КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закон Энгеля
Q Предложение товара - это такие товары, относительно которых продавец уже готов заключить рыночную сделку, т. е. либо товары уже доставлены, либо готовы к отправке к покупателю. Объем предложения - количество благ, которое готов продать продавец за данный период времени при данных условиях(Q5). Ценовые факторы предложения: цена товар, р., цены заменителей (субститутов), psi, i=l,...,n., цены дополняющих (комплиментарных) благ pci, j=l,...,m. Неценовые факторы предложения: 1. Издержки производства. С, которые зависят от: технологии производства (с повышением уровня ехнологии линии предложения, как правило, перемещаются вправо, так как снижаются издержки, что позволяет производителю при той же цене предложить свои продукт в большем объеме); цен на ресурсы (с повышением цены на некоторый ресурс линия предложени переместится влево, так как за ту же цену производитель может предложить лишь меньшее количество своего продукта в связи с ростом издержек производства), 2. Налоги и дотации (сростом налогов объем предлагаемого продукта сокращается и поэтому линия предложения перемещается влево; с дотациями ситуация обратная), Т. 3. Объективные условия, N. 4. Ожидания продавцов (а, следовательно, стоящих за ними производителей), касающиеся возможных колебаний цен на данный товар, цен на ресурсы, изменений налоговой политики правительства и т. п., Е. Функция предложения: QS=S(p, ps1,,...,рsn,рc1 ...,рсь, С, T,N,E). Если зафиксировать все аргументы (факторы), кроме цены товара р, то функция предложения примет вид: Qs=S(р). График функции предложения (кривая предложения) характеризует минимальные цены, за которые продавцы готовы продать данный товар. Движение по линии предложения S(p) называется изменением величины предложения. В этом случае при изменении цены р изменяется, вообще говоря, величина Q5. Движение (не обязательно «параллельное») самой линии предложения (влево, вправо) называется изменением предложения. Закон предложения утверждает, что при прочих равных условиях (т. е. когда все факторы, кроме цены товар, не меняются) с ростом цены р величина Qs предложения растет, т. е. функция предложения есть возрастающая функция.
Задача потребительского выбора позволяет получить нам функции спроса, основываясь на функции полезности, ценах и эквимаржинальном принципе. Предельная полезность, как видно, зависит от состава набора потребляемых благ
Рис. 28. Кривая предложения
Поэтому оптимальные значения X1 и Х2 в решении задачи оптимального выбора есть функции параметров Р1, Р2 и I: x10= x10(p1, p2, I), x20= x20(p1, p2, I) Полученные функции есть не что иное, как функции спроса на первый и второй продукты. Для каждой конкретной функции полезности может быть получена определенная функция спроса. Функция спроса представляет собой зависимость объема покупок от его цены. Изменение цен на одно из благ приводит к изменению соотношения цен, а следовательно, изменяет наклон бюджетной линии, что смещает точку равновесия потребителя. Кривая, соединяющая все точки равновесия потребителя при изменении цен на одно из благ, называется кривой «цена - потребление» Кривая спроса на нижнем графике представляет количество товаров, которое покупает потребитель в виде функции от цены товара. Кривая спроса и кривая «цена - потребление» это два различных способа описания того, как покупаемое количество товара изменяется при изменении цены товара при прочих равных условиях (рис 4.4.).
Так как решения потребителя зависят и от дохода, имеющегося в наличии, то изменения в доходе приводят к сдвигам линии бюджетного ограничения параллельно самой себе, поскольку соотношение цен при этом не меняется. В результате изменений дохода устанавливаются новые положения точки равновесия потребителя. Линия, связывающая все точки равновесия, соответствующие разным величинам дохода, называется линией «доход - потребление». Линия «доход - потребление» для пары нормальных благ имеет вид, как показано на рис. 4.5.Из линии «доход-потребление» путем установления графического соответствия определенных оптимальных количеств данного блага и связанных с этим величин дохода потребителя можно получить так называемую кривую Энгеля, которая показывает, каким образом количество купленного товара связано с денежным доходом потребителя (рис 29). Форма кривой Энгеля определяет эластичность спроса по доходу.
Рассмотрим бюджетное ограничение p1x1+p2x2=I (4.1) и функции спроса на первый и второй товары: x1=D1(p1, p2, I), (4.2) x2=D2(p1, p2, I), (4.3) Дифференцируя бюджетное ограничение (4.1) по доходу I, Умножим первое слагаемое левой части соотношения (4.4) на
В соотношении (4.5) сомножители р1x1/I и p2x2/I интерпретируются как удельные веса (доли) расходов потребителя на покупку соответственно товаров 1 и 2 в общих расходах I: коэффициенты эластичности спроса по доходу на первый и второй товары. Таким образом, из соотношений (4.5)—(4.7) получаем, что (4.8) Другими словами, взвешенная сумма коэффициентов эластичности спроса по доходу для всех потребляемых товаров равна единице. Это справедливо для любого числа товаров. Так как h1 + h1 = 1, то из соотношения (4.8) следует, что справедлив закон Энгеля: для каждого товара с эластичностью спроса по доходу, меньшей единицы (товара первой необходимости). должен существовать товар с эластичностью спроса по доходу. большей единицы (товар не первой необходимости, роскошь). Суммарная кривая спроса D получается в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 32). Функция рыночного спроса характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного товара. Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется путем суммирования объемов спроса каждого потребителя при данной цене р: Q(p)=q1(p)+q2(p)+...+qn(p).
По аналогии с индивидуальным спросом факторами рыночного спроса являются: предпочтения потребителей; доходы потребителей; цена данного товара; цены товаров-заменителей и дополняющих благ; количество потребителей данного товара. На данные факторы, в свою очередь, влияют общий размер населения, его возрастная структура, распределение доходов среди демографических и иных групп населения, внешние условия потребления, реклама и т.д.
Эффект замены и эффект дохода. Концепция благосостояния Изменение цен и поведение потребителя Изменение цены на товар влияет как на возможности потребителя купить различные наборы товаров, так и на реальный доход потребителя. Когда цена падает, реальный доход потребителя, выраженный как максимальное количество товара, которое могло быть куплено на имеющийся денежный доход возрастает и наоборот. Изменение в цене вызывает сдвиг бюджетной линии. Например, изменение цены товара Х сместит бюджетную линию вдоль оси ОХ, не изменяя точки ее пересечения с осью 0Y (рис. 33, а). Аналогичные рассуждения можно провести относительно товара Y. Например, увеличение цены товара Y повернет бюджетную линию ближе к началу координат вдоль оси OY (рис. 33,b). Теперь предположим, что цены товаров Х и У изменились в одинаковой пропорции. Это было бы равносильно изменению покупательной способности дохода потребителя. На графике это отражается сдвигом бюджетной линии параллельно самой себе, так как одинаковое процентное изменение обеих цен не изменяет их соотношения и поэтому не влияет на наклон (рис. 33 с).
Рассмотрим, какие силы приходят в движение, когда меняется цена товара. Во-первых, если цена товара Х уменьшилась, ряд наборов товаров Х и Y, недоступных ранее, становится доступным. При данном доходе можно теперь купить больше обеих товаров, так как повысился реальный доход. Во-вторых, линия бюджетного ограничения становится более пологой. Относительная цена товара X, выраженная в товаре Y упала. Снижение цены делает более привлекательным замену товара К на товар X. В результате потребитель перемещается из точки равновесия Е1 в точку Е2 лежащую на более высоком уровне полезности (рис 34).
Таким образом, увеличение реальных доходов в результате уменьшения цены товара Х позволяет покупать большее число нормальных товаров, т.е. спрос на эти товары увеличивается. Та доля увеличения спроса на подешевевший товар, вызванная соответствующим увеличением реального дохода, называется эффектом дохода от изменения цен. С другой стороны, снижение цены продукта означает, что он стал дешевле по отношению к другим продуктам и потребители будут стремиться заменить более дешевым товаром другие товары, которые стали теперь относительно дороже. Та часть прироста величины спроса, которая образовалась вследствие замещения более дешевым товаром других товаров, которые стали как бы дороже, называется эффектом замещения. Эффекты дохода и замещения редко могут наблюдаться независимо друг от друга. Для выделения эффекта замены на рис. 34 проводится дополнительная бюджетная линия. Угол ее наклона определяется новым соотношением цен, а положение на графике - необходимостью касания первоначальной кривой безразличия U1 (в точке Е3). Сдвиг объема потребления блага Х от Х1 к Х2 складывается из сдвигов X1 к Х3 (эффект замены) и от Х3 к X2 (эффект дохода). Для товаров, которые являются некачественными, эффекты дохода и замещения будут работать в противоположных направлениях. При падении цены эффект замещения выражается в увеличении количества покупаемого товара, тогда как эффект изменения дохода привел бы к сокращению его количества. Однако для низкокачественных товаров эффект дохода редко бывает достаточно большим, чтобы перевесить эффект замещения.
В итоге, когда снижается цена низкокачественного товара, его потребление, тем не менее, почти всегда возрастает. Если эффект дохода при уменьшении цены на низкокачественный товар является достаточно сильным, чтобы перевесить эффект замены, тогда потребитель отреагирует на понижение цены уменьшением потребления товара. Это нарушает закон спроса. Некачественный товара для которого эффект изменения дохода превышает эффект Замены называется товаром Гиффена и кривая спроса на него будет иметь положительный наклон.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |