Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2.3. Национальная безопасность в условиях устойчивого развития России




Говоря о проблеме обеспечения национальной безопасности нельзя обойти вниманием еще один весьма важный вопрос, свя­занный с устойчивым развитием России. На рубеже XX—XXI вв. идея устойчивого развития довольно широко распространилась по всему земному шару. Мощный импульс этому процессу придала Конференция ООН по охране окружающей среды и развитию (ЮНСЕД), прошедшая в Рио-де-Жанейро в 1992 г., в которой участвовали почти все главы правительств и лидеры стран, входя­щих в ООН. Более 150 стран, следуя официальным документам и рекомендациям ООН, создали свои официальные документы (кон­цепции, программы, стратегии и т.д.), различные государствен­ные и неправительственные организации, которые начали прово­дить политику перехода к устойчивому развитию.

Стратегическая цель перехода к устойчивому развитию заклю­чается в формировании совершенно новой модели национально­го развития, которая, обеспечивая выживание и продолжение дальнейшего поступательного движения цивилизации, не разру­шала бы окружающую природную среду и находилась в гармоничных отношениях с биосферой.

Сущность устойчивого развития за­ключается в сохранении биосферы и человечества, обеспечении безопасности и их совместного развития. Неизбежность перехода всех без исключения стран к устойчи­вому развитию вытекает из потребности решения общих для ми­рового сообщества глобальных проблем. В этом смысле переход к устойчивому развитию — реальный путь решения глобальных про­блем, каждая из которых чревата конкретной опасностью плане­тарной антропоэкологической катастрофы. Новая модель нацио­нального развития возникла именно как попытка найти общую концептуальную платформу совместного выживания многона­ционального человечества, выхода из глобального, и прежде все­го экологического, кризисного состояния, недопущения гибели мировой цивилизации.

Специфика перехода России к устойчивому развитию заключа­ется в приближении приоритетов глобального и национального развития тем целям и критериям, которые обеспечивают выжива­ние человечества при сохранении природной среды. В этом контек­сте необходимо отметить, что приоритеты и цели устойчивого развития, сдвигая национальные интересы в сторону глобальных, не ведут к нивелированию специфики собственно национальных целей, идеалов, ценностей и т.д. Эта ситуация типична не только для России, но и для всех стран мирового сообщества. Однако особенность перехода России к устойчивому развитию все-таки существенно отличается от других стран, как развитых, так и развивающихся.

Россия, включаясь в глобальный процесс перехода к устойчи­вому развитию, вынуждена делать акцент на решении своих внутренних многонациональных проблем, гармонизации своих отношений с другими странами, взявшими курс на реализацию той же стратегии. Крайне важно постепенное согласование наци­ональных и глобальных интересов, связанных с переходом к ус­тойчивому развитию, и принесение в жертву национальных инте­ресов в пользу общечеловеческих в настоящее время практически нереально. Причем такую позицию демонстрирует не только Рос­сия.

В связи с этим переход к устойчивому развитию создает для России некоторые новые возможности по включению в глобаль­ный переходный процесс, но вместе с тем инициирует, особен­но со стороны развитых стран, новые опасности и угрозы политиче­ских, информационных, силовых и экологических воздействий. Иначе говоря, под видом устойчивого развития со стороны вне­шних и внутренних его противников предлагаются действия, явно ему противоречащие, а существуют и открытые оппоненты этой стратегии развития, предпочитающие личные и групповые ин­тересы глобальным интересам всего человечества. Их мнение, конечно, должно быть учтено, для того чтобы найти единственно верную и всеми признанную концепцию и стратегию устойчи­вого развития. Однако вместе с тем вполне оправданно форми­рование как основных направлений, так и целостных концеп­ций и государственной стратегии перехода России к устойчиво­му развитию.

Согласно документам, утвержденным Президентом Российской Федерации («Концепция перехода Российской Федерации к ус­тойчивому развитию» и «Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»), в целях последовательного перехода к устойчивому развитию Россия должна участвовать по мере своих возможностей и международных обязательств в реше­нии глобальных проблем, связанных с взаимодействием общества и природы, способствуя защите и восстановлению экологической системы Земли.

Одна из особенностей перехода России к устойчивому раз­витию — совпадение по времени с переходом к рыночным от­ношениям и демократическим преобразованиям. Поэтому хо­зяйственная деятельность должна ориентироваться не только на достижение высокой экономической эффективности, но так­же на социальную справедливость и экологическую безопас­ность, которые в своем единстве должны стать главным си­стемным критерием стратегического развития национальной безопасности. Именно это и предполагает принятая по инициа­тиве Президента Российской Федерации «Экологическая докт­рина Российской Федерации», одобренная 27 августа 2002 г.

Принятие упомянутых официальных документов — наиболее важные шаги на пути подготовки перехода как России, так и ми­рового сообщества к устойчивому развитию. Однако именно Рос­сии в этом переходе предназначена особая роль, так как она иг­рает, и будет играть определяющую роль в поддержании глобаль­ного экологического равновесия не в ущерб национальным инте­ресам государства.

Это подтверждается следующими фактами. Российская Феде­рация занимает огромную территорию (площадь, приходящаяся на душу населения, составляет 11,5 га, тогда как в США — 3,35, Китае — 0,76, Японии — 0,29), на которой находится четверть мировых лесных ресурсов, не тронутых хозяйственным освоением, что в значительной степени обеспечивает глобальную стабилиза­цию биосферы (наряду с тропическими лесами). Имеются шести­кратное превышение на душу населения запасов нефти по срав­нению со среднемировым уровнем, треть мировых запасов при­родного газа, наша страна занимает второе место в мире по запа­сам водных ресурсов, площади пашни и пастбищ. Россия обеспе­чивает сохранность 20 % мировых запасов жидкой пресной воды.

К этому можно добавить сохраняющийся высокий интеллекту­альный потенциал страны. Переход к устойчивому будущему предполагает кардиналь­ное изменение структуры потребления, экологически обосно­ванное размещение производительных сил, проведение опти­мальной демографической и национальной политики, форми­рование экологического мировоззрения, создание системы вос­питания и образования населения, организацию системы при­родных комплексов рекреационного и курортно-оздоровительного назначения и т.д.

Необходимы также экологически безопасное развитие индуст­рии и сельского хозяйства, транспорта и связи, быта и комму­нального хозяйства, переход на безопасное использование возоб­новляемых и минимально возможное изъятие невозобновляемых природных ресурсов, расширенное применение вторичных ресур­сов, утилизацию, обезвреживание и захоронение опасных отхо­дов; переход на новые формы экологически безопасного взаимо­действия общества и природы.

Специфика перехода России к новой модели цивилизованного развития связана с тем, что, как и в развитых странах Запада, этот переход не определяется демографическими приоритетами. Демографический фактор, связанный с ростом народонаселения, играющий в целом для биосферы планеты негативную роль, не является существенным для России, где имеется низкая плотность населения и ежегодно сокращается его численность на сотни ты­сяч человек. Однако в отличие от развитых индустриальных стран в России не было создано общество потребления, поэтому задача снижения потребления ресурсов населением, приоритетная для индустриально развитых государств, также не определяет страте­гию перехода к устойчивому развитию. Речь здесь идет о сниже­нии ресурсоемкого производства.

Что касается экологической специфики, то темпы и масштабы деградации окружающей среды в России находятся на средне­мировом уровне между развитыми и развивающимися странами. Это определяется тем, что по характеру деградации земель и ле­сов наша страна ближе к развивающимся странам, а по уровню выбросов загрязнений в окружающую среду, их массе и разнооб­разию — к развитым странам. К особенностям в этой сфере следу­ет отнести и очень высокую по сравнению с другими странами мира радиационную загрязненность и высокий уровень загрязне­ния токсичными тяжелыми металлами, пестицидами и органи­ческими соединениями. Необходимо отметить, что даже несмотря на резкий спад объемов производства в России в 1990-е гг. каче­ственного улучшения экологической ситуации не произошло, а в некоторых регионах наблюдалось ее ухудшение. В настоящее время необходимо оздоровление и восстановление нарушенных экосистем на не менее 16 % территории страны, где живет более половины всего населения[43].

Обеспечение стабилизации экологической ситуации в России предусматривает решение следующих национально важных задач:

1)выведение из кризисной экологической ситуации ряда круп­ных городов и промышленных центров;

2)преодоление последствий радиоактивного загрязнения тер­риторий;

3)сохранение природного комплекса бассейна озера Байкал;

4)осуществление Программы «Возрождение Волги»;

5)восстановление нарушенных экологических систем прибреж­ной полосы Черного моря;

6)защита населения и прибрежных территорий от последствий подъема уровня Каспийского моря;

7)сохранение природных комплексов Онежского, Ладожско­го озер и Невской губы;

8)решение экологических проблем Крайнего Севера с обес­печением особого режима природопользования;

9)сохранение и восстановление экосистемы санитарно-курортного комплекса «Кавказские Минеральные Воды».

Важными задачами являются международные направления деятельности России, связанные с восстановлением экологиче­ской системы и видового состава гидробионтов Азовского моря, решение экологических проблем Балтийского, Каспийского, Чер­ного и Аральского морей, Арктического региона и т.д.

Переход России к устойчивому развитию в ближайшие годы может и не выдвинуть на приоритетное место экологические, а точнее природоресурсные, проблемы, так как на первом месте в настоящее время стоят экономические, политические, нацио­нальные проблемы, требующие скорейшего решения. Так, серь­езное негативное влияние на переход к устойчивому развитию России оказывает экстенсивный характер экономики, характери­зующийся одноцелевым использованием природных ресурсов, ог­ромными объемами добычи и продажи сырья, концентрацией про­изводств в ряде регионов без учета их хозяйственной емкости, отсутствием системы переработки бытовых и производственных отходов, освоением новых и списанием нарушенных сельскохо­зяйственных угодий и т.д. Нужно отметить и деформированную структуру экономики с превалированием природоэксплуатирующих производств, создающих постоянную чрезмерную нагрузку на экологические системы, ненадежность технических систем, ведущие к авариям, антропогенным катастрофам и т.д. Россия будет развиваться не по западному образцу и не по типу развивающихся стран, поскольку в настоящее время ей присущи как свои осо­бенности, так и черты индустриально развитых и развивающихся государств.

Важное значение имеет и учет специфики национального мента­литета российского народа, его ориентация не только на прошлое, но и на настоящее и будущее России, предполагающая переход к новой модели развития цивилизации в его высшем варианте — ноосферной ориентации, объединения человечества на рационально-гуманистических, нравственных, экологических основах и т.д.

К особенностям перехода России к устойчивому развитию сле­дует отнести и то, что в концепции переходного процесса необ­ходимо ставить совершенно новую цель всех преобразований, ибо ориентация как на капитализм, так и на социализм в их наиболее современных формах, по мнению многих отечественных и зару­бежных исследователей процесса устойчивого развития, беспер­спективна. Наиболее передовые страны мирового сообщества уже давно уходят от этих социально-экономических моделей, сохра­няя лишь их позитивные фрагменты и тенденции. Цель преобразо­ваний направлена на реализацию стратегии выживания человече­ства, его неопределенно долгое существование и гармоничное взаимодействие с биосферой.

Особенность современного этапа перехода к устойчивому раз­витию заключается в преодолении противоречий между старой и новой стратегиями национального развития в государственном и международном аспектах. Безусловно, Россия, развиваясь, долж­на защищать свои национальные интересы, обеспечивать нацио­нальную безопасность. Однако эти интересы следует оценивать уже на основе новой стратегии устойчивого развития в национальном масштабе, а для этого ее должны осознать и принять как руковод­ство к действию все страны мирового сообщества. Таким образом, продвижение России к устойчивому национальному развитию во многом определяется внешними, международными факторами.

Вне всякого сомнения, каждая страна должна внести свой вклад в снижение антропогенного давления на биосферу. Важно догово­риться, на каких конкретных принципах это будет основано. Каж­дому государству и обществу предстоит выбирать новую страте­гию, где приоритеты выживания и устойчивого развития преоб­ладают над экономическим и демографическим ростом, качество — над количеством, интеллектуально-духовное богатство — над ма­териальным. Именно эта идея должна стать новой национальной идеей для всех стран, которая позволит отказаться от индустри­ально-потребительских идеалов и ценностей и будет частью идеи устойчивого развития всей человеческой цивилизации.

Однако необходимо констатировать, что стратегические цели изменения курса устойчивого развития вступают в противоречие с политикой, тактикой и конкретным поведением ныне действующих властей и народов, которые думают о будущем лишь отдель­ной части своих представителей. Поэтому устойчивое развитие не будет достигнуто без острой политической борьбы, что, по-види­мому, определит драматизм нового века.

Реализация государственной стратегии устойчивого развития России во многом зависит от обеспечения ее национальной без­опасности и безопасности мирового сообщества. Концептуальные положения о тесной связи проблемы безопасности и стратегии устойчивого развития важно реализовать в практике принятия государственных решений, в особенности на уровне доктрин и концепций, а также законотворческой деятельности. Новая стра­тегия обеспечения национальной безопасности должна пронизы­вать все документы по проблемам безопасности Российской Фе­дерации. Принятие государственных решений без учета националь­ной безопасности в основных сферах жизнедеятельности свиде­тельствует прежде всего о неадекватных представлениях в обще­стве о роли и месте национальной безопасности в жизнедеятель­ности социума. Только в том случае, когда на государственном уровне будут приниматься решения по обеспечению националь­ной безопасности одновременно с решениями по реформирова­нию основных видов деятельности, начнется реальный переход к «устойчивому развитию России.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.