Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебные и воспитательные цели

Правоприменительные органы должны конкретизировать общие предписания правовых норм применительно к конкретной жизненной ситуации, т.е. их деятельность влечет юридические последствия. Правосознание работников этих органов влияет на качественность выносимых актов применения права. Любые деформации правосознания могут негативно отразиться на истинности и правомерности принимаемых юридических решений. Поэтому правосознание - это не просто теоретическая категория, оно имеет большое практическое значение, ибо в процессе применения права правосознание должностных лиц, по сути, влияет на возникающие юридические последствия.

Особую роль играет правосознание в процессе применения права. В этом случае первостепенное значение принадлежит профессиональному правосознанию, т.е. правосознанию судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других работников правоприменительных органов. Особая роль правосознания в этом случае определяется тем, что должностные лица выбирают нормы права, подходящие к данной ситуации, осуществляют их толкование и выносят решение по делу на основе норм права, руководствуясь исключительно своим правосознанием.

При непосредственной реализации права высокий уровень правосознания формирует правомерное поведение граждан, выражающееся в исполнении юридических обязанностей и соблюдении запретов. При этом правосознание особо влияет на правовую активность граждан, т.е. такое поведение в сфере права, при котором активно используются юридические права, граждане выбирают именно юридические средства разрешения своих проблем, используя весь потенциал законодательства. При негативной окрашенности поведенческого компонента правосознания, т.е. при установке на противоправное, а не правомерное поведение, «реализация права» выливается в правонарушения либо уклонение от исполнения предписаний правовых норм. Таким образом, правосознание индивида предопределяет его деятельность в сфере права

В процессе реализации права уровень правосознания субъектов также влияет на качество и полноту воплощения в жизнь предписаний юридических норм. При этом надо помнить, что реализация права может быть как непосредственной, осуществляемой самими гражданами, так и правоприменительной, осуществляемой специальными государственными органами. В зависимости от этих видов реализации права следует рассматривать и роль правосознания.

Научное правосознание формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на значительно более глубоком уровне. Оно характеризуется максимальной глубиной познания сущности правовых явлений, отражает системность правовых связей. В качестве недостатка этого вида правосознания можно указать на отсутствие практических навыков, незнание некоторых процедурных моментов, относящихся к практической стороне правореализационной деятельности.

Профессиональное правосознание присуще людям, имеющим специальное юридическое образование и занимающихся практической юридической деятельностью. Его особенность состоит в доскональном знании правовых норм, регулирующих тот или иной вид юридической деятельности, определенных юридических процедур. Это правосознание практикующих юристов: судей, прокуроров, адвокатов, юрисконсультов и т.д. В качестве недостатка этого уровня правосознания можно отметить некоторую его узость, выражающуюся в том, что практикующие юристы обычно глубоко знают одну (или несколько) отрасль права, в рамках которой они практикуют. Это правосознание не проникает в сущность правовых явлений.

Обыденное правосознание присуще людям, которые сталкиваются с юридической стороной жизни общества лишь эпизодически и не имеют специального образования. Оно складывается стихийно, самопроизвольно и отражает правовые явления на основе повседневного опыта. Обыденные представления о праве носят ограниченный характер, отличаются хаотичностью и разрозненностью.

Научное (теоретическое) правосознание.

Общественное правосознание (правовые представления и чувства общества в целом).

В зависимости от уровня познания сущности правовых явлений, от глубины отражения юридической действительности различают:

- обыденное (массовое, эмпирическое) правосознание;

- профессиональное правосознание;

Роль правосознания в правотворчестве выражается, прежде всего, в том, что правотворческие решения принимаются под непосредственным влиянием правосознания законодателя. Уровень правосознания законодателя, его представления о значимости тех или иных правовых институтов, его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражаются в нормах права, создаваемых в процессе правотворческой деятельности. Законодатель должен отразить в правовых нормах существующий уровень общественного правосознания. При этом надо помнить, что законодатель - субъект коллективный, поэтому индивидуальное правосознание субъектов правотворческой деятельности, несомненно, сказывается на оформлении общей воли законодателя. В процессе правотворчества особую роль играет научное правосознание, т.к. без него невозможно создать качественные законодательные новации. Роль профессионального правосознания также не следует преуменьшать, т.к. юристы-практики, привлеченные к разработке проектов нормативных актов, помогут обеспечить реальную применимость права, его соответствие общественным реалиям, связь права с общественной жизнью и юридической практикой. Профессиональное правосознание в процессе подготовки правотворческих решений поможет избежать пробелов в праве, недооценки процедурных и правореализационных моментов.

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Гарантии законности — условия общественной жизни и меры, принимаемые государством для обеспечения режима законности и стабильного правопорядка.

Гарантии законности можно разделить на:

• общесоциальные;

• специально-социальные — юридические и организационные. Общесоциальные гарантии законности:

1 Экономические — степень экономического развития общества, ритмичности работы хозяйственного механизма страны, роста производительности труда и объема производства; многообразие и равенство всех форм собственности, равенство экономических возможностей субъектов общественных отношений. Наличие экономической независимости субъектов права создает объективные условия для их заинтересованности в законности.

2 Политические — степень демократизма конституционного строя, т.е. наличия развитой системы народовластия, демократических форм и институтов его осуществления; политического плюрализма, позволяющего личности свободно самоопределяться, объединяться в организации по различным интересам; соблюдение принципа разделения властей.

3 Идеологические — степень развития правосознания, комплекса нравственных и правовых представлений о необходимости законопослушного поведения, недопустимости совершения безнравственных поступков, которые одновременно являются противоправными; идеологический плюрализм, ненавязывание государством идеологии, а забота о правовом обучении, воспитании, правовой культуре. Существенное значение имеет широкая информированность населения, свобода прессы, мнений, что позволяет вести публичную борьбу с правонарушениями в любой сфере государственной и общественной жизни.

Экономические, политические, идеологические гарантии законности — это реальная материальная основа для нормального функционирования гражданского общества.

Специально-социальные гарантии законности можно разделить на две группы:

Юридические — предусмотренная законом система специальных средств, посредством которых обеспечивается создание качественных законов, их соблюдение и исполнение;

Организационные — мероприятия организационно-юридического характера, направленные на обеспечение режима законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. К ним относятся кадровая работа, организация условий для нормального функционирования юрисдикционных и судебных органов, их структурных подразделений с целью эффективного противодействия случаям организованной преступности, борьбе с коррупцией и т.п.

Юридические гарантии законности создаются в результате деятельности законодательных, исполнительных, правоохранительных и судебных органов власти по предотвращению и пресечению правонарушении.

1) Деятельность законодательных органов направлена на издание качественных нормативно-правовых актов, которыми устанавливается юридическая ответственность за совершение противоправных действий.

2) Благодаря деятельности конституционного суда обеспечивается неукоснительное соблюдение конституции государства. Рассматривая дела о конституционности нормативно-правовых актов представительных органов власти, правоприменительной практики по жалобам граждан и другие, конституционный суд создает дополнительные и действенные гарантии их совершенства. Это способствует формированию гармоничной единой системы законодательства.

3) Исполнительные органы способствуют укреплению законности своей деятельностью по претворению в жизнь правовых норм основного и текущих законов государства, по охране и защите прав и свобод граждан. Их обязанность состоит в принятии нормативно-правовых актов во исполнение и развитие законов. Существенное значение имеет развитое чувство морально-правовой ответственности должностных лиц и государственных служащих за полное и эффективное исполнение обязанностей в рамках закона.

4) Судебные и правоохранительные органы государства (прокуратура, арбитраж, милиция) выполняют непосредственную работу по профилактике и пресечению правонарушений. От них зависит процессуальное обеспечение норм материального права, реальная жизнь формально закрепленных прав и свобод граждан. Прокуратура осуществляет высший надзор за соблюдением и правильным применением законов. Деятельность судов выражается в форме гражданского, уголовного, административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суде. Качественная и эффективная работа общих и арбитражных судов — одна из важных гарантий стабильности и реальности законности.

5) Значительная роль в укреплении законности и правопорядка в государстве принадлежит органам внутренних дел. Их деятельность осуществляется во имя торжества законности, направлена на охрану общества от преступных посягательств, обеспечивает порядок в общественных местах и др. Законность является основой их деятельности: они должны действовать в целях, установленных правом, на основе права и в правовых формах.

6) Государственные инспекции (администрации) и контрольно-ревизионный аппарат

осуществляют работу по предупреждению, выявлению и прекращению нарушений законности в различных сферах государственной и общественной жизни.

Юридические гарантии законности по ближайшим целям:

1) превентивные (предупреждающие) — состоят в предупреждении правонарушений: предотвращение нарушений администрацией трудовых прав граждан, недопущение незаконного увольнения;

2) прекращающие (пресекающие) — направлены на пресечение выявленных правонарушений: задержание, арест, обыск, подписка о невыезде;

3) восстанавливающие — выражаются в устранении или возмещении негативных последствий правонарушений: принудительное взыскание алиментов, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения;

4) карательные или штрафные — направлены на реализацию юридической ответственности правонарушителей: наказание лица, виновного в совершении правонарушения.

Юридические гарантии законности по субъектам применения:

— парламентские;

— президентские;

— судебные;

— прокурорские;

— административные (управленческие);

— контрольные;

— муниципальные (местные).

Право и законность оказываются эталонами поведения членов общества, в какой-то степени юридической моделью образа жизни в зрелом сообществе. Законность – одна из предпосылок твердой правовой основы общественной жизни. Право и законность помогают упрочению основ государственной жизни и ставят преграды для совершения противоправных поступков. Конкретное состояние правомерности поступков – один из показателей зрелости общественных и государственных институтов.

Соответственно правомерное поведение субъектов правоотношений является важным фактором упрочения законности и правопорядка.

Контрольные вопросы

1. Каковы признаки правонарушения?

2. Что такое деликтоспособность?

3. Что такое вина и каковы ее формы?

4. Каковы составные части состава правонарушения?

5. Виды правонарушений.

6. Что такое позитивная и ретроспективная юридическая ответственность?

7. Каковы основания и цели юридической ответственности?

 

Литература

 

Алексеев, С.С. Общая теория права: учебник/ С.С. Алексеев.- М.: Проспект, 2008.- 576 с.

 

Баглай, М.В. Конституционное право России: учебник/ М.В. Баглай.- М.: Норма, 2008.- 816 с.

 

Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: учеб. пособие/ Т.Н. Радько.- М.: Проспект, 2011.- 135 с.

 

Титов, Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие/ Ю.П. Титов.- М.: Проспект, 2010.- 480 с.

 

1. Закрепить и углубить знания, полученные курсантами в входе лекционных занятий.

2. Прививать курсантам методические навыки при изложении учебного материала.

3. Формирование высокой профессиональной компетенции на основе системы научных знаний и реализации современных требований к подготовке военных специалистов широкого технического профиля.

Время: 90 минут.

Место: класс лекционных занятий согласно расписанию занятий.

Учебно-материальное обеспечение:

1. Мультимедийный комплекс;

2. Презентация.

Методические указания по введению:

 

Занятие начинается в лекционной аудитории с приема преподавателем доклада дежурного по учебному взводу, проверки наличия курсантов, их внешнего вида и готовности к занятию. Преподаватель объявляет тему занятия, учебные цели, время, учебные вопросы, порядок проведения занятия, его роль, важность в структуре изучения данной дисциплины (РЛС) и в формировании высокой профессиональной компетенции по избранной специальности.

Методические указания по заключению:

Преподаватель проверяет усвоение курсантами изученного на занятии учебного материала, дает общий анализ активности курсантами на занятии, выставляет оценки в журнал. Отвечает на возникшие вопросы, выдает задание на самоподготовку, объявляет тему следующего занятия и конец текущего занятия.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
По уровню правосознания | Отношение правдоподобия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.