Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сотрудничество стран в разработке новых возобновляемых источников энергии

Возобновляемые источники энергии - это источники непрерывно возобновляемых в биосфере земли видов энергии: солнечная, ветровая, океаническая, гидроэнергия рек, геотермальная, энергия биомассы и другие. Развитие техники и появление новых технологий периодически дополняют этот перечень новыми видами энергии.

С учетом задач госрегулирования можно выделить первичные источники энергии, используемые для производства электрической и тепловой энергии, и альтернативные виды моторного топлива. К первой категории следует отнести фотоэлектрическую, фототермическую, большую, малую и приливную гидроэнергетику, биомассу, биогаз, продукты гидролиза, бытовые отходы и отходы сельскохозяйственного производства, ветроэнергетику, геотермальную энергетику. Альтернативные виды моторного топлива: этанол и другие добавки в моторное топливо, полученные из растительного сырья, а также использование в качестве моторного топлива водорода непосредственно или в топливных элементах.

С учетом растущих ресурсных и экологических ограничений в ближайшей перспективе большую часть прироста потребностей в топливе и энергии необходимо будет обеспечивать за счет мероприятий по энергосбережению и изменению структуры производства и потребления энергоресурсов.
Переход к крупномасштабному промышленному использованию нетрадиционных и возобновляемых источников энергии требует, по крайней мере, на начальном этапе выработки соответствующей госконцепции, мер гос. и общественной поддержки, а также совершенствования законодательного обеспечения.

Наряду с сокращением потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов и снижением экологической нагрузки стратегической целью использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива является обеспечение устойчивого тепло- и электроснабжения населения и производства в зонах децентрализованного энергоснабжения, в первую очередь в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях.

Повышение энергетической устойчивости.

Потенциал возобновляемых источников энергии составляет около 4,6 млрд т у.т. в год, то есть в 5 раз превышает объем потребления всех топливно-энергетических ресурсов России.

Удельная выработка энергии из возобновляемых источников (без учета большой гидроэнергетики) в России, по данным Международного энергетического агентства, составила, по разным оценкам, в 2004 г. 32-71 кг н.э./чел., что в 5 раз меньше, чем в Германии, в 11 раз – Норвегии, в 10 раз – США. Доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии составила в 2002 г. около 0,5% от общего производства, или 4,2 млрд кВт/ч. К 2010 г. при соответствующей государственной поддержке может быть осуществлен ввод в действие около 1000 МВт электрических и 1200 МВт тепловых мощностей на базе возобновляемых источников энергии.

В то же время имеются ресурсные, соц-экономические и экологические предпосылки для увеличения масштабов использования торфа, биомассы и других видов ВИЭ. В соответствии с исходными показателями проекта федеральной целевой программы «Повышение эффективности энергопотребления в Российской Федерации до 2015 года» экономия энергоресурсов к 2015 г. должна составить 100 млн т у.т. в год при общем потенциале энергосбережения 360-430 млн т у.т. Таким образом, совокупный эффект от использования возобновляемых источников энергии и энергосбережения к 2015 г. может составить около 370 млн т у.т. в год, что сопоставимо с запланированным на этот период объемом экспорта газа (285 млрд куб.м). Увеличение масштабов использования возобновляемых источников энергии позволит повысить энергетическую устойчивость многих регионов Российской Федерации.

Опыт ведущих стран

Энергетика становится существенным фактором международных отношений, а возобновляемая энергетика и энергоэффективность – аргументами, которые влияют на формирование базы международного сотрудничества. В промышленно развитых странах накоплен значительный опыт госрегулирования развития возобновляемой энергии, энергоэффективности и ресурсосбережения. Как ожидается, это позволит странам Евросоюза к 2030 г. увеличить ВНП на 79% при снижении энергопотребления на 7%. В целом европейские государства будут получать от возобновляемых источников энергии не менее трети потребляемой энергии. В США финансирование возобновляемой энергетики и энергоэффективности из федерального бюджета сопоставимо с расходами на атомную энергетику и обращение с радиоактивными отходами.

Опыт ведущих индустриальных стран показывает, что использование ВИЭ на промышленном уровне невозможно без господдержки, причем со стороны как законодательной, так и исполнительной ветвей власти.

 

Отсутствие эффективной стратегии

В РФ определенные меры по развитию возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергоресурсосбережения принимаются на федеральном, региональном и местном уровнях. Однако в целом стройная система управления, соответствующая важности данного сектора энергетики, не сложилась. Содержащиеся в Энергетической стратегии показатели носят индикативный характер и не являются обязательными к выполнению для Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ.

Развитие сектора возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергоресурсосбережения сдерживается в силу отсутствия эффективной стратегии, конкретных программ, необходимых статистических наблюдений и механизмов контроля. Не сформирована соответствующая законодательная и нормативно-правовая база. В частности, не внесены в Госдуму проекты предусмотренных «Энергетической стратегией России на период до 2020 года» федеральных законов «О возобновляемых источниках энергии» и «О теплоснабжении», не развивается законодательство для малой и автономной энергетики, не приняты меры в части технического регулирования в целях энергосбережения и энергоэффективности (в частности, норм и стандартов энергопотребления, тепловой защиты зданий, производства и использования альтернативных видов топлива и т.д.). В данных российской госстатистики (в отличие от Евросоюза и США) отсутствуют показатели, характеризующие состояние сектора возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергосбережения.

В настоящее время в структуре органов исполнительной власти не сформирована система полномочий и ответственности в области возобновляемой энергии, энергоэффективности и энергосбережения. Для координации усилий и широкого обсуждения вопросов развития энергетики на возобновляемых энергоресурсах Комитет по энергетике, транспорту и связи Госдумы Федерального собрания РФ сформировал соответствующий подкомитет, организовал и провел ряд мероприятий, а также принял участие в многочисленных конференциях. Общим результатом указанных мероприятий является осознание острой необходимости формирования и развития энергетики на возобновляемых энергоресурсах в тесной связи с эффективностью использования энергии как значимого и конкретного сектора российской энергетики.

 

Торф и дрова пользуются спросом

Традиционными для России, а также наиболее распространенными и доступными для населения возобновляемыми источниками энергии являются торф и дрова. Для более широкого их вовлечения в топливно-энергетический баланс необходимы последовательные усилия региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Общие запасы торфа на территории РФ оцениваются в размере 162,7 млрд т (при влажности 40%). Наиболее обеспечены торфяными ресурсами северные районы Европейской части страны, Западной Сибири, Урала и Северо-Запада. Запасы торфа могут при соответствующих условиях возобновляться. Ежегодный прирост торфа на болотах России составляет 250 млн т. Запасы торфа только на разрабатываемых месторождениях позволяют довести объем его добычи, эквивалентный 7% от объема ежегодно потребляемого угля.

Благодаря низкой трудоемкости и энергоемкости добычи топливного торфа, простоте транспортных схем и коротким расстояниям вывозки торф в ряде регионов сохраняет конкурентоспособность с другими видами ввозимого твердого топлива. Кроме того, торф характеризуется низким содержанием серы и золы, что обеспечивает невысокий уровень вредных выбросов при его сжигании. В 2000 г. на электростанциях России было использовано 1,7 млн т торфа.
Прогнозируются следующие показатели производства и использования торфа в энергетике на период до 2020 года:

¾ обеспечение новых тепловых электростанций мощностью по 20-30 МВт и котельных в обеспеченных торфом и энергодефицитных северных регионах – до 4 млн т;

¾ увеличение добычи кускового торфа – до 3 млн т;

¾ развитие производства торфяных брикетов – до 1 млн т.

Такой вид топлива, как дрова, в настоящее время используют более 5 млн семей, потребляя свыше 50 млн куб. м древесины. Централизованно топливоснабжающими предприятиями реализуется около 6 млн куб. м дров. Необходимо обеспечить поддержание существующих мощностей по заготовке дров и создание новых на базе лесохозяйственных, лесопромышленных и топливных предприятий.
Важным местным видом топлива, особенно в целях теплоснабжения, являются городские бытовые отходы как источник биогаза. В отличие от получения биогаза в сельскохозяйственном производстве, городские предприятия по утилизации твердых бытовых отходов (ТБО) располагают необходимой финансовой и технической базой для обеспечения полигонов ТБО оборудованием по сбору и использованию биогаза.

 

Совершенствовать законодательство

Для ускоренного развития энергетики на возобновляемых источниках энергии необходимо совершенствование законодательства. Требуется внесение изменений в действующее законодательство для конкретных видов возобновляемых источников энергии: внесение изменений в Водный и Земельный кодексы для урегулирования вопросов разработки торфяников и эффективного использования торфа для производства электрической и тепловой энергии, внесение изменений в Налоговый кодекс с целью уточнения ставок акцизов при использовании этилового спирта и биодизельного топлива в качестве моторного топлива, использования биогаза.
Наряду с этим существуют общие для различных видов источников энергии вопросы, в первую очередь – обеспечение гарантированного приема производимой электрической и тепловой энергии в энергетические сети, а также установление льготных тарифов на вырабатываемую за счет этих источников энергию ввиду ее экологических, социальных преимуществ, повышения надежности указанных систем за счет использования местных источников и т.д. Исходя из этого, представляется необходимым принятие специального федерального закона, регулирующего вопросы использования возобновляемых источников энергии.

По мнению депутатов нашего комитета, необходимо подготовить и внести в Государственную думу проект федерального закона об использовании возобновляемых источников энергии, а также проект федерального закона, стимулирующего развитие энергетики на возобновляемых и местных источниках энергии. Требуется подготовка проектов технических регламентов, регулирующих вопросы: применения топлив с биологическими добавками и эксплуатации транспортных средств, работающих на водороде, топливных элементах и иных нетрадиционных видах топлива, норм энергосбережения при эксплуатации зданий и сооружений различного назначения, качества электроэнергии, вырабатываемой на установках, использующих возобновляемые, нетрадиционные и местные источники энергии.
В целях увеличения доли нетрадиционных возобновляемых источников в балансе потребления первичных энергоресурсов надо внести необходимые изменения в Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2020 г. и Федеральную целевую программу «Энергоэффективная экономика на период 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии сравнения уровня жизни в разных странах | Факторы, определяющие устойчивое развитие экономики (предприятия)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 498; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.