Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раннехристианское искусство

Искусство и культура Средних веков

План:

1. Закат Римской империи.

2. Средневековье: понятие, сущность, география и периодизация.

3. Раннехристианское искусство

 

1. Рим на протяжении IV-V вв. стремительно теряет свое былое значение культурного и административного центра империи.

Фактический конец единой империи произошел в 395 г., когда Феодосий (император с 379 по 395 г.) перед смертью разделил империю между сыновьями Аркадием и Гонорием. В результате образовались относительно самостоятельные Западная и Восточная Римские империи. Столицей Западной империи номинально по-прежнему оставался Рим, однако, главными императорскими резиденциями Гонория (главы Западной Римской империи) сначала выступает Милан, а потом Равенна (с 404 г.), развивающаяся именно как столичный город.

Столицей Восточной Римской империи стал г. Константинополь.

Сам Рим остается без надлежащей военной защиты, в результате V век становится веком окончательного краха “вечного” города: в 410 г. Рим разграблен вестготами, 455 г. – вандалами. Собственно Империя также стремительно “сужается”: в 409-411 гг. вандалы, аланы и свевы поселились в Испании, вестготы, франки, бургунды и алеманны вторглись в Галлию, гунны – в Паннонию.

Окончательное падение западной Римской империи произошло в 476 г., когда Ромул Августул, вопреки своему претенциозному имени, низложен царем ругиев Одоакром. Эту дату принято считать концом Западной Римской империи и концом античного Рима в целом. На римской земле возникли германские королевства, в то время как восточная половина империи продолжала существовать в виде Византийской Империи.

 

2. Понятие средневековой к-ры шире, чем только европейской. Под Средними веками принято называть уклад жизни, основанный на феодальном хозяйстве. Средневековье было не только в Европе, но и на дальнем Востоке, в арабских странах и пр.

В нашем курсе изучаем только европейское Средневековье.

3 столпа, 3 опоры европейск средневековья:

1. Христианство,

2. античное наследие,

3. многообразие варварских культур. 4-7 вв. – «великое переселение народов». 1 из импульсов – похолодание. Осн направления миграции – на юг и на запад.

 

3 главн региона.

 

1. Раннехристианское искусство – искусство до 313 г., до принятия Константином Миланского эдикта.

Харктерная черта – скрытный, зашифрованный характер, что было обусловлено не столько религиозными причинами, сколько атмосферой непризнания, а иногда и жестоких гонений на христианство.

2. Формируется символо-графическое письмо = письмо символами, тайными знаками.

2.1. изобразительные символы.

принцип акростиха, широко использ уже в античн к-ре перв веков н.э.

например, знак рыбы обозначает слово рыба – ихтис, но это зашифрованный символ веры «Иисус Христос теос иос сотер» - Иисус Христос божий сын спаситель.

Знак рыбы встреч на могильн плитах, на светильниках, на стекл сосудах + шир использ при общении.

?

· Апостолы были рыбаками,

· Вода связана с крещением,

· Рыбы живут в море, по морю мчит кораблю, который не сможет обрести стоянку в гавани без якоря.

Якорь.

Филон из Александрии (1 в. до – 1 в. н.э.) первым применил принцип многоуровневого прочтения литер текста. Выдел 3 ступени.

По Данте таких уровней понимании 4 и последн, сам выс смысл связ с образом Бога, уводит в Небеса.

Много символов, связанных с животным миром. База – т.н. «Физиологи» - книги о животных.

 

Пеликан – рождает св птенцов мертворожденными, потом расклевывает св грудь и св кровью напаивает их, они оживают. Фактически погибает за них. Хр-с тоже пришел в этот мир, чтобы пролить кровь за грехи мира, а потом воскреснуть.

Павлин – мясо павлина нетленно.

Виноград – символ жертвен крови Христа, символ причастия.

Сама Евхаристия м.б. изображена в виде рыбы, а на ней – корзина с хлебами. (Наше наследие, 1991, № 2, с.). Но это и напоминание о чуде, совершенном Христом, когда он накормил 5.000 людей 5 рыбами и 5 хлебами.

2.2. буквенные и абстрактн символы.

Ø 100 разновидностей крестов, в т.ч. латинский, греческий, православный 8-конечный, и др.

Ø Анаграммы из букв (И, Х, Р),

Ø Идеограммы из геометрич фигур, треугольник – символ Троицы, альфа в треугольнике, омега в треугольнике.

 

3. Катакомбы – прообраз будущ храмов арх-ры обоих ветвей + своеобразн прообраз христиански с-ва и эстетики.

3.1. 31 мая 1578 – рабочие, добывавшие пуццолану неподалеку от Рима у старин дороги наткнулись на подземн ходы. Откр лабиринт галерей, подводящих к прямоугольн камерам, стены и потолки кот-х покрыты фресками.?

Наиболее известные (в Риме) – св. Домициллы, Калликста, Себастьяна, Агнессы, Присциллы.

Катакомбы св. ПрисциллыПророк Исайя и Богоматерь с младенцем, перв половина II в. Наше наследие, с. 124

Катакомбы св. Калликста (20 км, на 4-х уровнях) – офиц место захоронения епископов Рима, включают Крипту пап (погребены первые папы ранехристианск эпохи). Богато декорированы.

Крипта Лучины, потолок – добрый пастырь (Наше наследие с. 117, Рим, с. 138 внизу,), стены – символы евхаристии (Наше наследие, с. 116 внизу),

В других помещениях - Оранта на своде (Наше наследие, с. 125), а стене Добрый пастырь (Наше наследие, с. 130)

Крипта св. Цецилии – фрески VII-VIII вв. (Рим, с. 139 вверху)

Самые большие по протяженности – катакомбы св. Домициллы Возникли рядом со склепом с фамильным склепом, принадлежавшим Домициле, родственнице консула Флавия Клемента, убитого Домицианом.

Катакомбы включают остатки базилики св. Ахиллея и Нерея (2-е название катакомб, Рим, с. 139 внизу), за апсидой которой находится небольш комната с фреской Преподобная покойница вызывает дух св. Петрониллы.

В др помещении находится ск-ра Доброго пастыря (Рим, с. 137) + на своде сохр фрески II в. н.э.

В др помещениях сохр фрески III-IV вв., изображения зернового рынка, сцены повседневн жизни и быта:

Иона, выходящий о чрева китова (Наше наследие, с. 123)

В вестибюле Флавиев – росписи в виде виноградной лозы (Наше наследие, с. 131)

Катакомбы св. Себастьяна над входом в катакомбы – фреска Распятие, сейчас почти уничтожена, потолок украшен деревян резн раскрашен и позолочен панелью, изображающей мученическ смерть св-го (Рим, с. 138 вверху)

 

3.2. Фрески в катакомбах – фигуративн изображения:

Ø Ребекка у колодца – ветхозаветн сюжет, связанный с поиском невесты. В данном случае колодец = священ источник, Ребекка – символ церкви, праведн веры.

Ø Христос и самаритянка – напоила Христа водой, суть – необходимость крещения.

Ø Иона во чреве китовом, Даниил во рву львином, 3 отрока в пещи огненной. Из Книг пророков. Суть – чудесное спасение молитвой, Богом.

Все развивают принцип иллюстративности древних заупокойных молитв. Т.о. все фрески = ил-ции к слову.

Ø Христос изображался имперсонально, един извод начнет формироваться только после 313 г.

3.3. Многочислен изображения людей, мужчин и женщин – Оранты = души молящихся. Евсевий Памфил (4 в. н.э.) рассказ о перв веках гонений. Где молились?

Ø Языческ храмы, но далеко от столиц,

Ø Дома имели изображения Христа, Бог-ри, апостолов,

Ø Не было норм поведения во время молитв, тела могли дергаться в конвульсиях, криках и пр.

Оранты = попытки выработать св нормы поведения и психотехники, либо вариант утвердившихся норм.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
МСПП с неоднородным соподчинением | Раннехрамовая архитектура
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.