Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и показатели качества продукции




На предприятии

Тема. Качество, стандартизация и сертификация продукции

1.Сущность и показатели качества продукции.

2.Управление качеством продукции. Петля качества.

3.Стандартизация и сертификация продукции.

4.Контроль в системе управления качеством продукции.

5.Сущность и принципы системы качества.

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. Это связано с тем, что в современном мире выживаемость любого субъекта хозяйствования, его устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь, конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй показатель постепенно выходит на первое место.

Качество определяет авторитет субъекта хозяйствования, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на предприятии становится приоритетной задачей для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

Качество продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на производстве.

Понятие «качество» регламентировано ГОСТ 15 467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». В соответствии с этим стандартом, качество – это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

С понятием качества тесно связано и понятие технического уровня продукции – относительной характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями, их значениями.

Качество продукции не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Выделим эти свойства. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна классификация десяти групп свойств и соответственно показателей.

1) Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обусловливают область применения продукции. Для продукции производственно-технического назначения основным может служить показатель производительности, показывающий, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени.

2) Показатели надежности – безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и некоторые из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность является единственным и самым основным показателем качества.

Для характеристики свойств изделия сохранять свои показатели в течение срока хранения и транспортирования используется показатель сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции.

Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время.

Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии.

3) Показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции.

4) Показатели стандартизации и унификации – это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных деталей, тем лучше, это важно как для изготовителя продукции, так и для потребителя.

5) Эргономические показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания.

6) Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия.

7) Показатели транспортабельности выражают приспособленность продукции для транспортирования.

8) Патентно-правовые показатели характеризую патентную защиту и патентную чистоту продукции и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта.

9) Экологические показатели – это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции. Например, содержание вредных примесей, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции.

10) Показатели безопасности характеризуют особенности продукции для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции.

Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено.

Но помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторой продукции и существенно превосходят продажную цену изделия.

Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат.

 

Копт = Q / С,

 

где Q – качество изделия; С – затраты на приобретение и эксплуатацию изделия.

Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели. Этим занимается наука квалиметрия, которая разработала достаточно приемлемые методы по количественной оценке качества, т.е. прирост единицы качества изделия на рубль затрат.

Качество продукции – одна из важнейших базовых составляющих эффективности экономики и государства в целом. Качество продукции – это авторитет государства, что во многом определяется спросом на все виды продукции, производимые в данном государстве. Достаточно обратиться к опыту Японии, Германии, США, Франции, Италии и др.

Последствия производства некачественной продукции можно разделить на три большие группы:

1) социальные, выражающиеся в

– дефиците отечественной высококачественной продукции;

– падении престижа продукции, производимой на национальных предприятиях;

– снижении благосостояния населения данного государства;

– уменьшении прибыли предприятии;

– ухудшении морально-психологического климата в трудовых коллективах и населения в целом.

2) экономические, выражающиеся в

– безвозвратной потере трудовых, материальных и финансовых ресурсов, затраченных на производство некачественной продукции;

– дополнительных затратах на ремонт техники и оборудования;

– потерях инфраструктуры;

– потере валютных средств из-за низкой доли экспорта и т.д.

3) экологические, выражающиеся в

– дополнительных затратах на очистку воздушного, водного бассейнов и земли;

– дополнительных затратах на оздоровление людей;

– потерях от низкой продуктивности и недополучения продукции агропромышленного и лесопромышленного комплексов и др.

Итак, качество продукции в условиях современного производства – важнейшая составляющая эффективности, рентабельности предприятия и поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все – от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранению качества объединены в систему управления качеством.

 

2. Управление качеством продукции. Петля качества

Для получения высококачественной продукции должен проводить целую систему мероприятий, применение которых обеспечивает решение поставленных задач. Управление качеством – это действия, осуществляемые при организации или создании, эксплуатации и потреблении продукции с целью поддержания необходимого уровня качества. Примерная схема управления качеством продукции состоит из следующих основных блоков:

1-й блок. Профессионализм персонала, его мастерство, знания, опыт, физическое и психическое здоровье.

2-й блок. Высокопроизводительная техника и технология.

3-й блок. Характер производственного процесса, его интенсивность, ритмичность, продолжительность.

4-й блок. Экологическое состояние окружающей среды и производственных помещений.

5-й блок. Интерьер и производственный дизайн.

6-й блок. Уровень материальной и моральной мотивации персонала.

7-й блок. Морально-психологический климат в коллективе и др.

Главная цель любого субъекта хозяйствования – это высокое качество производимой продукции и предоставляемых услуг, которые:

– отвечают определенным потребностям в сфере применения и назначения;

– максимально удовлетворяют требованиям потребителей;

– соответствуют применяемым стандартам и техническим условиям;

– отвечают действующему законодательству;

– предлагаются потребителю по приемлемым ценам и др.

На всех субъектах хозяйствования как необходимое условие должна функционировать система управления качеством продукции. Единого подхода к организации данной структуры не существует. Это зависит от системы факторов: специализации предприятия, объема производимой продукции, уровня квалификации персонала, мотивации труда, особенностей производимой продукции и предоставляемых услуг и др.

В последнее время большое распространение получают стандарты ИСО серии 9000, в которых отражен международный опыт управления качеством продукции на предприятии. Политика в области качества может быть сформулирована в виде долгосрочной цели предприятия и включать:

– улучшение экономического положения предприятия через производство высококачественной продукции;

– расширение рынков сбыта;

– достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

– увеличение сроков гарантии на продукцию;

– развитие сервиса;

– улучшение важнейших показателей качества продукции;

В соответствии со стандартами ИСО жизненный цикл продукции в зарубежной практике определяется как «петля качества» и включает 11 стадий:

1) маркетинг;

2) проектирование и разработка продукции;

3) материально-техническое снабжение;

4) подготовка и разработка производственной программы;

5) изготовление;

6) контроль, проведение испытаний;

7) упаковка и хранение;

8) реализация;

9) монтаж и эксплуатация;

10) техническое обслуживание;

11) утилизация.

Наряду с системой управления качеством важная роль в повышении качества на предприятиях принадлежит группам качества, в которых, как правило, участвуют специалисты, опытные рабочие, экономисты и другие работники. Их главная задача – содействовать через проведение системы мероприятий производству качественной продукции.

К сожалению, данная форма участия персонала в повышении качества продукции в Беларуси, и в частности ЛПК, используется недостаточно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6989; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.