КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Для развития максимальной силы применяются два метода - метод многократных субмаксимальных напряжений и метод кратковременных максимальных напряжений
Метод многократных субмаксимальных напряжений (вес отягощения 80 - 90% от максимума) применяется тогда, когда стоит задача увеличить активную мышечную массу тела и максимальную силу (Рост активной мышечной массы оказывает влияние на увеличение максимальной силы). Какие требования рекомендуется соблюдать, чтобы увеличить активную мышечную массу тела и максимальную силу: -вес отягощения - 80 - 90 % от максимума; -количество повторений – 6 - 8 раз; -количество серий – 13-15 (П ринято считать, что 100 повторений является физиологически оптимальной нагрузкой); - скорость выполнения упражнения - медленная или умеренная; -время отдыха – 2- 3 мин. Систематических тренировки с применением метода многократных субмаксимальных напряжений стимулируют увеличение поперечного сечения (толщины) мышечных волокон, что и лежит в основе тренировочного процесса культуристов. (Чем больше объем мышцы, тем больше абсолютная сила человека). Подбор оптимального веса отягощения рассчитывается по таблице (Табл.1). Таблица 1. Определение веса отягощения. _____________________________________________________________ Зоны интенсив-: Показатели максимальной силы, кг …………. ности,%: 50: 60: 70: 80: 90: 100 80 – 90: 40-45 48-54 56-63 64-72 72-81 80-90 90-100: 45-50 54-60 63-70 72-80 81-90 90-100 М етод кратковременных максимальных напряжений применяется тогда, когда стоит задача увеличить максимальную силу, не увеличивая, при этом, активную мышечную массу тела. Соблюдаются следующие требования: – вес отягощения - 90-100 % от максимума; – количество повторений – 1-3 раза; – количество серий – 7-10; – характер выполнения упражнения – взрывной; – время отдыха – 3- 4 минуты. Технология развития скоростной силы. Для развития скоростной силы применяется метод многократных лёгких и средних напряжений.
Основные требования: – вес отягощения - 30 - 80 % от максимума; – количество повторений – от 3-5 до 15-20 раз (в зависимости от отягощения); – скорость выполнения упражнения – максимально возможная; - количество серий – 7-8; -время отдыха - 3-5 минут. Примечание. Время отдыха зависит от времени восстановления ЧСС. Каждое последующее упражнение рекомендуется начинать тогда, когда ЧСС восстанавливается до 120 – 130 уд. в мин. Технология развития силовой выносливости. Силовая выносливость отражает способность выполнять работу силового характера в течение продолжительного времени без снижения ее эффективности. Для развития силовой выносливости применяется экстенсивный интервальный и интенсивный интервальный методы. Основа обоих методов - многократное повторение упражнения. При применении экстенсивного интервального метода рекомендуется соблюдать следующие требования: - вес отягощения - 30-40 % от максимума; - количество повторений – 30-40 раз; -скорость выполнения упражнения – средняя; -время отдыха - 2-3 минуты. Интенсивный интервальный метод отличается от экстенсивного большим весом отягощения, более высокой скоростью выполнения упражнения и меньшим временем отдыха: - вес отягощения -50-60 % от максимума; -время выполнения – 20-40 с (количество повторений не учитывается); - скорость выполнения упражнения - максимально возможная; - продолжительность отдыха - 1-1,5 минуты. Примечание. Силовая выносливость оценивается временем выполнения контрольного упражнения до полного утомления, «до отказа». Особенности начального этапа силовой тренировки. Начальный (базовый) этап силовой тренировки – это упражнения с малыми и средними отягощениями, упражнения на тренажерах, тренировки легкого и среднего напряжения. Продолжительность базового этапа силовой тренировки – 3 - 6 месяцев.
Средствами развития силы являются упражнения с сопротивлением (отягощением). На первом этапе средствами тренировки являютсяупражнения комплексного воздействия: - упражнения с массой собственного тела (отжимание от пола, подтягивание на перекладине, отжимание на брусьях, лазание по канату и т.д.); - упражнения с легкими отягощениями (гантели, гири, набивные мячи, утяжелители и т.д.); - упражнения с партнером (армрестлинг, борьба и т.д.); - упражнения на тренажерах. На втором этапе силовой тренировкиосновными тренировочными средства являютсяупражнения преимущественно локального воздействия: - упражнения для повышения силы мышц верхнего плечевого пояса; - у пражнения для укрепления мышц спины; - упражнения для повышения силы мышц поясничной части тела; - упражнения для повышения силы мышц ног. Физиологи считают, что увеличение силы происходит не во время тренировки, а во время восстановления, отдыха, на фоне суперкомпенсации израсходованной энергии. Наиболее очевидно это проявляется в системе подготовки спортсменов, занимающихся атлетической гимнастикой, которые в понедельник, среду и пятницу тренируют мышцы верхнего плечевого пояса, а во вторник, четверг, субботу – мышцы ног. Время «возвращения» энергии зависит от того, насколько тренировочные средства, режимы и объемы нагрузки адекватны уровню подготовленности атлета. Положительно влияет на восстановление упражнения циклического характера, выполняемые в медленном и умеренном режимах нагрузки (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.). Активному восстановлению способствует баня (сауна), солнечные ванны, массаж. Хорошее восстановление свидетельствует о компенсации израсходованной энергии. Примечание.1.Начальный этап силовой тренировки сопровождается активной реакцией организма на нагрузку. Первые признаки увеличения силы появляются после 3-4 тренировок, а первые признаки роста активной мышечной массы - через 3-4 недели регулярных занятий. 2. Динамика и уровень развития силовых качеств определяет технология тренировочного процесса. Быстрота. Под быстротой понимают скоростные способности, возможности выполнять двигательные действия за минимальное время.
Двигательному действию предшествует реакция на ситуацию. Различают простые и сложные реакции. Простая реакция – это промежуток времени от момента появления сигнала до момента начала движения. Сложная двигательная реакция — это реакция «выбора», когда из нескольких возможных действий мгновенно выбирается одно, адекватное ситуации. Быстрота двигательной реакции зависит от скорости протекания возбуждения от рецепторов (зрительного, слухового, тактильного и др.) в центральную нервную систему и получения эфферентного сигнала от центральной нервной системы в мышце. С физиологической точки зрения, проявление скоростных способностей зависит от частоты нервно-мышечной импульсации, скорости перехода мышц из состояния напряжения в состояние расслабления. С биохимической точки зрения, быстрота двигательных действий зависит от содержания аденозинтрифосфорной (АТФ) кислоты в мышцах, скорости ее расщепления и усвоения. Проявление скоростных способностей имеет генетическую связь, зависит от процентного соотношения в мышцах волокон типа 1, 2 «а» и 2 «б». Установлено, что чем больше в мышцах волокон типа 2 «а», тем сильнее проявляются скоростные способности (В мышцах человека волокон типа 2 «а» в среднем около 33%).
Методы развития скоростных способностей. Повышение уровня скоростных способностей связано с развитием скоростно-силовых качеств, повышением скоростной выносливости и с совершенствованием техники движений. Скоростные способности развиваются только тогда, когда тренировочные упражнения выполняются с максимальной скоростью (в зоне 96-100% индивидуальных возможностей). Основными методами развития скоростных способностей являются повторный, соревновательный и игровой. -упражнение выполняется с установкой на максимальную скорость движения; -упражнение выполняется с установкой на максимальную частоту движения*; - упражнения выполняется с изменением скорости, темпа и ускорения по заданной программе.
Игровой метод - упражнения, выполняемые с максимально возможной скоростью и темпом в условиях подвижных и спортивных игр. Базовой основой развития скоростных способностей курсантов являются упражнения, которые по форме, мощности и скорости выполнения адекватны специфике будущей профессиональной деятельности: передвижение в стойке с изменением направления движения; передвижение в стойке с нанесение ударов рукой, ногой; удары в прыжке; «бой с тенью», беговые и прыжковые упражнения, броски на скорость, защитно-атакующие действия в скоростном режиме и др. Примечание*. Максимальная частота движений зависит от лабильности нервных процессов, определяющих скорость перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно. Технология подготовки к сдаче контрольных нормативов в беге на 100 м и в «челночном беге». При подготовке к сдаче контрольных нормативов в беге на 100 м и в «челночном беге» в тренировке используются упражнения скоростного характера: бег на месте с высокой частотой и скоростью движения; старты из различных положений (сидя, лежа, стоя, с изменением направления бега); ускорения на 10-15 метров; бег с максимальной скоростью на 30 - 60 метров; бег с «ходу» на 10-30 метров с предварительным ускорением; бег под уклон; бег вверх по лестнице с максимальной частотой и скоростью движения; бег с изменением направления движения; многократные прыжки вперед, вверх, в стороны, отталкиваясь одной и двумя ногами и т. д. Бег на 100 метров является циклическим упражнением, условно подразделяющимся на четыре фазы - старт, стартовое ускорение, бег по дистанции, финиш. На что следует акцентировать внимание? Во - первых, нужно оптимизировать положение рук, ног, туловища на старте. Значимость стартового положения в беге на 100 м и в «челночном беге» очень высока. Оптимальное положение на старте создает условие для реализации индивидуальных возможностей, определяет частоту и длину шагов, динамику ускорения, технику бега. Во-вторых, надо освоить технику старта. Старт выполняется под команду (или самостоятельно) с ускорением на 5 - 15 м. Акцент делается на оптимизацию частоты и длины шагов, постановку ноги на переднюю часть стопы, работу рук и ног. Количество повторений в серии -3-5. Количество серий - 2-3. Время отдыха между стартами –1-2, между сериями – 4-5 минут. Стартовое ускорение, как и техника старта, отрабатывается под команду или самостоятельно. Ускорения выполняются сериями, длина дистанция - 15 - 30 м. Отдых между ускорениями – 2 - 4 мин. Результат в беге на 100 м во многом определяет скоростная выносливость, умение удержать скорость стартового разгона до финиша. Скоростная выносливость в беге на 100 м – это движения с максимально возможной скоростью, темпом и усилиями. Для развития скоростной выносливости используются упражнения, которые по своей продолжительности не превышают 15-20 секунд: повторный бег на 40-60 м с максимальной скоростью - 5-6 раз, бег на 80-100 м со скоростью 90-95% индивидуальных возможностей - 4-5 раз, бег на 120-130м со скоростью 85-95% индивидуальных возможностей -3-4 раза.
Выносливость. Выносливость– способность выполнять физическую работу без снижения ее эффективности в течение продолжительного отрезка времени. Выносливость понимают, как способность человека бороться с утомлением. Выносливость отражает работоспособность и по специфике своего проявления имеет 2 определения - общая выносливость и специальная выносливость. Общая выносливость характеризует способность выполнять физическую работу в аэробном режиме (Аэробный режим - это режим двигательной деятельности, когда ЧСС не превышает 140-150 уд. в мин.). Выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности классифицируется как специальная (игра в футбол, в теннис, борьба, бокс, плавание, бег и т.д.). Специальная выносливость - это способность противостоять утомлению в условиях максимальной мобилизации функциональных возможностей организма в анаэробном режиме двигательной деятельности, когда ЧСС превышает 160 уд.в мин. Физиологической основой выносливости являются аэробные возможности организма, проявление которых зависит от наследственности (генетического фактора) и уровня функциональной подготовленности. На проявление выносливости оказывает влияние личн остно-психические характеристики - мотивация на достижение результата, волевые качества, выдержка и умение терпеть, выполнять физическую нагрузку «через не могу». Проявление выносливости связано с понятием утомления. Утомление - это естественная реакция организма на нагрузку. Утомление отражают уровень и резервные возможности систем организма, обеспечивающих двигательную деятельность. Примечание. Утомление бывает физическим, эмоциональным, умственным, сенсорным. Методы развития выносливости. Для развития аэробных возможностей применяется равномерный метод. Равномерный метод тренировки – это двигательная деятельность, выполняемая с одинаковой скоростью и темпом в течение продолжительного времени – от 15-20 мин. до 60-90 мин. Для развития анаэробных возможностей применяется переменный, интервальный, игровой и соревновательный методы тренировки. Переменный метод – это последовательное варьирование двигательного режима, путем направленного изменения скорости, темпа, величины усилий. Интервальный метод – это чередование стандартных и переменных режимов нагрузки. Игровой метод – это развитие выносливости спортивными играми и игровыми упражнениями. Соревновательный метод – это развитие выносливости посредством участия в незначимых соревнованиях.
Технология подготовки к сдаче контрольных нормативов в беге на 1000, 2000 и 3000 метров. Подготовка к сдаче контрольных нормативов в беге на 1000, 2000 и 3000 метров проводится в 2 этапа. Первый этап – этап общей выносливости, второй – этап специальной выносливости. Задача первого этапа подготовки - повышение аэробных возможностей организма. Основной метод тренировки – равномерный. Средствами развития аэробных возможностей являются упражнения циклического характера (бег, езда на велосипеде, плавание, ходьба на лыжах и т. д.), продолжительностью от 15-20 до 60-90 мин. Двигательная активность умеренная, пульсовой режим в тренировке не превышает 140 – 150 уд. в мин., тренировки носят системный характер, нагрузка отвечает индивидуальным возможностям. Задача второго этапа подготовки - повышение анаэробных возможностей (повышение способностей организма выполнять двигательные действия в условиях недостатка кислорода). Эффективным средством развития специальной выносливости являются специальные упражнения, максимально приближенные к профессионально-прикладной деятельности («челночный бег», бег с препятствиями и т.д.). Систематические тренировки на выносливость стимулируют увеличение количества капилляров и митохондрий в мышцах, что способствует ускорению обменных процессов в мышце и повышению уровня выносливости. Тренировки на выносливость «сжигают» лишний вес, повышают работоспособность, способствуют сохранению хорошей фигуры и т.д.
Гибкость. Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Хорошая гибкость – это следствие хорошей подвижности в тазобедренном, коленном, плечевом, локтевом, голеностопном, позвоночнике и др. суставах. Хорошая гибкость обеспечивает свободу и координацию двигательных действий, а плохая, напротив, отрицательно влияет на амплитуду движений, ограничивает реализацию потенциальных возможностей. Гибкость имеет 2 формы проявления – активную (следствие собственной активности мышц) и пассивную (следствие активных внешних воздействий). Проявление гибкости зависит от характера разминки, времени суток, температуры воздуха, климатических условий и др. факторов. Положительные эмоции и мотивация улучшают гибкость, а отрицательные, напротив, ухудшают. Есть мнение, что гибкость имеет генетический след.
Технология развития гибкости. Методы развития гибкости: - повторный; - игровой; - соревновательный. Для развития гибкости используют упражнения амплитудного характера. Различают активные, пассивные и статические упражнения. Статические упражнения – это упражнения с сохранением положения (позиции) в течение определенного времени. Примечание. Для курсантов учебных заведений МВД РФ важным является развитие специальной гибкости, подвижности в тех суставах, которые оказывают влияние на формирование и проявление специальных двигательных навыков. Ловкость и технология ее развития. Ловкость — это способность быстро овладевать новыми движениями и рационально выполнять двигательные задачи. Ловкость проявляется в различных формах двигательных действий. О степени ловкости судят по тому, насколько двигательные действия рациональны ситуации, и настолько они быстры и точны. Средствами развития ловкости являются: - упражнения с предметами (броски, ловля и т.д.); -упражнения с изменением положения тела и его частей; -упражнения в различных видах передвижений (ходьба по бревну, бег по разметке, лазание по канату, ползание, преодоление препятствий и т.д.); -упражнения с сопротивлением (перетягивание каната, борьба, фехтование, бокс, игра в салки и т.д.). С физиологической точки зрения, качество проявления ловкости определяется объемом условно-рефлекторных связей, сформированных в процессе накопления опыта (базы) двигательных навыков. Тренировать ловкость - это значит повышать тренированность ЦНС, это значит увеличивать число разнообразных двигательных условных рефлексов. Тренировочная нагрузка. Под термином «нагрузка» понимается заданное требование (количество тренировок, вес отягощения, объём нагрузки, и т.д.). Реакция на нагрузку зависит от уровня физической подготовленности, объема и интенсивности нагрузки, динамики восстановления и других факторов. Первые признаки адаптации к физическим нагрузкам проявляются через 2 – 3 недели тренировок (на более качественном уровне начинает функционировать сердечнососудистая система). В первые годы тренировок нагрузка увеличивается равномерно, ежегодное ее увеличение составляет 20-30 %. На уровне 2-го – 1-го спортивных разрядов нагрузка может увеличиваться неравномерно, вследствие лимитирующих факторов в уровне физической подготовленности атлета, динамики спортивных результатов и других объективных причин. Процесс подготовки спортсменов высокой квалификации имеет свою специфику, базовой основой которого являются тренировочные средства, режимы и объемах нагрузки, которые по психофизиологического воздействию адекватны требованиям планируемого уровня подготовленности, требованиям прогнозируемых результатов победителей и призеров чемпионатов Европы, мира, олимпийских игр. Отправной точкой тренировочного процесса являются модельные характеристики, режим нагрузки, зоны интенсивности (табл.2). Интенсивность – это характеристика режима двигательной деятельности. В циклических видах спорта (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.) интенсивность оценивается скоростью, в ациклических (атлетическая гимнастика, бокс и т.д.) – темпом ( количеством двигательных действий в единицу времени). Двигательная деятельность человека многообразна, она отличается по форме, характеру, продолжительности, усилиям. Таблица 2. Зоны интенсивности нагрузки.
Заключение. Физическая подготовка курсанта – это целенаправленный педагогический процесс, направленный на развитие физических качеств, навыков и умений. Достижение высокого уровня физической подготовленности сопряжено с применением адекватных методов тренировки, тренировочных упражнений, режимов и объемов нагрузки. Высокий уровень развития силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости является базовой основой специальных двигательных навыков и умений, процесс формирования которых проходит на фоне многократных повторений, возбуждение одних и торможения других нервных центров. Двигательный навык – это цепь последовательно закрепленных условно рефлекторных двигательных действий, которые выполняются автоматически без участия сознания. Процесс повышения уровня физической подготовленности – это процесс адаптации систем организма к тренировочным воздействиям, к упражнениям, режимам и объемам нагрузки. Организм должен приспосабливаться и это является исключительной целью тренинга (Mike Meltzer). На адаптации построена Теория Selye. Высокий уровень физической подготовленности - это уверенность в собственных силах, это психическая устойчивость в стрессовых ситуациям, это основание для высокой самооценки и т.д.
Литературные источники 1.Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988. 2.Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки. - М.: Лептос, 1994. 3.Ильинич В.И. Физическая культура студента. -М.: «Гардарики», 2000. 5.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |