Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработала. Учебная дисциплина «Теория государства и права» – это система определенных теоретических сведений о государстве и праве




Учебная дисциплина «Теория государства и права» – это система определенных теоретических сведений о государстве и праве, построенная в соответствии с конкретными тематическими планами и учебными программами и предназначенная для подготовки специалистов в сфере юриспруденции.

Как учебная дисциплина теория государства и права – это система юридических знаний, необходимых для дальнейшего изучения юриспруденции; ее рамки более узки, чем рамки науки теории государства и права. В нее включается только часть материала (наиболее важного, существенного), которым располагает наука.

Во-первых, теория государства и права – учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права – науке. Поэтому чем масштаб­нее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Таким образом, объем исследуемых (изучаемых) наукой явлений больше, чем объем учебной дисциплины.

Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведе­ние до обучаемых при помощи методических приемов, учеб­ного процесса уже добытых наукой и апробированных прак­тикой знаний; цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала.

В-третьих, учебная дис­циплина более субъективна, чем наука. Система теории го­сударства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и макси­мально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от ус­мотрения составителей учебных программ, количества от­веденных на ее изучение часов и личных качеств препода­вателя.

Теория государства и права – одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений.

Как учебная дисциплина теория государства и права решает две взаимосвязанные задачи:

- вооружает студентов знаниями системы общеправовых понятий и категорий, владение которыми является необходимым условием успешного усвоения конкретных юридических дисциплин, осознания их взаимосвязей между собой и с общей теорией права, единообразного понимания проблем, присущих нескольким или всем юридическим дисциплинам;

- формирует основу профессионального мировоззрения студентов, вырабатывает у них умение с правильных методологических позиций подходить к анализу правовых явлений, видеть подлинные причины их возникновения и развития, сводить внешние свойства, признаки правовых явлений и процессов к их внутренним, закономерным связям и зависимостям.

 

Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отрас­левых юридических дисциплин – конституционного, граж­данского, трудового, административного, уголовного права и др.

Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся тео­ретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действитель­ности, к уяснению возможностей права и правового регули­рования в решении экономических, социальных и других проблем общества.

 

Структура теории государства и права как учебной дисциплины предполагает выделение трех взаимосвязанных разделов: вводного, общей теории государства и общей теории права. В рамках вводного раздела дается общая характеристика теории государства и права как науки и учебной дисциплины. Учитывая тот факт, что в качестве предмета теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения и развития государства и права, в данном разделе уделяется внимание изучению предпосылок возникновения государства и права, а также рассматриваются основные теории происхождения этих феноменов. Во втором разделе рассматриваются основные теоретические понятия, характеризующие государство (понятие и признаки государства, формы и функции государства, механизм государства и т.д.). В рамках третьего раздела исследуются наиболее важные категории в правовой сфере (понятие и признаки права, система права, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность), а также анализируются теоретические механизмы и принципы правотворчества и реализации права (механизмы и принципы юридической техники).

 

Концепция высшего юридического образования ориен­тируется на подготовку высококвалифицированных, широ­ко образованных специалистов, способных к активному твор­ческому участию в государственно-правовой жизни, облада­ющих надлежащей политической и правовой культурой. Уз­копрофессиональная подготовка здесь неприемлема, посколь­ку она не только обедняет интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует характеру его профессио­нальной деятельности как социально-публичной.

Понятно, что судьям, прокурорам, следователям, ад­вокатам надо хорошо знать то, что имеет значение для раз­решения различных юридических дел, т.е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических про­цедур и т.п. Но все это может быть по-настоящему понято и использовано только на базе глубоких научных представ­лений о государстве и праве в целом, необходимости господства права, закона во всех сферах жизни общества, тор­жества прав и свобод человека и гражданина. Уважение человеческого достоинства, полная, безусловная и незамед­лительная защита прав и свобод личности, обеспечение условий для свободного развития граждан есть первейшая обязанность всех органов государства вообще и правоохра­нительных в частности. Отсюда ясно значение теории госу­дарства и права, которая на научной основе раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления о науке как одному из видов познавательной деятельности, классификации наук; месте теории государства и права в системе общественных и юридических наук и дисциплин; значении учебной дисциплины теории государства и права для подготовки высокопрофессиональных сотрудников ГПС МЧС России.

 

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Роль теории государства и права в системе юридических наук и в структуре подготовки специалистов по специальности 030501.65 – «Юриспруденция». Взаимосвязь теории государства и права с конституционным правом, историей политических и правовых учений, историей государства и права.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

2. Взаимосвязь теории государства и права с другими общественными науками. 3. Взаимосвязь теории государства и права с другими юридическими науками.

Заместитель кафедры

государственно-правовых дисциплин

майор внутренней службы Т.В. Жукова

«______» _______________ 200_ года

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.