Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Раннехрамовая архитектура

После 313 г. целый ряд раз вариантов, но 2 осн направления:

Ø Центрическ храм (в виде равноконечного креста или кругл, или 8 гранный),

Ø Базиликальный храм.

Центрические храмы: преимущественно 3 функции:

· Мортирии (мавзолеи),

· Баптистерии,

· Королевские капеллы (позже).

Мавзолей св. Констанции в Риме (IV в.) – мозаики в обходной галерее на сводах. «Архаическ» техника (галька и разные мраморы, а не смальта) => монохромность, белесость. По стилю напоминает фрески катакомб (мости от фресок к будущим мозаикам): светл фон + орнамениты пальмовых ветвей, голуби, сидящие на краю чаши, виногрдные лозы и пр.

Внизу – отдельн фигуративн композиции: пути, занимающиеся возделыванием вина (везут виноград в телегах, давят ногами), сам свод – виноградный сад. В центр медальоне- бюст (очевидно Констанции).

Мавзолей Галлы Плацидии ( Равенна V в. )= дворцов купольн храм. Купол покрыт мозаикой. Синий фон со звездами. В люнете – св. Лавренитий (символ – решетка на огне). В другос – Христос – Добрый пастырь. Овцы – с рогами и длин хвостами (илл.) Золото сконцентрировано в фигуре Христа (одежда, нимб появл именнов IV-V вв.). Христос – молодой, курчавый, без бороды и усов.

Базилики. Константиновские храмы:

Базилика св. Петра (т.н. Константинова базилика, т.к. стр на его деньги). В эпоху античности – место было занято цирком Нерона, зд приняли мученическ смерть многие христиане, в т.ч. Петр. Еще при папе Анаклете построена небольш базилика ad corpus (с телом), по сути усыпальница. 324 – Константин перестраивает в виде 5-нефной базилики (завершена в 349 Констанцием, сыном Константина).

Постр на мощах Петра (крипта). В крипте продолжали захоронение наиболее важн для общины людей. + в 800 г. именно здесь принял корону императора из рук папы Льва III Карл Великий, позже коронованы императоры Лотарь, Людовик II, Фридрих III.

К 15 в. обветшала => перестроена в 16 в.

Базилика Сан Паоло ле Мура (св. Павла за стенами) тоже пятинефная, перестрона, но сохранила общие очертания плана 4 в. Над гробницей св. Павла.

Базилика Сан Лоренцо Фуори ле Мура – на месте смерти священнослужителя Лоренцо, принявшего смерть на решетке над костром

Б азилика Сан Джованни ин Латерано – здесь располагалась резиденция папы до 15 в., т.е. кафедральный собор (гл собор города).

Базилика Санта Мария Маджоре (432-440, перестроена в XIII-XVIII в.), вариант базилики без трансепта. Уже украшена смальтов мозаикой?

5 в. труды Дионисия Ареопагита (псевдоДионисия) о божественной природе света. Стали решающими для развития византийский мозаик, в Зап Европе получили тотальн распространение в 12 в., ознаменовав переход к готике. Смальта = замена драгоценных камней и золота как капель застывш божествен света.

От 5 в. сохр мозаики триумфальн арки с новозаветн сюжетами (в 3 яруса, земля еще обозначена зелен полоско, но осн фон – золот свет). Вся иконография изображений еще «не затвердела», н-р, Поклонение волхвов (лев сторона 2-й ярус) – оч необычно: Христос сидит в центре на кресле, за спиной волхвы, справа – Бог-рь на троне.

Над колоннадой ветхозаветн сюжеты, в т.ч. ветхозаветная Троица (3 ангела у дуба Маврикийского, в гостях у Сары и Авраама)

Маленьк кусочек в апсиде «Аллегория р. Иордан» = крупн мужск фигура.

Отчетливо видна связь с античн реалистической эстетикой: трехмерность, идеалы мужск и женск красоты.

Храм = тело Христово (латинск крест в основе планировки).

Все раннехристианские базилики были с плоскими деревянными потолками (в большинстве из них эта традиционная черта сохранена, кроме Сан Пьетро).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Раннехристианское искусство | Учебное пособие. Средства измерения электрических величин
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.