Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по выбору схем декларирования




  Степень потенциальной опасности Конструкция (проект) Чувствительность показателей безопасности   Дополнительно
невысокая признается простой малочувствительны -
невысокая - - Характеристики продукции имеют большое значение для обеспечения безопасности.
невысокая простая высокая
- простая высокая
высокая сложная малочувствительны Выбор определяется степенью чувствительности и сложностью конструкции.
высокая сложная малочувствительны
высокая сложная высокая -

 

Таблица 12.4.

Схемы сертификации

№ схемы (прежний № схемы) Действия участников сертификации
  АИЛ   ОС
1c (1) Проводит испытание типового образца продукции. Выдает сертификат.
2c (1а) Проводит испытание типового образца продукции. Проводит анализ состояния производства. Выдает сертификат.
3c (2,3,4) Проводит испытание типового образца продукции. Выдает сертификат. Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (испытание образцов продукции).
4c (2а,3а,4а) Проводит испытание типового образца продукции. Проводит анализ состояния производства. Выдает сертификат. Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (испытание образцов продукции и анализ состояния производства).
5c (5) Проводит испытание типового образца продукции. Проводит сертификацию СК или производства. Выдает сертификат. Осуществляет инспекционный контроль за сертифицированной продукцией (контроль СК (производства), испытание образцов продукции).
6c (7) Проводит испытание партии продукции. Выдает сертификат.
7c (8) Проводит испытания каждой единицы продукции. Выдает сертификат.
         

 

Схемы 4с и 5с используются также в случае, когда результаты испытаний типового образца в силу их одноразовости не могут дать достаточной уверенности в ста­бильности подтвержденных показателей в течение срока действия сертификата соответствия или, по крайней мере, за время до очередного инспекционного контроля.

Выбор между схемами 4с и 5с определяется степенью чувствительности значений показателей безопасности про­дукции к изменению производственных факторов, а так­же весомости этих показателей для обеспечения безопас­ности продукции в целом. Схема 5с в наибольшей степе­ни решает такие задачи, но она применима не ко всем изготовителям. Например, в сфере малого предпринима­тельства такая схема будет достаточно обременительна из-за трудности создания в маломасштабном производ­стве системы качества, соответствующей современным требованиям, и из-за высокой стоимости сертификации системы качества.

Схемы 6с, 7с в основном предназначены для продук­ции, приобретенной продавцами и не имеющей сертификата соответствия, например, продукции, закупленной за рубежом.

В отдельных случаях схемы 6с, 7с могут применяться и изготовителями, например, при разовой поставке партии продукции или при выпуске уникального изде­лия.

В некоторые схемы входит поверка производства. Ее осуществляют с помощью сертификации систем качества и производства (схемы 5с) или путем анализа состояния производства (схема 4с). По результатам анализа состояния производства составляется Акт, который является условием выдачи сертификата соответствия.

4. Анализ полученных результатов и принятие решения о выдаче сертификата соответствия (регистрации декларации). В результате анализа выносится решение о том, соответствует ли продукция требованиям идентификации, требованиям безопасности в соответствии с обязательными требованиями технических регламентов или требованиям, установленным заявителем в случае добровольной сертификации. При отрицательных оценках соответствия орган выдает решение об отказе в выдаче сертификата.

5. Выдача сертификата (регистрация декларации) и маркировка знаком обращения или соответствия. Сертификат и декларация действительны только при наличии регистрационного номера, который присваивает ОС. Далее ОС информирует ФАТР для занесения информации в Государственный реестр.

1. Инспекционный контроль за сертифицируемой продукцией. Контроль проводится путем периодических и внеплановых проверок в течение всего срока действия сертификата в форме постоянного анализа информации о сертифицированной продукции (услуге) и инспекционных проверок.

Цель: 1.Убедиться, что продукция или услуга продолжают соответствовать требованиям, подтвержденным при сертификации.

2. Проверяется, как обладатель сертификата выполняет условия на право применения знака обращения или соответствия.

Внеплановый контроль проводят на основании информации о претензиях к качеству сертифицированной продукции (услуги) от потребителя, федеральных органов, обществ по правам потребителей и др. Решение о проведении внеочередных проверок принимает ОС.

Объем и периодичность инспекционного контроля зависят:

1) от степени потенциальной опасности продукции (услуг);

2) стабильности качества услуг;

3) объема выпуска продукции и выполняемых услуг;

4) примененной схемы сертификации;

5) наличия системы качества;

6) затрат на проведение контроля;

7) итогов проведения сертификации или предыдущих инспекционных проверок.

 

Благодаря обязательной сертификации было предот­вращено поступление на российский потребительский ры­нок значительного количества опасной продукции, в том числе продовольственных товаров, товаров для детей, бытовой техники. Обязательная сертификация является неотъемле­мой частью механизма обеспечения безопасности насе­ления.

Продукция, не вошедшая в номенклатуру продукции, утвержденную Правительством РФ, не подлежит обязательному подтверждению соответствия.

Заявитель вправе:

— выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (техническими регламентами);

— обращаться для осуществления сертификации, регистрации деклараций о соответствии в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать. Орган по сертификации выбирается из списка прикрепленных к выбранной Системе сертификации;

— обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий.

 

12.4. Международные организации и соглашения по сертификации

 

В 1996 г., согласно данным ИСО, в мире было сформировано несколько союзов и соглашений между организациями, действующими в области сертификации систем качества (табл. 12.5). Главной целью этих союзов и соглашений является исключение необходимости для клиента проводить повторные сертификации систем качества путем взаимного признания результатов сертификации.

 

Таблица 12.5

Союзы и соглашения в области сертификации систем качества

Название союза (соглашения) Область деятельности союза Участники союза
Независимая международная организация по сертификации (JJOC)   Сертификация систем качества на соответствие стандартам (ИСО серии 9000) Сертификационные фирмы “Дет Норске Веритас” (Норвегия), “Регистр Ллойда” (Великобритания), ТЮФ СЕРТ (Германия) и др.- всего 7 фирм Органы по аккредитации Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Греции, Дании, Ирландии, Испании, Италии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции
Европейская ассоциация организаций, аккредитующих органы по сертификации систем качества (EAC)   Аккредитация органов по сертификации систем качества в соответствии с требованиями (EN 45012) Британский институт по стандартизации, Немецкое общество по качеству, Датская, Финская и Шведская национальные организации по стандартизации, Голландская сертификационная фирма КЕМА, Швейцарское общество по качеству и др.- всего 17 организаций.
Европейская сеть по оценке и сертификации систем качества (EQNet)   Оценка и сертификация систем качества   Национальные органы, проводящие оценку и аккредитацию органов по сертификации 19 стран мира (Австралия, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Китай, Россия, США, Япония и др.)
Многостороннее соглашение о признании результатов оценки и сертификации систем качества в области информационных технологий (ITQS) Аккредитация органов по сертификации в соответствии с Руководством ИСО/МЭК 40, 61, 62   Сертификационные организации 11 стран: КЕМА (Голландия), ТЮФ СЕРТ (Германия), ТЮФ Рейнланд (Германия), ИМК (Италия), АФАК (Франция), Британский институт стандартизации и др.
Союз, формируемый ИСО и МЭК, “(QSAR) по стандартам ИСО серии 9000” Оценка и сертификация систем качества     Органы по аккредитации и сертификации систем качества

 

 

Органами Федерального агентства по техническому регулированию РФ для получения международного признания сертификации систем качества, наряду с политикой присоединения к международным союзам, проводится и политика установления долговременных контактов с такими авторитетными в мире сертификационными организациями, как Немецкое общество по сертификации систем качества, английская фирма “Регистр Ллойда”, норвежская фирма “Дет Норске Веритас”, голландская фирма КЕМА, итальянская фирма РИНА и др.

В настоящее время объем сертификации систем качества, осуществленной российскими органами, еще невелик и составляет менее половины работы, проведенной с учетом сертификации зарубежными фирмами.

В Европе в период с 1990 по 1992 г. ряд стран объединились в Европейскую сеть - EQNet - сеть по оценке и сертификации систем качества. EQNet объединяет 17 европейских национальных организаций, занимающихся сертификацией систем обеспечения качества, в том числе Испании, Италии, Бельгии, Дании, Нидерландов, Ирландии, Австрии, Португалии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Словении (ассоциированный член). EQNet — открытая организация, к которой могут присоединиться органы по сертификации систем качества любой страны. Деятельность EQNet направлена на содействие широкому и взаимному признанию сертификатов соответствия систем качества международным стандартам ИСО серии 9000, выдаваемых национальными органами. EQNet имеет единую форму сертификата, который признается организациями-партнерами. Владелец такого сертификата имеет право получить сертификат от любого конкретного органа, входящего в состав Сети, без дополнительной проверки системы качества у заявителя. Сеть предлагает некоторые дополнительные услуги: оказание помощи транснациональными корпорациями по признанию сертификатов практически в любой стране мира; дополнительная сертификация товара на соответствие директивам ЕС; проведение добровольной сертификации.

Основополагающими нормативными документами для аудиторов EQNet служат стандарт ИСО 10011 “Руководящие указания по проверке систем качества. Проверка. Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества” и европейский стандарт EN 45012 “Критерии оценки органов по сертификации систем качества”.

Непосредственно с сертификацией систем качества связана аккредитация органов по сертификации. В этом направлении важную роль играет Европейская ассоциация организаций по аккредитации органов (ЕАС), занимающихся сертификацией систем качества. Основная задача ЕАС — развитие многостороннего сотрудничества между странами-членами с целью достижения взаимного доверия.

Многостороннее соглашение о взаимном доверии в области аккредитации подписали аккредитующие органы 17 стран, в числе которых Австрия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Франция и др. Практическое направление деятельности — разработка рекомендаций для органов по аккредитации, которые применяются соответствующими организациями стран — участниц Соглашения, а также в рамках EQNet. Затем EQNet переросла в международную сеть - IQNet с присоединением органов по сертификации Австралии, Бразилии, Канады, Южной Кореи, Японии и других стран. Такое объединение обеспечивает взаимное признание сертификатов и даст возможность предприятиям не проводить без надобности дополнительные оценки систем качества на соответствие Международным стандартам серии ИСО 9000 разными организациями.

 

 

12.5. Порядок сертификации систем качества

Сертификация систем качества относится к области добровольной сертификации.

На базе правил и принципов Системы ГОСТ Р сформулирована действующая инфраструктура в России, а также в странах СНГ. Правила системы, апробированные в течение нескольких лет, легли в основу создания общих положений по сертификации в России, рассмотренных выше. Система ГОСТ Р открыта для участия в ней всех субъектов, признающих ее правила, в том числе и органов государственного управления, на которые возложена деятельность по сертификации, а также организаций других стран. Так, в качестве центрального органа Системы ГОСТ Р, кроме Федерального агентства по техническому регулированию РФ, действует Госстрой РФ, а среди испытательных лабораторий аккредитованы организации стран СНГ и дальнего зарубежья. Система ГОСТ Р на основе соглашений взаимодействует с другими сертификационными системами. Функции участников системы установлены Законом РФ “О техническом регулировании”. Помимо национальной системы сертификации ГОСТ Р в России зарегистрирован еще ряд специальных систем сертификации (см. приложение).

Решение о сертификации своей системы качества предприятие принимает после проведения надлежащей подготовки, которая включает внедрение стандартов ИСО или их отечественных аналогов, выбор органа по сертификации, проведение разъяснительной работы с персоналом, назначение ответственных представителей предприятия для работы с внешними аудиторами.

Начало работ по внедрению стандартов и по каждому его этапу оформляется соответствующими организационно - распорядительными документами (приказами, распоряжениями). Завершение работ фиксируется актом о внедрении. И организационно-распорядительные документы, и акты являются важным средством прослеживаемости фактических работ по внедрению стандартов ИСО на предприятии.

Выбор органа по сертификации определяется задачами, которые ставит перед сертификацией предприятие, а также такими факторами, как авторитет органа по сертификации и стоимость его услуг. Основной задачей предприятия при сертификации является подтверждение соответствия системы качества одному из стандартов ИСО (9001, 9002 или 9003) или аутентичных российских госу­дарственных стандартов и повышение вследствие этого доверия к предприятию, к его способности стабильно выпускать качественную продукцию. Сертификация систем качества российских предприятий может проводиться как в рамках обязательной сертификации продукции, так и в рамках добровольной сертификации. В первом случае сертификация систем качества осуществляется, если это предусмотрено схемой сертификации этой продукции, во втором — если продиктовано интересами предприятия.

При добровольной сертификации предприятие выбирает тот орган по сертификации, чей сертификат может пользоваться признанием у потенциальных потребителей продукции. В настоящее время наиболее популярным в мире органом по сертификации является дочерняя компания Lloyd's Registen — Lloyd's Register Quality Assurans Ltd. (LRQA), аккредитованная английским Правительством и имеющая свидетельство № 1. Сертификат LRQA имеет признание во многих странах мира. Не менее авторитетными являются сертификаты норвежской фирмы Det Norske Veritas, английской Bureau Veritas Quality International, германской TUV SERT и ряда других. Можно утверждать, что сертификаты этих фирм — средство равноправного вхождения в рынок. Но поскольку даже эти сертификаты не имеют абсолютного признания в мире, предприятиям зачастую приходится сертифицировать свою систему у нескольких фирм и иметь сертификаты, что называется, “на все случаи жизни”. Среди отечественных органов по сертификации, имеющих сегодня наиболее высокий престиж, отметим Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС), Российский морской регистр судоходства, Электронстандарт. Получение российскими предприятиями сертификатов этих организаций заметно повышает их шанс успешной сертификации систем качества у всемирно известных зарубежных органов по сертификации. Ответственность за определение наиболее выгодного для целей предприятия органа по сертификации несет служба маркетинга. Основными критериями, которыми она должна руководствоваться, наряду с репутацией и компетентностью органа по сертификации, являются стоимость и объем услуг, а также язык сертификации, включающей язык внешних аудиторов и язык демонстрируемой предприятием документации системы качества.

Разъяснительная работа по сертификации системы качества проводится службой качества и руководителями подразделений на деловых совещаниях, собраниях коллективов, в местной печати, на радио, по телевидению. Смысл сертификации доводится до каждого работника предприятия. Особое внимание при этом уделяется разъяснению цели и задач сертификации, экономических выгод, которые может получить предприятие при положительном исходе сертификации, речь идет и об ответственности персонала перед внешними аудиторами системы качества. Необходимо довести до сведения каждого работника предприятия, что при сертификации определяется содержательная, а не формальная сторона системы качества. Здесь важно отметить, что общепринятая методология сертификации и компетентность внешних аудиторов и экспертов по сертификации выступают гарантом того, что любые попытки изобразить систему качества предприятия чем-то вроде “потемкинской деревни” не могут иметь успеха при сертификации. Существенно и то, что при сертификации системы качества не принципиально, изготавливается ли продукция обязательно по прогрессивной технологии, на передовом или старом оборудовании. Главным критерием успешной сертификации служит реальная способность предприятия обеспечивать стабильный выпуск продукции требуемого или ожидаемого потребителем качества.

Перед началом проведения сертификации на предприятии назначаются его представители для работы с внешними аудиторами. Представители предприятия (гиды) проходят соответствующий инструктаж, касающийся технологии и психологии общения с внешними аудиторами. Представитель предприятия (как и внешний аудитор) является главным действующим лицом проводимого на предприятии аудита системы качества. От его поведения во многом зависит успех или провал аудита, а, следовательно, и всей сертификации. Представитель предприятия должен быть хорошо знаком с функционированием процессов и процедурами системы качества в закрепленных за ним подразделениях, а также понимать их взаимосвязь с соответствующими требованиями стандарта ИСО. Если у него имеются какие-либо неясности, то их необходимо устранить полностью до начала аудита. О всех проблемах, возникающих в ходе аудита, представитель предприятия обязан ставить в известность координатора этой работы, в роли которого обычно выступает руководитель службы качества. В общении с внешним аудитором представитель предприятия должен быть корректен и честен. В то же время от него требуется противостояние искушению заводить разговоры на посторонние темы, открывать информацию, которая непосредственно у него не запрошена, или уходить от прямых вопросов внешнего аудитора (если он по какой-либо причине не может ответить на вопрос, то он должен как можно скорее сказать об этом внешнему аудитору и принять меры к получению необходимой информации). Если внешний аудитор обнаруживает какое-либо несоответствие, представитель предприятия обязан письменно подтвердить факт несоответствия на специальном бланке. Важно иметь в виду, что подпись представителя предприятия не обязательно означает, что он согласен с внешним аудитом; своей подписью он просто подтверждает наличие факта. Если же представитель предприятия в принципе не согласен с тем, как внешний аудитор интерпретировал в своих записях данный факт, он должен вежливо указать на причины своей позиции и отказаться от подписи бланка. В случае, если внешний аудитор будет настаивать на своем мнении, представитель предприятия должен скопировать запись аудитора и поставить его в известность, что копию он передает на рассмотрение координатора аудита (либо предложить аудитору передать разрешение спора на рассмотрение главного аудитора на совещании аудиторской группы, которое проходит, как правило, в конце рабочего дня). Представитель предприятия не должен вступать в споры с внешним аудитором и не должен пытаться защитить то, что нельзя защитить. Главная установка для представителя предприятия — способствовать успешному аудиту. В этом плане представитель предприятия и внешний аудитор — специалисты, объединенные общей целью: как можно объективнее оценить эффективность системы качества предприятия.

Оценив свою готовность к сертификации системы качества, предприятие направляет в выбранный орган по сертификации соответствующую заявку. С этой операции и начинается процесс собственно сертификации системы качества (схема процесса сертификации представлена на рис. 2).

Получив от предприятия заявку, орган по сертификации официально сообщает ему свое решение и условия, включающие сведения о порядке, продолжительности и стоимости работ по сертификации. По желанию предприятия орган по сертификации проводит консультацию, в ходе которой разъясняет характер мероприятий по сертификации и другие специальные вопросы. Для того чтобы оценить возможности сертификации

представитель органа по сертификации знакомится с его деятельностью. Иногда визуальное знакомство заменяется заполнением специально составленной анкеты. И то и другое позволяет получить представление о структуре предприятия, организации управления, объемах производства и видах выпускаемой продукции и ее основных потребителях, хронологии работ по обеспечению качества и внедрению стандартов ИСО серии 9000.

Как правило, в состав документов, предназначенных для экспертизы, включаются Руководство по качеству и, в случае необходимости, другие документы, например относящиеся к внедрению системы качества сведения о внутренних аудитах системы качества, краткая характеристика испытательной и контрольно-измерительной базы, сведения о предприятиях, привлекаемых к изготовлению продукции, и др.

Анализ документов позволяет экспертам продиагностировать, т.е. предварительно оценить систему качества и разработать про­грамму ее детального аудита, а также календарный график его проведения. В ходе дальнейшего взаимодействия с органом по сертификации предприятие обеспечивает:

• доступ к системе качества (документации, производственным и лабораторным помещениям, рабочим кабинетам и другие) и оказание содействия в ее аудите;

• четкое определение ответственности перед органом по сертификации, в частности, путем назначения представителей предприятия;

• координатора аудита.

Со своей стороны орган по сертификации осуществляет управление процессом аудита. Лицом, ответственным за управление аудитом, является назначенный этим органом главный аудитор.

При подборе членов аудиторской группы для выполнения отдельных заданий учитываются следующие факторы:

• тип нормативного документа, на соответствие которому предстоит провести аудит (например, ИСО 9001);

• виды продукции и связанные с ними особенности (например, электронная техника, продовольствие, ядерные устройства, контрольно-измерительная аппаратура);

• необходимость в профессиональной квалификации или технической экспертизе по отдельным дисциплинам (например, по судостроению, производству лекарственных препаратов, металлургии, деревообработке);

• численность и состав группы аудиторов;

• должная степень владения членами группы согласованным языком аудита;

• наличие или отсутствие реального или предполагаемого конфликта интересов.

Назначенные органом по сертификации аудиторы могут быть отклонены предприятием, если оно в доказательство своей правоты приведет убедительные аргументы. В этом случае орган по сертификации обязан предложить другие кандидатуры.

Сертификационный аудит включает проведение вводного со­вещания, аудит процессов обеспечения качества по элементам системы качества, заключительное совещание. На вводном сове­щании после официального представления аудиторов и руководящего персонала предприятия аудиторы знакомят участников совещания с целями, областями и объемами предстоящего аудита, кратко излагают программу, методы и процедуры, которые будут использованы в ходе аудита. После согласования календарного графика аудита аудиторы приступают к системному аудиту. При этом ими проверяется соответствие деятельности предприятия всем требованиям выбранного для применения стандарта ИСО. Проверка производится путем ознакомления с документацией, состоянием производства, испытательной базы и путем бесед с непосредственными руководителями и исполнителями работ по обеспечению качества. Проверке подвергаются практически все подразделения предприятия, причем проверка ведется в реальных, типичных условиях, т. е. при работающем производстве. По результатам каждого дня аудиторская группа проводит свои рабочие совещания. На заключительном совещании, в котором участвуют представители предприятия, аудиторская группа сообщает о результатах своей работы, дает предварительное заключение, знакомит с условиями выдачи и сроками действия сертификата, порядком надзора за сертифицированной системой качества.

По итогам аудита составляются отчет и окончательное заключение, которые направляются в орган по сертификации. По этим материалам принимается один из следующих вариантов решений:

1. Система качества полностью соответствует требованиям стандарта (это означает, что в системе качества отсутствуют значительные несоответствия или имеют место 10 или менее малозначительных несоответствий).

2. Система качества в целом соответствует требованиям стандарта ИСО, но содержит несоответствия, которые, по мнению аудиторов, могут быть устранены в срок, не превышающий 6 месяцев.

3. Система качества не соответствует требованиям стандарта.

Если в ходе аудита выявляются значительные несоответствия, то они устраняются до выдачи сертификата, для чего в некоторых случаях (при длительных сроках реализации корректирующих действий) проводится дополнительный аудит.

При решении по варианту 1 предприятию выдается сертификат. Срок его действия, как правило, три года, по истечении которых проводится новый аудит. Орган по сертификации в течение срока действия сертификата осуществляет инспекционный контроль (не реже одного раза в год) сертифицированной системы качества, в процессе которого анализируются все изменения, появившиеся в документации, оборудовании и персонале. В случае возникновения несоответствий контролируется ход выполнения корректирующих мероприятий. Орган по сертификации может временно или полностью прекратить срок действия сертификата, если при инспекционном контроле выявлены несоответствия требованиям стандарта на систему качества или если имеются обоснованные претензии потребителей к качеству продукции. В этом случае орган по сертификации уведомляет предприятие о временном или полном прекращении срока действия сертификата с указанием причин и публикует в соответствующем бюллетене информацию о факте прекращения действия сертификата.

В случае принятия решения по варианту 2 предприятию пре­доставляется возможность в течение определенного срока (не более шести месяцев) устранить обнаруженные несоответствия, после этого проводится дополнительный аудит (для чего заключается новый контракт), как правило, по сокращенной программе. При положительном результате предприятию выдают сертификат со­ответствия.

В случае принятия решения по варианту 3 предприятие после доработки системы качества обращается в орган по сертификации с повторной заявкой. При этом все работы по сертификации про­водятся по полной программе.

При любом варианте решения орган по сертификации обязан гарантировать конфиденциальность всей информации о предприятии на всех этапах сертификации и по ее результатам, характеризующим состояние системы качества. К конфиденциальной информации, как правило, относят:

· сведения о технологии и организации производства, перспективных разработках продукции, “ноу-хау”, коммерческие данные и сведения, которые могут представлять интерес для конкурентов;

· сведения об обнаруженных недостатках предприятия, несоответствиях, материальных, организационных и технических трудностях, которые могли бы повредить престижу предприятия, принести ему моральный или материальный ущерб;

· сведения об экономических взаиморасчетах между участниками сертификации и др.

В случае, когда продукция, производимая предприятием, а также условия производства могут угрожать здоровью потребителей и представлять опасность для окружающей среды, принцип конфиденциальности информации не соблюдается.

По мнению Деминга, “внедрение стандартов ИСО может рассматриваться лишь как шаг на очень длительном пути вперед от хаоса к более благоприятной структуре, опирающейся на базовые принципы и идеи”. Бывший президент ЕОК Тито Конти утверждает, что “стандарты ИСО не более, чем разминка перед серьезной игрой”. Итак, внедрение системы качества на основе требований стандартов ИСО и ее сертификация являются необходимым, но отнюдь не достаточным условием для эффективного функционирования предприятия и его дальнейшего развития на современном этапе рыночной экономики.

 

12.6 Вопросы для самопроверки

1. Что дает организации сертификация системы качества?

2. Кто несет ответственность за результаты сертификации?

3. Назовите варианты подтверждения соответствия.

4. Что такое EQNet?

5. Назовите порядок сертификации системы качества.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Салимова Т.А. История управление качеством: учебное пособие /Т.А. Салимова, Н.Ш. Ватолкина. М.: КНОРУС, 2005. 256с.

2. Кравченко А.И. История менеджмента: учебное пособие /А.И. Кравченко. М.: Академпроект, 2002.

3. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. 424с.

4. Гербуз В. То, что я сейчас делаю, пойдет по всему миру/ В. Гербуз, Н. Слонов, В. Федоров// Стандарты и качество, 2005. №10. С.80-84.

5. Система организации бездефектного изготовления продукции/ Под ред. М.С. Блинера. Саратов: ЦБТИ,1963. 40с.

6. Матвеева И. Саратовской системе – 50 // Стандарты и качество, 2005. № 7, с.54 – 57.

7. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. Пособие/ И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под ред И.И. Мазура. М.: Омега-Л, 2005. 400с.

8. Окрепилов В.В. Управление качеством. С-Пб.: Наука, 2000.

9. Ахмин А.М. Основы управления качеством продукции: учебное пособие / А.М. Ахмин, Д.П. Гасюк. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. 192с.

10 Адлер Ю.П. «Великое в малом», или Хождение в Японию за альтернативным менеджментом // Методы менеджмента качества, 2003. № 10.

11. Конарева Л. Теория доктора Деминга // Стандарты и качество, 2002. № 11. С.46-49.

12. У. Эдвардс Деминг. Выход из кризиса. Тверь: Изд-во «Магма»,1994. 497с.

13. Белобрагин В.Я. Документ эпохи // Стандарты и качество, 2005. №8.

14. Лапидус В.А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях М.: ОАО «Типография «Новости»», 2000. 431с.

15. Лапидус В.А. Звезды качества // Стандарты и качество, 1997. №7. С.47-53.

16. Хачатуров А.Е. Основы менеджмента качества: учебное пособие / А.Е. Хачатуров, Ю.А. Куликов. М.: Изд-во «Дело и Сервис, 2003. 304с.

17. Лайкер Джеффри. Дао Тойота% 14 принципов менеджмента качества ведущей компании мира. М.: Альпина Букс, 2005. 402 с.

18 Елиферов В.Г. Управление качеством. Сказки, мифы и проза жизни / Виталий Елиферов. М.: Вершина,2006. 296 с.

19 Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компании: учебное пособие/ Л.И. Шокина; под ред. проф. М.А. Федотовой. М.: КНОРУС, 2007. 341 с.

20. ИСО/ТО 10013. Рекомендации по документированию систем менеджмента качества.

21. Управление качеством: учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006.344с.

22. Мишин В.М. Управление качеством: учебник / В.М. Мишин.

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 463с.

23. Подготовка компаний к введению QS-9000. Руководство для автомобильной промышленности. Пер с англ. Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 1997.

24. Требования к системам качества. QS 9000. Пер. с англ.

Н.Новгород: СМЦ «Приоритет»,1999. 153 с.

25. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов/ О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин./ Под. ред О.П. Глудкина. М.: Радио и связь,1999. 600 с.

26. ГОСТ Р 51814.2 – 2001. Системы качества в автомобилестроении. Метод анализа видов и последствий потенциальных дефектов. М.: Изд-во стандартов, 2001.17с.

27. А.Е. Шмакалов, И.З. Аронов. Метод FMEA и мониторинг бизнес-процессов // Методы менеджмента качества, 2005. № 10, С. 22-25.

28. Управление качеством. Т.1. Под ред. Азарова В.Н. М.: МГИЭМ,1999. 326 с.

29. Федюкин В.К. Управление качеством процессов/ В.К. Федюкин, СПб.:Питер, 2004. 208 с.

30. Мазур И.И. Управление качеством: учебное пособие / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. М.: Омега-Л, 2005. 400 с.

31. Баласубрамэниан Р. Хороший менеджмент поставщиков/

Р. Баласубрамэниан, С. Баумгарднер // Стандарты и качество, 2005.

№ 7. С.98 – 103.

32. Шотмиллер Д. Руководство по бенчмаркингу // Деловое совершенство, 2005. № 4. С.33 – 41.

33. Джорж С., Всеобщее управление качеством/ С. Джорж,

А. Вайсмеркирх /СПб.: Виктория плюс, 2002. 256 с.

34. Европейский кодекс правил поведения участников бенчмаркинга // Деловое совершенство. 2005, № 3. С. 32-35.

35. Рыжова В.В. Функционально-стоимостной анализ – системный метод изучения объекта: учеб. пособие / В.В. Рыжова, С.Н. Лапшина. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2005. 75 с.

36. Кузьмина Е.А. Функциональный анализ – основа методологии ФСА / Е.А. Кузьмина, А.М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. 2003, № 6. С. 15 – 19.

37. Епифанов В.В. Проектирование металлорежущего оборудования с применением ФСА // Методы менеджмента качества, 2004. № 3.

С. 24 – 28.

38. Кочетков Е.П. Производство без потерь. Система методов // Методы менеджмента качества, 2003. № 2 С.41 – 43, № 3. С. 43 –46.

39. Планирование качества перспективной продукции и программа качества. APQP; пер с англ. Н.Новгород: АО «НИЦ КД», СМЦ «Приоритет»,1997. 127 с.

40. Вейдер М. Инструменты бережливого производства / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 125 с.

41. Леви О.Э. Бережливое производство на КрАЗ компании РУСАЛ // Методы менеджмента качества, 2005. С. 12 –13.

42. Петиченко А. В. Измените систему мотивации // Стандарты и качество, 2007. №1. С. 56 – 60.

43. Левшина В.В. Формирование системы менеджмента качества вуза / В.В. Левшина, Э.С. Бука. Красноярск: СибГТУ,2004. 328 с.

44. Корпоративная культура делового общения: Главные правила общения и поведения в современном обществе/ Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. 608с.

45. ИСО 14001:1996. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. 45. OHSAS 18001:1999. Система менеджмента в области промышленной безопасности и охраны труда. Требования.

45. ГОСТ Р 12.0.006-2002. Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации.

46. Свиткин М.З. Интегрированные системы менеджмента. // Стандарты и качество. 2004. № 2. С. 56-61.

47. Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление: Учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. М.:ИНФРА-М, 2005. 319 с.

48. Шестаков А.Л. О социальной ответственности бизнеса и просто ответственности. // Стандарты и качество. 2004. № 3. С. 64-70.

49. Сергеенко О. Предварительный аудит компаний на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 14001: Пособие /

О.Н. Сергеенко, С.Я. Аутио. СПб.: СПбГУНиПТ, 2003. 69 с.

50. Белобрагин В.Я. Социальная ответственность предприятий - новый подход к их системам управления // Стандарты и качество. 1999. № 5. 51. Стандарт SA 8000 "Социальная ответственность ". Некоторые комментарии к стандарту, предоставленные фирмой СЖС // Стандарты и качество. - 1999. - № 5.

52. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для ву­зов/ 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОАО "Изд-во "Экономика", 1998. 639 с.

53. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

54. Яблонский О.П. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: учебник/ Серия «Высшее образование»/ О.П. Яблонский, В.А. Иванова. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 448 с.

55. Р 50.1.044-2003. Рекомендации по разработке технических регламентов. М.: ИПК Изд-во стандартов, 2003.


 

 


 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.132 сек.