Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма политического режима – совокупность приемов, способов и методов осуществления государством политической власти в стране




Форма государственного устройства – административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.

Форма правления – организация верховной государственной власти в стране: структура высших органов государственной власти и управления, порядок их образования и принципов деятельности, распределения компетенции между ними и принципов взаимоотношений друг с другом.

Форма правления характеризует порядок образования и организа­ции высших органов государственной власти, их взаимоотношение друг с другом и населением, то есть эта категория показывает, кто и как правит в государстве. В зависимости от особенностей формы правле­ния государства подразделяются на монархические и республикан­ские.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме устройства все государства подразделяются на простые (унитарные) и сложные (фе­деративные и конфедеративные).

В зависимости от особенностей набора средств и способов государ­ственного властвования различают демократические и авторитарные политические режимы.

 

В юридической литературе в качестве элемента формы государства выделяется, как правило, не государственный, а политический режим. Однако, по мнению М.Н. Марченко, категория политического режима больше ха­рактеризует не государство, а политическую систему в целом, так как он складывается в результате функционирования как государства, так и политических партий, общественных организаций, политических движений, органов местного самоуправления, то есть всех субъектов по­литической системы, использующих богатую палитру средств власт­вования. Государство же для осуществления своей организующей де­ятельности пользуется более ограниченным и специфичным набором средств управленческого воздействия, основным из которых является право.

 

Теоретическая наука выделяет и исследует общие закономерности возникновения и развития различных социальных явлений и процес­сов. Она апеллирует к их повторяющимся, наиболее типичным свойст­вам и формам проявления. Реальная же жизнь более сложна и много­образна. Конкретные государственно-правовые явления служат внеш­ним выражением не только закономерного, но и случайного, не только прогрессивного, но и регрессивного. Их сущность предопределяется особенностями функционирования этих явлений во времени и про­странстве.

 

Факторы, влияющие на особенности формы конкретного государства:

 

1. Существенные черты той или иной формы государства нельзя по­нять и объяснить, отвлекаясь от характера тех производственных от­ношений, которые сложились на данной ступени экономического раз­вития. Так, республика рабовладельческого общества имеет больше родственных свойств с рабовладельческой монархией, нежели с рес­публикой периода капитализма, так как и республика, и монархия при рабовладельческом строе – лишь различные формы проявления экономической и политической власти рабовладельцев, разные ин­струменты достижения единых задач и целей.

Однако экономический строй общества, определяя всю надстройку в целом, характеризует форму государства лишь в конечном итоге, преломляясь через его сущность и содержание.

 

2. Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития, решающее влияние на нее оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. Ранние буржуазные революции (например, в Англии) привели к компромиссу между бур­жуазией и феодалами, следствием которого стала консти­туционная монархия. Конституция – требование молодой буржуазии, монархия – уступка феодалам.

 

3. На форму государства влияют национальный состав, ис­торические традиции (примером могут послужить монархические тради­ции в Великобритании и Японии), территориальные размеры страны, а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения, и другие факторы. Небольшие по территорий государства обычно являются унитарными. «Многонациональный состав населения, – писал И. А. Ильин, – предъявляет к государ­ственной форме свои требования. Он может стать фактором распада и привести к гибельным гражданским войнам». Со­бытия в Югославии, сложная ситуация в бывших республи­ках СССР, межнациональные распри подтверждают слова И. А. Ильина, который считал, что каждому народу должны быть свойственны «своя, особая, индивидуальная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет оди­наковых народов, и не должно быть одинаковых форм и кон­ституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опас­но и может стать гибельным».

 

4. При анализе формы государств следует учитывать также и влияние международных связей. При современном многообразии экономичес­ких, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно разви­ваться в международной изоляции. В этой связи происходитизвестнаяадаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и политическом отношении страны используют опыт государственно-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.