в России не было создано общество потребления, поэтому задача снижения потребления ресурсов населением, приоритетная для индустриально развитых государств, также не определяет стратегию перехода к устойчивому развитию. Речь здесь идет о снижении ресурсоемкого производства. Что касается экологической специфики, то темпы и масштабы деградации окружающей среды в России находятся на среднемировом уровне между развитыми и развивающимися странами. Это определяется тем, что по характеру деградации земель и лесов наша страна ближе к развивающимся странам, а по уровню выбросов загрязнений в окружающую среду, их массе и разнообразию — к развитым странам. К особенностям в этой сфере следует отнести и очень высокую по сравнению с другими странами мира радиационную загрязненность и высокий уровень загрязнения токсичными тяжелыми металлами, пестицидами и органическими соединениями. Необходимо отметить, что даже несмотря на резкий спад объемов производства в России в 1990-е гг. качественного улучшения экологической ситуации не произошло, а в некоторых регионах наблюдалось ее ухудшение. В настоящее время необходимо оздоровление и восстановление нарушенных экосистем на не менее 16 % территории страны, где живет более половины всего населения[43]. Обеспечение стабилизации экологической ситуации в России предусматривает решение следующих национально важных задач: 1)выведение из кризисной экологической ситуации ряда крупных городов и промышленных центров; 2)преодоление последствий радиоактивного загрязнения территорий; 3)сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал; 4)осуществление Программы «Возрождение Волги»; 5)восстановление нарушенных экологических систем прибрежной полосы Черного моря; 6)защита населения и прибрежных территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря; 7)сохранение природных комплексов Онежского, Ладожского озер и Невской губы; 8)решение экологических проблем Крайнего Севера с обеспечением особого режима природопользования; 9)сохранение и восстановление экосистемы санитарно-курортного комплекса «Кавказские Минеральные Воды». Важными задачами являются международные направления деятельности России, связанные с восстановлением экологической системы и видового состава гидробионтов Азовского моря, решение экологических проблем Балтийского, Каспийского, Черного и Аральского морей, Арктического региона и т.д. Переход России к устойчивому развитию в ближайшие годы может и не выдвинуть на приоритетное место экологические, а точнее природоресурсные, проблемы, так как на первом месте в настоящее время стоят экономические, политические, национальные проблемы, требующие скорейшего решения. Так, серьезное негативное влияние на переход к устойчивому развитию России оказывает экстенсивный характер экономики, характеризующийся одноцелевым использованием природных ресурсов, огромными объемами добычи и продажи сырья, концентрацией производств в ряде регионов без учета их хозяйственной емкости, отсутствием системы переработки бытовых и производственных отходов, освоением новых и списанием нарушенных сельскохозяйственных угодий и т.д. Нужно отметить и деформированную структуру экономики с превалированием природоэксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экологические системы, ненадежность технических систем, ведущие к авариям, антропогенным катастрофам и т.д. Россия будет развиваться не по западному образцу и не по типу развивающихся стран, поскольку в настоящее время ей присущи как свои особенности, так и черты индустриально развитых и развивающихся государств. Важное значение имеет и учет специфики национального менталитета российского народа, его ориентация не только на прошлое, но и на настоящее и будущее России, предполагающая переход к новой модели развития цивилизации в его высшем варианте — ноосферной ориентации, объединения человечества на рационально-гуманистических, нравственных, экологических основах и т.д. К особенностям перехода России к устойчивому развитию следует отнести и то, что в концепции переходного процесса необходимо ставить совершенно новую цель всех преобразований, ибо ориентация как на капитализм, так и на социализм в их наиболее современных формах, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей процесса устойчивого развития, бесперспективна. Наиболее передовые страны мирового сообщества уже давно уходят от этих социально-экономических моделей, сохраняя лишь их позитивные фрагменты и тенденции. Цель преобразований направлена на реализацию стратегии выживания человечества, его неопределенно долгое существование и гармоничное взаимодействие с биосферой. Особенность современного этапа перехода к устойчивому развитию заключается в преодолении противоречий между старой и новой стратегиями национального развития в государственном и международном аспектах. Безусловно, Россия, развиваясь, должна защищать свои национальные интересы, обеспечивать национальную безопасность. Однако эти интересы следует оценивать уже на основе новой стратегии устойчивого развития в национальном масштабе, а для этого ее должны осознать и принять как руководство к действию все страны мирового сообщества. Таким образом, продвижение России к устойчивому национальному развитию во многом определяется внешними, международными факторами. Вне всякого сомнения, каждая страна должна внести свой вклад в снижение антропогенного давления на биосферу. Важно договориться, на каких конкретных принципах это будет основано. Каждому государству и обществу предстоит выбирать новую стратегию, где приоритеты выживания и устойчивого развития преобладают над экономическим и демографическим ростом, качество — над количеством, интеллектуально-духовное богатство — над материальным. Именно эта идея должна стать новой национальной идеей для всех стран, которая позволит отказаться от индустриально-потребительских идеалов и ценностей и будет частью идеи устойчивого развития всей человеческой цивилизации. Однако необходимо констатировать, что стратегические цели изменения курса устойчивого развития вступают в противоречие с политикой, тактикой и конкретным поведением ныне действующих властей и народов, которые думают о будущем лишь отдельной части своих представителей. Поэтому устойчивое развитие не будет достигнуто без острой политической борьбы, что, по-видимому, определит драматизм нового века. Реализация государственной стратегии устойчивого развития России во многом зависит от обеспечения ее национальной безопасности и безопасности мирового сообщества. Концептуальные положения о тесной связи проблемы безопасности и стратегии устойчивого развития важно реализовать в практике принятия государственных решений, в особенности на уровне доктрин и концепций, а также законотворческой деятельности. Новая стратегия обеспечения национальной безопасности должна пронизывать все документы по проблемам безопасности Российской Федерации. Принятие государственных решений без учета национальной безопасности в основных сферах жизнедеятельности свидетельствует прежде всего о неадекватных представлениях в обществе о роли и месте национальной безопасности в жизнедеятельности социума. Только в том случае, когда на государственном уровне будут приниматься решения по обеспечению национальной безопасности одновременно с решениями по реформированию основных видов деятельности, начнется реальный переход к «устойчивому развитию России.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |