Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность, виды, принципы конкуренции




Эффективности экономики

Тема. Конкуренция как важнейший фактор повышения

1.Сущность, виды, принципы конкуренции.

2.Оценка конкурентоспособности предприятия, отрасли, государства.

3.Методические подходы к оценке положения предприятия на рынке продукции, работ, услуг.

Конкуренция – это состязательность между производителями или поставщиками, предприятиями, фирмами, предпринимателями за наиболее выгодные условия приобретения ресурсов, производства и сбыта продукции, работ, услуг в целях достижения лучших результатов работы. Основное содержание конкуренции – это приоритет потребителя, полное удовлетворение его потребностей в конкурентоспособной продукции, работах, услугах.

Различают следующие основные формы конкуренции:

– внутрипроизводственная;

– внутриотраслевая;

– межотраслевая;

– межгосударственная.

Внутрипроизводственная конкуренция – это состязательность между персоналом предприятия, его структурными подразделениями по направлениям улучшения качества производимой продукции, снижения ресурсоемкости и др.

Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли: предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями, по различным направлениям их жизнедеятельности (производство продукции, работ, услуг, удовлетворяющих всем требованиям потребителей, снижение себестоимости, повышение технологичности, экономия времени, повышение квалификации персонала, расширение рынков сбыта, поиск новых и т.д.).

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между отраслями внутри государства за наиболее эффективное использование ресурсного потенциала отрасли (труд, земля, капитал), получение большей прибыли, за выход на внешние рынки и т.д.

Межгосударственная конкуренция – это конкуренция между государствами за рынки сбыта продукции, доступ к природным ресурсам, за интеллектуальные ресурсы, сферы влияния и др.

Различают ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. Снижение цены возможно за счет снижения издержек производства или уменьшения прибыли.

Неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества и с лучшими показателями надежности и сроком службы, более широкого ассортимента, более высокой производительности.

Особое внимание уделяется таким параметрам продукции как экологичность, энергоемкость, безопасность, эстетичность.

В практике имеют место и недобросовестная конкуренция, т.е. конкуренция, при которой используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции. К ней можно отнести:

– продажу товаров по демпинговым ценам;

– контроль над деятельностью конкурента;

– злоупотребление господствующим положением;

– установление дискриминационных цен.

Экономические основы конкуренции закладываются в процессе производства (качество продукции, объемы товарного производства, сроки выхода продукции), но во всей полноте конкуренция проявляется при выходе предприятия на рынок, где осуществляется общественная оценка каждого конкретного производства. Если внутренняя экономическая база окажется слабой и неразвитой, то предприятие при выходе на рынок окажется неконкурентоспособным. Какими бы развитыми не были рыночные и коммерческие отношения, они не дадут должного эффекта, если продукция не будет отвечать сложившимся на рынке параметрам конкурентоспособности. Следовательно, конкуренция хотя и является чисто рыночным явлением, но она охватывает всю структуру экономических отношений от производства продукции до ее сбыта.

Конкуренция выполняет целый ряд важных общественных функций, основные из которых:

– выявление и установление рыночной и общественной стоимости продукции;

– сведение конкретного труда к общественно необходимому;

– выравнивание индивидуальных стоимостей;

– оптимизация издержек производства;

– дифференциация размеров доходов и прибыли в соответствии с различиями эффективности производства.

Сущность рыночной конкуренции состоит не в усилении стихийности рынка, а в стабилизации экономических отношений.

В сфере практической работы или бизнеса может присутствовать как чистая конкуренция, так и соперничество. Чистая конкуренция наблюдается при производстве аналогичной продукции многими предприятиями. Если же в отрасли или на территории количество предприятий небольшое, то конкуренция может протекать совершенно в другом измерении и характеризоваться как соперничество.

Конкуренция должна начинаться задолго до появления продукции на рынке. Предприятия соперничают за приобретение ресурсов по приемлемым ценам, за эффективные формы материально-технического снабжения, рационализацию структуры поставок ресурсов и т.д. Только успешно конкурируя на начальных стадиях производства и продвижения продукции, можно рассчитывать на хороший результат конечной конкуренции.

В зависимости от того, насколько дифференцирована продукция и сколько существует производителей и поставщиков, конкуренция может проявляться в форме монополии, олигополии и собственно конкуренции.

Абсолютная монополия – производство и сбыт недифференцированного продукта осуществляется единственным предприятием на определенной территории. Однако потенциальная конкуренция существует и здесь, поскольку постоянно имеет место угроза перелива сюда капитала из других отраслей. Поэтому монополист вынужден устанавливать относительно невысокие цены на продукцию, чтобы на больший период сохранить место на рынке.

Об олигополии можно говорить тогда, когда несколько предприятий производят практически одинаковую продукцию (пример по ЛПК). В данном случае возникает соперничество за лидерство за счет снижения себестоимости, совершенствования технологии производства, по направлениям улучшения отдельных показателей качества продукции, товарного вида, потребительских свойств, сервиса.

Монополистической конкуренцией можно считать ситуацию, когда конкуренты способны заняться абсолютно нетипичным для данного рынка производством, освоить производство новой продукции, видоизменить качество производимой ранее продукции.

Абсолютная конкуренция действует в условиях соперничества множества конкурентов, производящих одинаковые виды продукции. В этой ситуации цены отличаются относительной психологической дифференциацией.

В любом случае рассчитывать на успех конкуренции нельзя без знания потенциала соперников и характерных для них способов реагирования на изменение рыночной ситуации. Среди наиболее типичных методов реагирования конкурентов на различные формы и цели активности предприятия можно выделить следующие:

активная реакция – выраженная нетерпимость ко всем тактическим и стратегическим мерам, предпринимаемым предприятием с целью продвижения продукции. Реакция может последовать незамедлительно, и напряжение не спадает до окончательной победы одной из сторон. В этом случае очень важен объективный анализ собственных возможностей и потенциала конкурентов, прежде чем вступать в открытую затяжную борьбу.

сдержанная реакция характеризуется отсутствием быстрых действий, продуманностью и уверенностью поведения конкурентов, когда они располагают устойчивым авторитетом и имеют постоянных потребителей.

целевая реакция – это реагирование на решение и поведение предприятий, если они затрагивают основные целевые установки конкуренции и только с целью создать необходимые условия для достижения своих важнейших задач.

избирательная реакция – это реагирование лишь на отдельные виды поведения предприятия, например, снижение цен, методы привлечения потребителей и др.

Приступая к формированию эффективных рыночных отношений, необходимо учитывать конкурентную среду, которая базируется на специфических принципах, определяющих общую результативность механизма конкуренции.

К важнейшим принципам конкуренции можно отнести следующие:

1) принцип наличия предмета конкуренции, указывающий на то, что конкуренция возможна при достаточной конкурентоспособности и высоких потребительских свойствах продукции. Продукция низкого качества не может создавать конкурентной обстановки и выступать гарантом удовлетворения определенных потребностей.

2) принцип альтернативности вариантов предполагает одновременное присутствие на рынке многих конкурентов, представляющих достаточный ассортимент определенного наименования.

3) принцип конкурентной среды означает формирование условий для образования и поддержания конкурентоспособной ситуации: необходимых рыночных структур, механизма ценообразования, систем саморегулирования, порядка контроля за функционированием рыночного хозяйства и т.д.

4) принцип многообразия субъектов конкуренции определяет взаимодействие товаропроизводителей, посредников и потребителей, представляющих собой различные категории контрагентов рынка

5) принцип спроса указывает на то, что для образования конкурентной ситуации следует предварительно сформировать спрос на продукцию и сориентировать производителей на удовлетворение данного спроса.

6) принцип отношения собственности указывает на то, что в роли конкурентов на рынке могут выступать только собственники продукции, их представители, посредники.

7 ) принцип запаса конкурентоспособности требует наличия соответствующей производственно-экономической базы для производства конкурентоспособной продукции.

8) принцип риска означает, что эффективной конкуренции без риска практически не бывает. Умение грамотно рисковать, управлять риском и извлекать необходимые выгоды от рисковых операций – неотъемлемая часть коммерческого расчета.

9) принцип окупаемости предпринимаемых усилий предполагает обязательность экономической выгоды от конкуренции. Бессмысленно вступать в конкуренцию, не рассчитывая на экономический эффект. Однако это не означает наличия рисков получения убытков.

10) принцип обязательности рекламных обещаний предполагает выполнимость обязательств, честные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции и ответственность за нарушение договорной экономической дисциплины.

11) принцип законности используемых методов и приемов конкуренции исключает применение противоправных и непризнанных обществом видов конкуренции. Они не должны противоречить действующему законодательству и цивилизованным нормам поведения участников рынка.

12) личностный принцип предполагает авторитет и высокую социально-экономическую ответственность конкурента (предпринимателя) перед потребителями продукции и общества в целом.

Соблюдение принципов рыночной экономики и конкуренции в частности будет свидетельствовать о переходе к качественно новым экономически отношениям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.