Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мониторинг экономических опасностей и угроз

Вопрос 1. Составляющие экономической безопасности России.

Тема 3.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Учебные вопросы:

1. Составляющие экономической безопасности России. Мониторинг экономических опасностей и угроз

2. Энергетическая безопасность России. Пути, средства и способы ее обеспечения

3. Финансовая безопасность: сущность, структура и основные направления развития

Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что проблемам обеспечения безопасности как общества в целом, так и его граждан, должно уделять особое внимание каждое государ­ство на любом этапе своего развития. В условиях современной Рос­сии, в связи с глубоким экономическим кризисом 1990-х гг., по­явлением новых и обострением существующих внутренних и вне­шних угроз особое значение приобретает проблема экономиче­ской безопасности.

Экономическая безопасность — это материальная основа нацио­нальной безопасности. Она служит гарантией устойчивого, ста­бильного развития страны, ее независимости. В настоящее время используют множество различных определений этого понятия. Эко­номическая безопасность — это состояние, в котором народ (че­рез государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути, формы своего экономического развития. Известный российский ученый, академик Л.И.Абалкин считает, что экономическая безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной эконо­мики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянно­му обновлению и самосовершенствованию[50]. Другие авторы пола­гают, что национальная экономическая безопасность — это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспе­чивается гарантированная защита национальных интересов, гар­моничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и вне­шних процессов[51].

По нашему мнению, экономическая безопасность представля­ет собой такое состояние народного хозяйства, которое позволяет удовлетворить всю совокупность реальных, действительных эко­номических потребностей общества, обеспечивает его экономи­ческую независимость, стабильное и устойчивое развитие, про­гресс, достойное равноправное положение в мировом хозяйстве, надежную, т.е. не допускающую перехода за критический предел, защищенность от внутренних и внешних угроз и влияния непред­сказуемых и труднопрогнозируемых факторов.

Таким образом, когда речь идет об экономической безопас­ности государства, то кратко можно сказать, что она состоит в способности народного хозяйства развиваться в устойчивом рас­ширенном масштабе; удовлетворять реальные экономические по­требности общества на уровне не ниже критического предела; обеспечивать экономическую независимость государства; проти­востоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам.

Экономическая безопасность не является абстрактной теоре­тической конструкцией экономической науки. Защищенность на­циональных интересов обеспечивается готовностью и способно­стью институтов власти создавать механизмы реализации и защи­ты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Существуют следующие важнейшие виды экономической без­опасности:

•финансовая;

•энергетическая;

•промышленная;

•оборонная;

•продовольственная.

В последние годы в экономической теории проблемы экономи­ческой безопасности рассматриваются довольно часто, но в ос­новном односторонне и по устоявшемуся шаблону.

Экономическая безопасность государства должна быть пред­ставлена как целостная, единая система. Такой подход позволит не только четко представить систему экономической безопасно­сти государства, но и послужит методологической основой для рассмотрения экономических систем региона, отрасли, предприя­тия, домашнего хозяйства, личности.

Упорядочивающим фактором системы экономической безопас­ности, позволяющим определить совместимость и состав ее эле­ментов, является причастность каждого из них к получению ко­нечного результата. Для определения составных элементов систе­мы экономической безопасности следует четко определить конеч­ную цель обеспечения экономической безопасности. Как отмеча­лось ранее, для обеспечения экономической безопасности госу­дарства необходимо добиться того, чтобы его экономическая си­стема находилась в состоянии, способном развиваться в устойчивом расширенном масштабе, могла удовлетворять реальные эко­номические потребности общества на уровне не ниже критиче­ского предела, обеспечивать экономическую независимость госу­дарства, противостоять существующим и внезапно возникающим опасностям и угрозам.

Для достижения цели по обеспечению экономической без­опасности в ее систему должны войти: объект и субъекты без­опасности, механизм и практические действия по обеспечению безопасности.

Объект безопасности — это то, на что направлены действия субъекта по обеспечению его безопасности. В настоящее время научное экономическое сообщество четко не определилось в по­нимании и однозначной трактовке объектов экономической без­опасности. Чаще всего к ним относят личность, общество, госу­дарство, иногда некоторые элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государствен­ном регулировании экономической деятельности.

Когда мы говорим об экономической безопасности государ­ства, региона, отрасли, то имеем в виду материальную основу для удовлетворения экономических потребностей. В связи с этим объектами безопасности на различных иерархических уровнях яв­ляются: экономическая система государства, отрасль народного хозяйства, экономика региона, фирма или предприятие любой организационно-правовой формы, как хозяйствующий субъект — домашнее хозяйство, личность.

Элементы экономической системы государства как объект эко­номической безопасности государства могут быть представле­ны согласно различным определяющим признакам, например, ис­ходя из содержания и характера возникающих в ней отношений, отраслевой или территориальной принадлежности, роли или ме­ста в создании конечного результата и т.д. Так, исходя из содер­жания и характера возникающих в ней отношений экономиче­ская система общества представляет собой единство трех взаимо­связанных элементов: производительных сил, производственных отношений и экономической надстройки, функционирующих в целях производства благ, необходимых для воспроизводства об­щества, удовлетворения его потребностей.

Субъекты безопасности — это организации, государственные ин­ституты, службы, отдельные личности (оперативные работники, частные детективы, сотрудники служб безопасности и др.), которые обеспечивают безопасность объекта на основе практических действий при реализации механизма обеспечения безопасности.

Очень важным составным элементом системы безопасности является механизм обеспечения экономической безопасности.

Реализация возможностей по обеспечению экономической без­опасности государства находится под влиянием целой гаммы фак­торов: экономических, политических, психологических, научно-технических, социальных и др. Под факторами реализации воз­можностей по обеспечению экономической безопасности пони­мают такие причинно-следственные связи, существующие в си­стеме обеспечения безопасности, которые выступают движущи­ми силами, побудительными мотивами превращения возможнос­ти в действительность и максимизации усилий в использовании внутренних резервов.

Реализация возможностей по обеспечению экономической без­опасности происходит в определенной последовательности. Она протекает как объективный процесс, подчиненный определен­ным закономерностям. Выяснение причинно-следственных свя­зей, последовательности протекания событий по обеспечению экономической безопасности, влияния различных факторов на эти события позволяет определить концептуальную модель — меха­низм обеспечения экономической безопасности.

Данный механизм представляет собой теоретическое обосно­вание последовательности происходящих событий по обеспече­нию экономической безопасности. Это условный образ, схема. Он является теоретическим отображением, представляющим резуль­тат познания тех событий, явлений, которые происходят в реаль­ной действительности.

Формирование механизма обеспечения экономической без­опасности — дело очень сложное. Важнейшим его составным эле­ментом является необходимость определения потребностей в обес­печении экономической безопасности. В настоящее время наука рассматривает категорию «потребность» не столько как состояние нехватки, нужду, дискомфорт, а как отношение необходимого соответствия между нормальным функционированием, развитием организма или протеканием жизненного процесса и условиями или мерой условий этого функционирования. В «Философской энциклопедии» отмечается, что потребность — это «состояние организма, человеческой личности, социальной группы, обще­ства в целом, выражающее зависимость от объективного содержа­ния условий их существования и развития и выступающее источ­ником различных форм их активности».

Несомненно, для обеспечения экономической безопасности государства, предотвращения существующих опасностей и угроз или устранения последствий их воздействия необходимо, чтобы экономическая система государства была способна удовлетворить весь спектр экономических потребностей общества. В основе эко­номических потребностей лежат материальные условия жизни людей и условия производственной деятельности. Удовлетворение экономических потребностей должно создать материальные условия жизнедеятельности человеческого общества, его духовной жизни, воспроизводить как материальные, так и личные факторы производства.

К экономическим потребностям относятся:

• потребности в материальных благах, включающие блага про­изводственного и потребительского назначения (станки, маши­ны, оборудование, пища, жилище, одежда и т.д.);

• потребности в услугах;

• потребности в энергии, тепле, пространственном перемеще­нии вещей и людей;

• потребности в научных разработках в интересах экономики;

• потребности в условиях, способствующих воспроизводству рабочей силы;

• потребности в продуктах труда, являющихся материальной основой производительной и социальной инфраструктуры.

Экономические потребности — это своего рода требования общества к экономической системе. Размеры и структура этих по­требностей неоднородны.

С изменением структуры и возрастанием опасностей и угроз, усилением международной напряженности, появлением форс-мажорных обстоятельств, развитием общественных потребностей и производства экономические потребности возрастают. Их удов­летворение зависит от возможностей экономики, уровня разви­тия производительных сил, степени зрелости производственных и прежде всего организационно-экономических отношений, эф­фективности производства и управления, наличия материальных ресурсов и квалификации трудовых ресурсов и т.д.

Осознанные потребности приобретают форму общественных интересов. Как известно, без потребности нет интереса. Хотелось бы также подчеркнуть, что и потребность, и интересы имеют общественную форму. Они формируются, возникают в опреде­ленном обществе, не свободны от общества, производственных отношений, господствующих в нем. Поэтому, как и сама потреб­ность, так и интерес, ее выражающий, выступают в определен­ной социальной форме. В концентрированном виде обществен­ные интересы представлены в таких официальных документах, как Концепция национальной безопасности, Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации и др.

Осознанные экономические потребности, выраженные через экономические интересы общества, являются информационным потоком для управляющей подсистемы общества по организации производства. Управляющая подсистема на основе внутреннего механизма функционирования экономической системы осуществ­ляет экономическое управление процессом удовлетворения эко­номических потребностей.

На основе учета характера господствующих производственных отношений, объективных экономических законов государство определяет и формулирует цель обеспечения экономической безопас­ности.

Следующим составным элементом механизма обеспечения эко­номической безопасности является определение сил, средств и путей достижения поставленных целей. Несомненно, что в насто­ящее время главными, определяющими являются интенсивные факторы роста общественного производства, а значит, и укреп­ления экономической безопасности государства.

Составным звеном механизма обеспечения экономической без­опасности должен быть и хозяйственный механизм, т.е. совокуп­ность тех средств, с помощью которых можно достичь поставлен­ной цели. Как правило, хозяйственный механизм включает право­вые акты, регламентирующие хозяйственную деятельность, а также совокупность условий, стимулов, побудительных мотивов, объек­тивно существующих в экономике и регулирующих поведение ос­новных экономических агентов.

Если цель показывает направленность функционирования экономики в интересах обеспечения экономической безопасно­сти, а силы, средства и пути достижения поставленной цели — за счет чего эта цель может быть достигнута, то хозяйственный ме­ханизм определяет, каким образом используются имеющиеся воз­можности; он является формой проявления объективных эконо­мических законов, способом хозяйствования. Таким образом, хо­зяйственный механизм представляет собой сознательно разрабо­танный инструментарий управления.

Определив цели, средства их достижения и хозяйственный механизм обеспечения экономической безопасности, соответству­ющие органы управления осуществляют непосредственное управ­ление данным процессом.

В ходе использования возможностей экономической системы общества в интересах обеспечения экономической безопасности государства управляющая подсистема оказывает влияние на уп­равляемую, используя различные принципы и методы управле­ния: административные, экономические, социально-психологи­ческие и др.

Одним из важнейших составных элементов системы экономи­ческой безопасности является практическая деятельность государ­ства по обеспечению своей экономической безопасности. Она вклю­чает ряд практических действий. Прежде всего это уточнение эко­номических интересов и определение приоритетов в хозяйствен­ной деятельности по обеспечению экономической безопасности. На основе этого разрабатываются основные направления эконо­мической безопасности (формулировка целей и задач, определе­ние сил, средств и мер их достижения, разработка механизма обеспечения экономической безопасности, организация конкретных действий, контроль и уточнение экономической политики); ве­дется постоянная работа по выявлению случаев, когда фактиче­ские параметры отклоняются от пороговых значений, а также раз­рабатываются меры по выходу из зоны опасности; организуется работа по выявлению, предупреждению, а в случае необходимо­сти предотвращению выявленных опасностей и угроз.

Потребности обеспечения экономической безопасности фор­мируются под влиянием ряда факторов: объективных и субъек­тивных, внутренних и внешних, прогнозируемых и непредска­зуемых и т.д.

В концентрированном виде они могут выступать как деструк­тивные факторы, оказывающие влияние на экономическую без­опасность. В современной науке выделяют несколько степеней та­ких деструктивных факторов:

1) появление зоны риска — вероятность возникновения обста­новки, способной породить опасность;

2) вызов — провокационные действия или способ давления;

3) опасность — реальная возможность причинить зло, нанести ущерб;

4) угроза — намерение нанести ущерб.

В настоящее время для обоснования четких и наиболее значи­мых путей укрепления экономической безопасности и определе­ния тех сил, которые ее обеспечивают, очень важно выделить наи­более серьезные современные опасности и угрозы. Основой орга­низации, планирования и осуществления практических действий всей системы обеспечения экономической безопасности являют­ся анализ концепции угрозы, оценка характера реальных и по­тенциальных внутренних и внешних опасностей и угроз, кризис­ных ситуаций, а также прочих неблагоприятных факторов. Систе­ма реальных и потенциальных угроз не является постоянной, и такие угрозы могут появляться и исчезать, нарастать и уменьшать­ся, при этом будет изменяться и их значимость для экономиче­ской безопасности.

Одним из важных переходов к анализу угроз является их клас­сификация и ранжирование по характеру и степени той опасно­сти, которую они представляют. При такой классификации могут использоваться различные признаки.

На рис. 8.1 представлена классификация угроз экономической безопасности по следующим признакам:

•по источнику угрозы (внутренние — источник на территории Российской Федерации, внешние — источник расположен за гра­ницей государства);

•происхождению угроз (вызванные политикой государства, инициированные иностранными государствами; исходящие от криминальных структур; конкурентов; контрагентов);

Рис. 8.1. Классификация угроз экономической безопасности

•вероятности реализации (реальные могут осуществляться в любой момент времени, потенциальные могут реализоваться в случае формирования определенных условий);

•последствиям (всеобщие отражаются на всей территории Рос­сийской Федерации или большинстве ее субъектов, локальные отражаются на отдельных объектах);

•отношению к человеческой деятельности (объективные фор­мируются независимо от целенаправленной деятельности, субъективные создаются сознательно, например, путем разведы­вательной, подрывной и иной деятельности, организованной пре­ступности, террористическими группами);

•объекту посягательства (угрозы информации, финансам, пер­соналу, деловой репутации);

•возможности прогнозирования (прогнозируемые на уровне хозяйствующего субъекта и непрогнозируемые);

•величине ожидаемого ущерба (катастрофические, значитель­ные, вызывающие трудности).

При такой классификации угроз на конкретном этапе эконо­мического развития могут выделяться определенные приоритеты безопасности, которые не являются постоянными и могут пре­терпевать значительные изменения в зависимости от конкретной ситуации, характера и степени угроз. Так, в настоящее время, в усло­виях глубокого кризиса, главная угроза экономической без­опасности Российской Федерации находится во внутренней сфе­ре и определяется внутренними проблемами социально-экономиче­ского, политико-правового, демографического, экологического и иного характера.

Совокупность угроз безопасности представляет собой динами­ческую систему причинно-следственных связей с большим чис­лом контуров, обратных связей, наличие которых может значи­тельно усиливать результаты реализации какой-либо конкретной угрозы безопасности. Эта особенность ярко проявляется на совре­менном этапе развития государства, характеризующемся наличи­ем большого числа локальных угроз и быстро нарастающими кри­зисными ситуациями вследствие их взаимодействия.

Рассмотренная классификация угроз безопасности в их взаи­модействии и динамическом развитии однозначно приводит к выводу о необходимости комплексного, системного подхода к решению вопросов обеспечения экономической безопасности на любом уровне управления — государство, регион или отдельное предприятие.

Для того чтобы противостоять давлению извне и своевременно предотвратить реальные внешние опасности и угрозы, их необхо­димо четко выявить. Наиболее опасными из них в современных условиях являются:

•усиливающееся завоевание иностранными фирмами внутрен­него рынка России и, как следствие, возрастание зависимости нашей страны от импорта многих, в том числе и стратегических, видов товаров;

•дискриминационные меры некоторых международных орга­низаций и зарубежных стран во внешнеэкономических отноше­ниях с Россией, протекционистская политика по отношению к нашей стране, вытеснение российских предприятий с традицион­ных внешних рынков, особенно военной и машиностроительной
продукции;

•скупка иностранными фирмами наших предприятий в целях контроля над ними и создания условий для обеспечения собствен­ного успеха в конкурентной борьбе как на внешнем, так и на внутреннем рынках;

•необустроенность таможенной границы и недостаточный экс­портный и валютный контроль;

•неразвитость инфраструктуры экспортно-импортных опера­ций и др.

В последние годы особую опасность для экономической без­опасности государства представляют внутренние опасности и угрозы:

• глубокий спад производства ВВП за годы реформ;

•резкий спад инвестиций в сферу производства, преобладание вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность;

•разрушение научно-технического потенциала и деиндустриа­лизация экономики, старение производственной базы;

•увеличение имущественной дифференциации населения, за­держка выплаты заработной платы и пенсий, социальная напря­женность;

•структурная и отраслевая деформированность российской эко­номики, усиление топливно-сырьевой направленности экономи­ки, свертывание производства в жизненно важных отраслях обра­батывающей промышленности;

•отставание разведки запасов полезных ископаемых от мас­штабов их добычи;

•низкая конкурентная способность отечественной продук­ции;

•возрастание неравномерности социально-экономического раз­вития регионов, нарушение производственно-технических связей между предприятиями, нарушение межотраслевого баланса на­родного хозяйства;

•высокий уровень монополизации экономики, особенно есте­ственных монополий;

•кризис денежной и финансово-кредитной системы; сохране­ние инфляционных процессов;

•несовершенство механизмов формирования экономической политики, лоббизм при принятии экономических решений;

•негативная политика в среде приватизации, резкое заниже­ние стоимости приватизируемых объектов;

•криминализация экономики, рост коррупции, связь некото­рых чиновников государственных органов с организованной пре­ступностью, возможность доступа криминальных структур к уп­равлению частью производства и их проникновение в различные властные структуры, ослабление системы государственного конт­роля, что привело к расширению деятельности криминальных структур на финансовом рынке, в сфере приватизации, экспорт­но-импортных операций и торговли, сокрытие доходов, уклоне­ние от уплаты налогов и т.д.

В научной экономической литературе приводится большое ко­личество показателей состояния экономической безопасности го­сударства. К наиболее значимым из них следует отнести:

• уровень и качество жизни населения, которое можно оценить многими параметрами: средняя заработная плата, индекс потре­бительских цен, производство ВВП или валового национального продукта на душу населения, социальный и физиологический прожиточный минимум, индекс дифференциации доходов (децильный коэффициент), уровень безработицы, уровень потреб­ления основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность жильем, состояние здравоохранения, уровень образова­ния, продолжительность жизни, а также совокупный индекс раз­вития человеческого потенциала, предложенный ООН в конце 1990-х гг., и др.;

•темпы роста (динамика) валового внутреннего продукта и валового национального продукта;

•темпы роста производства продукции основных отраслей или сфер экономики, а также важнейших стратегических видов про­дукции;

•состояние инвестиций в народное хозяйство;

•дефицит (состояние) бюджета;

•состояние платежного баланса;

•конкурентоспособность продукции;

•сальдо внешней торговли (доля в экспорте готовых изделий и высокотехнологичных товаров, импортная зависимость);

•государственный (внешний и внутренний) долг;

•деятельность «теневой экономики»;

•уровень монополизации экономики;

•структура собственности;

•степень управляемости экономикой;

•состояние налоговой системы;

•обеспеченность страны ресурсами;

•количество неплатежеспособных предприятий и сумма непла­тежей;

•уровень производительности труда и эффективности произ­водства;

•состояние и воспроизводство факторов производства;

•уровень расходов на науку, научно-исследовательские открытия и конструкторские разработки (НИОКР), подготовку кадров и др.

К фактам, свидетельствующим о критическом состоянии эко­номической безопасности государства, относятся: нарушение про­изводственных связей; неплатежи, выражающиеся в неоплате го­сударственных заказов; задержки выплаты пенсий и заработной платы работникам бюджетной сферы; монопольное ценообразо­вание на продукцию естественных монополий и порождаемая им «инфляция издержек»; безработица и разгул преступности; демонетаризация экономики и натурализация обмена (бартер) и др.

Рассмотрение теоретических основ экономической безопасно­сти государства убедительно свидетельствует о том, что она зави­сит от очень многих факторов. Для того чтобы не оказаться в поло­жении государства без собственного независимого экономического будущего, необходима целенаправленная работа по выходу из эко­номического кризиса, предотвращению реальных угроз, борьба с криминальными элементами в экономике. В этой связи очень важ­но понимание сущности экономической безопасности в целом и экономической безопасности предприятия в частности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Политической нестабильности | Пути, средства и способы ее обеспечения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.