Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский язык и культура речи Лекция 6




 

Классификация документов:

По фактору адресации:

- внутренняя деловая/ служебная переписка. Внутри одной организации.

- внешняя деловая переписка / официальные письма.

По содержанию и назначению:

- распорядительные

- справочные

- плановые

- и т.д.

По сфере человеческой деятельности:

- управленческая

- научная

-техническая

- производственная

- финансовая

- и т.д

По фактору доступности информации:

- открытого доступа

- ограниченного доступа

- конфиденциального характера

По срокам исполнения:

-срочные

- второстепенные

- итоговые

- периодические

По критерию первичности:

- оригинал

- копия

По форме отправления:

- почтовая пересылка

- факсовые отправления

- электронная почта

 

І. К числу служебных документов внутри организации относятся:

• Распорядительные документы – реализуют управление по вертикали, представляют собой нормативно- правовой акт. Состоит из констатирующей и распорядительной части.

* Приказ:

- по организационным вопросам.

- по основной деятельности.

- по личному составу.

• Справочно-информационные и справочно-аналитические документы. Содержат информацию о фактическом положении дел.

* Акт - составляется при участии нескольких лиц, отражает факты и события. Состоит из вводной части (основания для составления акта), №, дата, само событие, выводы и заключение. Подписывается председателем комиссии и его членами.

* Справка – содержит запрошенную информацию или подтверждение событий, обязательно наличие печати.

* Служебные записки – документы адресованные руководству.

1) Докладная записка (конкретные вопросы)

2) Аналитическая записка (подробный анализ ситуации)

3) Обзорная записка (обсуждение нескольких вопросов, допускается объем до 5 страниц).

4) Информационно – статистическая записка.(использование таблиц, графиков, схем).

* Заявление – доведение до сведения должностного лица информации узкой направленности.

1) Заявление – просьба (ходатайство)

2) Заявление – жалоба

3) Заявление – объяснение

4) Заявление – констатация

* Договоры и доверенности – документы фиксирующие соглашения сторон об установлении каких-либо отношений и фиксации их. Содержат: наименование сторон, этапы и результаты работы, наименование документов, условия и сроки поставки, срок действия, стоимость, порядок сдачи/ приемки, ответственность сторон, гарантии, риски, порядок разрешения споров.

Доверенности:

- личная

- официальная

ІІ. Официальные документы.

Классификация:

По тематическому признаку:

- деловая

- коммерческая

По функциональному признаку:

- требующие ответа (запрос, предложение, рекламация, обращение)

- не требующие ответа

По признаку адресата:

- обычные письма

- циркулярные письма (один источник и несколько адресатов)

По особенностям композиции:

- однострочные

- многострочные

По структурным признакам:

- регламентированные

- нерегламентированные

 

Простые деловые письма (письмо-сообщение, письмо- просьба, письмо- приглашение, письмо- благодарность, сопроводительное письмо, письмо- подтверждение).

Коммерческие письма (коммерческий запрос, оферта, письмо- предложение, письмо- рекламация).

 

Правила и стандарты сокращений приведены в ГОСТ 7.12.77 (СТС ЭВ 2012-79).

 
 
Культуру речи составляет: - нормативный компонент - коммуникативный компонент - этический компонент.  

 


Языковая норма – однообразное, образцовое, общепринятое употребление языковых элементов.

Виды:

- орфоэпическая

- орфографическая

- пунктуационная

- синтаксическая

- словообразовательная

- лексическая.

Этическая норма – представляет знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях (речевой этикет).

Лексические нормы – правила применения слов в речи (толковый словарь).

 

Типы речевых ошибок:

  1. Неточный выбор слов (лексического компонента).
  2. Ассоциативные ошибки.
  3. Эвфемизмы - нейтральное по смыслу и эмоциональной «нагрузке» слово или описательное выражение, обычно используемое в текстах и публичных высказываниях для замены других, считающихся неприличными или неуместными.
  4. Алогизмы – сопоставление несопоставимых понятий.
  5. Подмена понятий.
  6. Нечеткое разграничение конкретных и отвлеченных понятий, видовых и родовых наименований.
  7. Нарушение лексической сочетаемости

 

Типы не сочетаемости:

• семантическая (по смыслу)

• грамматическая

• речевая

Тавтология - повторение однокоренных слов.

Плеоназм – лишние слова, излишества – ненужные, уточняющие слова.

• речевая недостаточность – случайный пропуск слова.

Эллипсис – стилистическая фигура, основанная на осознанном пропуске слов.

полисемия (многозначность)

• омонимия (одно звучание, разное значение)

Омофоны – звук совпадает, разное написание.

•не различение паронимов (однокоренные слова, разные по значению, но сходные по звучанию) лицо-личность.

Парономазия случайное фонетическое сходство не однокоренных слов (нарты – нары)

 

Коммуникационное значение речи:

- точное словоупотребление

- логичность речи

- понятность языка:

А. неограниченная сфера употребления

Б. ограниченная сфера употребления (профессионализмы, термины, диалектизмы, жаргонизмы)

 

- активность использования:

А. употребляемые в современном языке.

Б. слова вышедшие из употребления

В. Неологизмы (активно не употребляются).

 

Заимствование

1) иноязычные, прочно и активно вошедшие в язык

2) слова распространенные и являющиеся единственным наименованием понятия, осознающееся, как единственное (тротуар).

3) Не очень распространенные слова (контракт)

 

- чистота речи (отсутствие слов - «паразитов»)

- богатство речи (многозначность, синонимия, запас слов, экспрессивно окрашенная лексика, словообразование, грамматический стой язык)

- выразительность речи.

 

Литература:

Русский язык и культура речи В.И.Максимов

Русский язык и культура речи Введенская, Павлова, Кашаева

Русский язык и культура речи И.Б.Голуб

(учебное пособие)

Русский язык и культура речи Ипполитова, Князева, Савова

Русский язык и культура речи О.Я.Гойхман




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.