Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма государственного устройства




 

История существования государства свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), То есть способом территориального деления (административно-территориаль­ные единицы, автономные политические образования, го­сударственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного ус­тройства», под которой понимается территориальная орга­низация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.

Понятие «форма государственного устройства» применяется к странам с однонациональным составом населения.

Форма национально-государственного устройства – это способ территориальной организации государства или государства с многонациональным составом населения, образующих союз.

 

При всем многообразии форм государственного устрой­ства двумя основными среди них являются унитарная и фе­деративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство – это целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа, департаменты, воеводства и т.д.) не имеют статуса государственных образований, подчиняются центральной власти и не обладают признаками суверенитета. Это форма государственного устройства, основанная на административно-территориальных единицах.

При этом унитарные государства могут иметь в своем составе авто­номные, то есть самоуправляющиеся, образования. Классический пример в этом отношении – Испания, где наряду с такими историческими областями, как Страна Басков и Каталония, выделенными по нацио­нальному признаку, созданы и территориальные автономии.

 

Признаки унитарного государства:

1. Одна система высших органов представительной (законодательной), исполнительной и судебной власти. Их законодатель­ные органы могут не иметь палат, но существуют и двухпалатные пар­ламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состо­ит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. На сохранении такой системы сказался незавер­шенный компромиссный характер английской буржуазной революции XVII в. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от феде­раций не имеют специального представительства от тех или иных ре­гионов страны.

2. Единое гражданство, единая конституция, одна система законодательства, одна финансовая, одна налоговая система, единые вооруженные силы, что создает организационно-правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны.

3. Органы административно-территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении – центра и местных представительных органов.

 

Большинство всех существовавших и ныне существую­щих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма доста­точно надежно обеспечивает государственное единство. Уни­тарные государства могут иметь и однонациональный состав населения (Фран­ция, Швеция, Норвегия, Япония, Гаити, Египет и др.) и многонациональный (Вели­кобритания, Турция, Китай, Афганистан, Пакистан и др.) состав населения.

Федеративное государство (федерация) — сложное со­юзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или госу­дарственными образованиями, обладающими суверенитетом, осуществляемым при сохранении целостности государства.

Федерация строится на началах децентрализации. В мире существует 26 федераций.

В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. По­этому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства. «При этом федеральные кон­ституции устанавливают, в чем именно политически срас­тающиеся малые государства сохраняют свою «самостоятель­ность» и в чем они ее утратят».

Федерация – сложное образование, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования (в РФ – то и другое вместе).

Признаки федеративного государства:

1. Входящие в состав федерации государственные обра­зования и государства называются ее субъектами. Субъекты федерации обладают значительной степенью самостоятельности (штаты – в США, земли – в ФРГ, республики, края и области – в РФ) или даже суверенитетом (кантоны – в Швейцарии). Число их может быть различно, отличаются они и наиме­нованием. Так, в составе США пятьдесят штатов, ФРГ — шестнадцать земель, Швейцарии — двадцать три кантона.

2. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо федерация со­здается, используя и первое, и второе начала. Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ, Мексика, Бразилия и др.), в то время как образо­ванные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие слож­ности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловле­на многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. Они присутствуют и в устройстве таких федераций, как Канада, Индия. При этом федеративное устройство может способствовать решению нацио­нального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграни­чивая полномочия центра и регионов.

3. Наличие федеральной конституции и конституции субъекта федерации (не везде).

4. Единое гражданство и гражданство субъектов федерации (не во всех).

5. Две системы законодательной, исполнительной и судебной власти: федеральная и от каждого субъекта федерации. Наличие в федерации двух сис­тем высших органов – федерации в целом и ее субъек­тов – вызывает необходимость разграничить их компетен­ции (предметы ведения).

6. Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 г. на Конвенте в Филадельфии разрабатывалась и принималась Конституция первой в мире федерации – Соединенных Штатов Америки, возникли разногласия о порядке представительства штатов в Конгрессе. В качестве компромисса было решено создать две палаты – Палату представителей, число конгрессменов в которой зависит от населения штатов, и Сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения представлен двумя сенаторами. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира.

7. Территории федераций состоят из территорий входящих в них го­сударств и государственных образований. В то же время территория всех субъектов составляет единую территорию страны. «Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории», – говорится в статье 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не призна­ется, что обеспечивает единство и целостность государства. Республи­ки, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 г. об образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось за все шестьде­сят девять лет существования Союза. Попытка южных штатов выйти из состава США привела к граждан­ской войне 1861 – 1865 гг. и к утверждению принципа неделимости федерации, получившего подтверждение в заявлении Верховного суда о том, что Соединенные Штаты есть нерушимый союз, состоящий из нерушимых штатов. На большой государственной печати США, отра­жая данное положение, начертаны слова: «Из множества — единство».

8. Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с об­щефедеральной конституцией и законодательством конституции и за­коны имеют и субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории. Конституция Российской Федерации и феде­ральные законы имеют верховенство на всей территории Федерации. Конституция и законы США являются высшими законами страны. Аналогичные положения содержатся в конституциях ряда других госу­дарств (Аргентины, Венесуэлы, Канады, Мексики), распространяя дей­ствие общефедеральных законов, принятых по вопросам компетенции федерации, на всю ее территорию.

9. Способы размежевания компетенции, применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее рас­пространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других странах конституции устанавливают сфе­ры, подпадающие под исключительную компетенцию феде­рации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и иных государствах конституции, кроме того, пре­дусматривают сферу действия совместной компетенции фе­дерации и ее субъектов.

10. Единые вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная система.

11. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

В литературе нередко отмечается, что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверждений есть: в Союзе, особенно в период расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень высока. Тем не менее, СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) госу­дарства.

Конфедерация – это союз суверенных государств, об­разуемый для достижения определенных целей (военных эко­номических и др.).

Признаки конфедерации:

1. Создание конфедерации, как правило, закрепля­ется договором.

2. Решения общеконфедеративных органов для членов конфедерации не являются обязательными, и их невыполнение не влечет никаких санкций.

3. Конфедерация государственным суверенитетом не обладает.

4. Конфедерация образует лишь те органы, которые необходимы для выполнения ее целей и задач.

5. Члены конфедерации имеют собственные источники доходов.

6. Суверенные государства имеют собственное гражданство, армию, системы органов власти, управления, правосудия, не имеют общей конституции.

7. Право выхода из состава конфедерации и нул­лификации, то есть отмены действия актов органов конфедерации на своей территории.

Такая форма объединения государства, как конфедерация, сочетает признаки международно-правовой и внут­ригосударственной организаций. Конфедерации как объединения го­сударств создавались для достижения главным образом внешнеполи­тических и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государств, некоторые из них распались, другие явились переходной формой к более прочным федеративным связям. Такие федерации, как США, Швейцария, прошли в прошлом стадию конфедеративного союза. Конфедерациями были: Нидерланды (1579 – 1795), США (1776 – 1787), Швейцарский союз (1815 – 1848), Германский союз (1815 – 1866) и другие.

Конфедерация есть союз государств, объединенных одним или не­сколькими общими органами при сохранении каждым государством своего суверенного существования. Попытки создания конфедераций имелись и в XX в., но они оказались неудачными. Современные конфе­дерации просуществовали недолго. Это созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии – Объединенная Арабская Рес­публика; а также Сенегамбия, объеди­нившая на несколько лет Сенегал и Гамбию.

Каждое суверенное государство вправе самостоятельно определять характер своих отношений с другими государствами, действуя на осно­ве общепризнанных принципов и норм международного общения, а также решать проблемы внутреннего устройства в соответствии со сво­ими интересами.

Здесь союзные органы лишь координи­руют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объеди­нились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

 

В последние десятилетия появилась особая форма ассо­циированного государственного объединения. Примером тому является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Представляется, что процесс совре­менной европейской интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному устройству, а от него – и к федеративному всеевропейскому государству.

Независимо от форм национально-государственного устройства территории государств подразделяются на административно-террито­риальные единицы. Административно-территориальное устройство не сводится к простому географическому делению территории. Оно необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления. В его основу положено несколько принципов, наиболее универсальными среди которых являются экономический, националь­ный и политический.

Экономический принцип предполагает учет естественно-географи­ческих и производственных особенностей страны, размеров ее терри­тории, численности и плотности населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил.

Национальный принцип немаловажен в многонациональных государствах. Его суть в том, чтобы одноименные народы не были искусственно, вопреки их желанию, разделены по различным административно-территориальным единицам. Характерное действие этого принципа можно наблюдать в административно-территориальном устройстве многонационального Дагестана – субъекта Российской Федерации. Отдельные районы этой республики – Лакский, Ногайский, Табаса­ранский – носят наименование тех народов, которые в них преоблада­ют и являются коренными.

Политический принцип предполагает так установить администра­тивно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуп­равления.

Комплексное применение экономического, национального и поли­тического принципов, с учетом сложившихся традиций и иных факто­ров, позволяет осуществить рациональное выделение административ­но-территориальных единиц. Их характерные признаки: четко очер­ченные границы, компактность, непрерывность и экономическая це­лостность территории, право населения формировать органы государ­ственной власти и местного самоуправления. Именно в силу этого права определенная территория обретает черты, присущие социально-политической организации, и получает статус административно-тер­риториальной единицы.

Административно-территориальное устройство каждой страны имеет особенности, а ее подразделения – свои наименования. В фе­дерациях на административно-территориальные единицы делятся территории их субъектов, в унитарных государствах – вся территория страны.

Так, например, в США территории штатов, кроме Коннектикута и Род-Айленда, делятся на графства. В двадцати штатах графства под­разделяются на низовые административно-территориальные единицы: тауншипы и тауны. В штатах создаются специальные округа, в том числе и школьные.

Территории субъектов Российской Федерации делятся на районы, города, села и поселки. В некоторых областях предприняты попытки восстановить существовавшие в России до Октября 1917 г. волости и уезды, а сами области и края переименовать в губернии.

Организация России с точки зрения ее внутреннего построения с учетом национальных и территориальных факторов представляется сложной и настолько важной, что от нее в значительной степени зави­сят настоящее и будущее нашей страны и ее государственности.

До Октября 1917 г. Россия представляла собой унитарное государ­ство, главным звеном административно-территориального устройства которого были губернии. На окраинах империи на правах губерний с рядом особенностей создавались войсковые области, где формировались специальные войсковые казачьи части, выполнявшие главным образом оборонительные, но вместе с тем и хозяйственные функции. Ряд регионов (Польша, Финляндия, отдельные районы Средней Азии) пользовались достаточно широкой самостоятельностью.

Все это с формирующейся культурно-национальной автономией обеспечивало необходимую устойчивость территориальной организа­ции Российской империи.

Революционные события 1917 г. охватили все основные сферы рос­сийской действительности, всколыхнув мощное национальное движе­ние и активизировав стремление народов к национальной государст­венности. После установления советской власти создание федератив­ного государства, построенного по национально-территориальному принципу, стало государственной политикой.

В январе 1918 г. III Всероссийский съезд Советов принял Деклара­цию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, согласно которой Советская Российская республика учреждалась на основе свободного союза свободных наций как федерация советских национальных рес­публик, что нашло отражение и в Конституции РСФСР 1918 г. В статье II этого Основного Закона говорилось о том, что Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объ­единиться в автономные областные союзы, которые входят на началах федерации в РСФСР. Так была заложена правовая основа для созда­ния федерации по национально-территориальному принципу.

Русский народ не имел своей собственной государственности, пред­полагалось, что ею является вся Российская Федерация, в границах которой в качестве ее субъектов образуются автономии. В таком виде Российская Федерация в 1922 г. объединилась с другими республика­ми в Союз ССР.

С прекращением в 1991 г. существования СССР в Российской Фе­дерации активизировались процессы суверенизации. Автономные рес­публики отказались от статуса автономий и приняли Декларацию о государственном суверенитете, автономные области (за исключением Еврейской) провозгласили себя республиками, некоторые автономные округа ставят вопрос о выходе из состава краев и областей, о преобра­зовании их в республики.

Таким образом, Российская Федерация в настоящее время строится по национально-территориальному и территориальному принципам. Первый положен в основу формирования республик и автономий, второй — краев, областей, городов федерального значения как субъектов Федерации.

Разновариантный характер субъектов Федерации, ее асимметрич­ность требуют четкого, в первую очередь правового, механизма функ­ционирования государственных структур различных уровней, отлаженности системы федеральных связей. Российская Федерация фор­мировалась как федеративное государство на основании закона. Лишь одна автономная республика вступила с Россией в договорные отноше­ния. 20 марта 1919 г. было подписано Соглашение центральной Совет­ской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии. Создание в 1922 г. Союза ССР было юридически закрепле­но договором.

Договорный характер регулирования федеративных отношений был использован в 1992 г. для разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъ­ектов Российской Федерации. Но этим договором Федерация не созда­валась, им лишь упорядочивались отношения внутри ее. Две республи­ки (Татарстан и Чечня) Федеративный договор в 1992 г. не подписали. Но переговорный процесс продолжался, и в 1994 г. был подписан До­говор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграниче­нии предметов ведения и взаимном делегировании полномочий. С мо­мента принятия действующей Конституции РФ такие договоры под­писаны с 46 субъектами Федерации.

Россия многонациональна и федеративна. Это положение должно лежать в основе российской государственной политики. Учет особен­ностей республик и регионов, наделение их равными социально-эконо­мическими, бюджетно-финансовыми и иными, связанными с собствен­ностью и рыночными отношениями, правами позволит при сохранении многообразия добиться единства по важнейшим стратегическим на­правлениям, определяющим облик общества, благополучие его наро­дов. Возможно, наряду с национальной автономией, созданной по национально-территориальному принципу, образование террито­риальных автономий, основанных по воле населения и его исторически сложившейся культурно-этнической общности (казачества, напри­мер), где это не ущемляет интересов других народов.

Вместе с национальной и территориальной автономией в Россий­ской Федерации широкое распространение можете получить культур­но-национальная автономия (немцы Поволжья и других регионов) с тем, чтобы учесть и сбалансировать интересы различных народов.

Все это призвано способствовать укреплению российской государ­ственности, объединившей в федерации многие народы, исторические судьбы которых нерасторжимы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.